Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 00:11, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении современной банковской системы Республики Беларусь, ее структуры, особенностей функционирования и направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть сущность банковской системы Республики Беларусь на современном этапе.
2. Проанализировать особенности функционирования банковского сектора на основе фактических и статистических данных;
3. Рассмотреть основные направления повышения стабильности банковской системы, а также прогнозы по развитию на 2011–2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ..…………….....5
1.1 Понятие и сущность банковской системы………………......................…5
1.2 Структура, виды и задачи банковской системы.………….....…………...8
1.3 Функции банков и банковской системы в целом……………………….12
1.3.1 Центральный банк страны как основной элемент современной банковской системы, его функции и задачи..………………….……………13
1.3.2 Понятие коммерческого банка, его основные операции………….17
2. СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ……………………………..……………….….22
2.1 Общеэкономические условия функционирования и показатели развития банковской системы в Республике Беларусь……………………………..……....22
2.2 Финансовый анализ деятельности банков Республики Беларусь ……..31
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………….…..…………………………..…35
3.1 Особенности и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….....35
3.2 Совершенствование банковской системы, банковского надзора, финансового рынка, платежной системы Республики Беларусь………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….........48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..50
Термин «коммерческий банк» означает «деловой» характер банка, т.е. коммерческий банк ‒ это банк, обслуживающий все виды хозяйственной деятельности на коммерческих принципах.
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, называемых финансовыми посредниками. Посредническая функция ‒ важнейшая в деятельности банков. Это, прежде всего, посредничество в кредите. Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, временно высвобождающийся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале. Перераспределение фондов осуществляется от кредитора к заемщику при посредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и увеличиваются общие издержки по перемещению средств.
Организационное устройство банков обусловлено его производственными функциями, потому организационная структура управления банками построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие перед ним задачи. Более крупный банк предлагает и более широкий спектр услуг своим клиентам. Размеры банка являются определяющим, но не единственным фактором при построении организационной структуры управления банка. Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных институтов. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. Банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг. Влияние размеров банка на организационную структуру управления примерно одинаково во всем мире. Средние и мелкие банки Республики Беларусь, подобно сотням банков других государств, обслуживающих небольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены привлечением недорогих депозитов от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынке кредитных ресурсов. Спектр проведения активных операций таких банков ограничивается, как правило, предоставлением кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, потребительского кредита населению. На экономические показатели деятельности банков, в первую очередь мелких и средних, оказывает влияние и экономическая ситуация в стране.
Организационная структура управления крупных банков, созданных на базе существовавших отделений Белорусской конторы Госбанка СССР, гораздо сложнее. Крупные банки Республики Беларусь, такие, как АКБ «Приорбанк», АКБ «МинскКомплексбанк», АКБ «Белвнешэкокомбанк», менее всего зависят от благополучия своих клиентов, а большую часть своих доходов получают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым преимуществом ‒ они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами Республики Беларусь такие банки лучше приспособлены, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков, и имеют больший доступ к мировому капиталу.
К основным видам деятельности коммерческих банков относятся:
‒ предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;
‒ кассовое обслуживание;
‒ открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов,
‒ осуществление расчетов по их поручению;
‒ ломбардная деятельность;
‒ факторинг и форфейтинг;
‒ поручительство (предоставление гарантий);
‒ доверительное управление активами;
‒ банковское хранение;
‒ предоставление сейфов в имущественный найм;
‒ перевозку ценностей;
‒ деятельность по обмену валюты;
‒ инвестиционное посредничество;
‒ финансовое посредничество;
‒ дилинг с наличной и безналичной валютой;
‒ деятельность депозитария;
‒ инвестиционное консультирование;
‒ финансовое консультирование;
‒ деятельность инвестиционного банкира;
‒ деятельность инвестиционного поверенного;
‒ выпуск векселей;
‒ скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Коммерческий банк может осуществлять свою деятельность и в иных сферах [14, с.73-78].
Как отмечает А.М. Плешкун, на бытовом уровне понятие «банки» чаще всего ассоциируется с хранилищем денег, однако более широкий подход предполагает изучение разнообразных точек зрения на это понятие. В частности, банки рассматриваются как посредническая организация, торговое предприятие, хозяйственный субъект, учреждение, организационная структура, собственность, владение, субъект финансового рынка, объект надзора и регулирования [6, с. 188].
Банки Республики Беларусь имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента их регистрации в Национальном банке. До государственной регистрации банк должен в полном объеме сформировать уставный фонд, который состоит только из собственных средств учредителей. Для контроля за законностью происхождения средств, вносимых в уставный фонд, предусмотрено их декларирование [7].
По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные, государственные, частные, кооперативные, смешанные. Во всех странах преобладают акционерные банки.
Современный коммерческий банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях срочности, платности и возвратности. Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям, а также – организация денежного обращения.
Вследствие того, что коммерческие банки также регулируют количество денег в обращении, они обеспечивают относительно стабильный уровень потребительских цен. Более 90% всей потребности в денежных средствах для осуществления активных операций банк покрывает за счет привлеченных средств, основную часть которых составляют депозиты, то есть деньги, внесенные в банк клиентами (частными лицами и компаниями) [8, с. 423].
На сегодня согласно действующему законодательству в Беларуси действует стопроцентная гарантия сохранности сбережений независимо от суммы вклада. Новая действующая система гарантирования вкладов, в основу которой легло создание Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц, обеспечивает вкладчикам главное – уверенность в том, что их деньги не пропадут. В настоящее время на учете в агентство приняты 26 коммерческих банков, то есть все те, которые могут привлекать вклады от населения.
Стопроцентное гарантирование сохранности вкладов также существует с недавнего времени только в Австрии, Германии, Греции, Ирландии и некоторых других странах.
В настоящее время коммерческий банк способен предложить клиенту более 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг.
Однако далеко не все банковские операции повседневно используются в практике конкретного банковского учреждения.
В связи с этим банковские операции делятся на:
– активные (операции по размещению собственных и привлеченных средств банка с целью извлечения прибыли);
– пассивные (операции, связанные с пополнением или расходованием капитала банка, т.е. по привлечению и возврату средств);
– операции посреднического характера (их банк выполняет по поручению клиента за определенную плату, число таких операций постоянно растет);
– прочие операции банков – это операции, сопутствующие деятельности банка и направленные на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности и ликвидности банка [8, с.423].
Важным для деятельности банка является не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение результатов работы с другими банками.
На сегодняшний день рейтинги банков стали главным информационным ресурсом в банковском секторе. Рейтинговые агентства, как правило, определяют степень рискованности ведения финансовых операций на различных рынках, а также группируют банки в рейтингах по степени рискованности вкладов в них.
В международной практике используются разные методики составления банковских рейтингов. Обычно оценку надежности банков, или банковский рейтинг проводят центральные банки или государственные органы надзора за работой банков. Например, в США рейтинг надежности всех американских банков ведет Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. В Германии эту работу выполняет министерство финансов, используя нерейтинговые методики. В нашей стране Национальный банк также проводит работу по оценке надежности и стабильности всех коммерческих банков. Особое внимание уделяется при этом выявлению банков ненадежных, имеющих недостатки в финансовой деятельности.
В настоящее время на мировом рынке действуют несколько рейтинговых агентств, чьи рейтинги принимаются во внимание практически всеми субъектами международной финансовой деятельности. Наиболее влиятельными среди них в настоящее время считаются «Standard & Poor's», «Moody's Investors Service» и «Fitch Ratings» [9].
По состоянию на 1 января 2012 г. в Беларуси индивидуальные международные рейтинги имели 10 банков, при этом семи из них были присвоены рейтинги агентством Fitch Ratings, шести – агентством Moody's Investors Service, и четырем банкам – агентством Standard & Poor's [7].
Вывод:
Выполняя предписанные им функции, банки, играют важную роль в современной экономике. Они обеспечивают аккумуляцию, временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства. Через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения инноваций, расширения и перестройки производств, строительства жилья и др. Банки посредством кредитования оказывают существенное влияние на структурные сдвиги в экономике, содействуют концентрации капитала в наиболее доходных отраслях и сферах деятельности. Выпуская кредитные орудия обращения (векселя, чеки, дебетовые и кредитные карточки, сертификаты и др.) вместо наличных денег, банки способствуют экономии общественных издержек обращения, содействуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам. Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики [42].
2. СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
2.1 Общеэкономические условия функционирования и показатели развития банковской системы в Республике Беларусь
При всей серьезности существующих сегодня внешних вызовов белорусская экономика уверенно противостоит кризисным явлениям. Сохранена работа предприятий реального сектора экономики, обеспечиваются стабильный уровень доходов населения и социальные гарантии.
В 2012 г. развитие денежно-кредитной сферы и банковской системы происходило в динамично меняющихся экономических условиях. На фоне замедления инфляционных процессов в стране был сохранен экономический рост. ВВП за прошедший год увеличился на 1,5%.
В то же время не в полной мере была решена проблема сбалансированного развития экономики. Наблюдался опережающий рост зарплат по сравнению с производительностью труда. Хотя сальдо внешней торговли сложилось положительным (впервые с 2005 г.), в течение года наблюдалось его сокращение Положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами Беларуси в январе 2013 года снизилось до 142,6 млн. долл. с 497,3 млн. долл. в январе 2012 года, свидетельствуют данные Национального банка по методологии платежного баланса.
Во внешней торговле товарами отрицательное сальдо в январе 2013 года составило 86,7 млн. долл. (в январе 2012 года сальдо было положительным в размере 343,5 млн. долл.), в торговле услугами положительное сальдо составило 229,3 млн. долл. (против 153,8).
Внешнеторговый оборот товаров и услуг снизился в январе 2013 года на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 6675,2 млн. долл. Экспорт товаров и услуг упал на 13% до 3408,9 млн. долл., импорт снизился на 4,5% до 3266,3 млн. долл.
Результатом стал рост рисков для ценовой стабильности и внешней устойчивости экономики.
Для ограничения инфляции и стабилизации ситуации на валютном рынке Национальный банк ужесточил денежно-кредитную политику, сократив кредитную поддержку банков и значительно повысив цену поддержки ликвидности. Было приостановлено снижение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка.
Ставка рефинансирования ‒ ставка Национального банка Республики Беларусь, являющаяся базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служащая основой для процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банка (таблица 2.1.1) [23].
Таблица 2.1.1 ‒ Ставка рефинансирования
Дата начала действия |
Размер ставки рефинансирования, % годовых |
13.03.2013 г. |
28,5 |
12.09.2012 г. |
30 |
15.08.2012 г. |
30,5 |
18.07.2012 г. |
31 |
20.06.2012 г. |
32 |
16.05.2012 г. |
34 |
02.04.2012 г. |
36 |
01.03.2012 г. |
38 |
15.02.2012 г. |
43 |