Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 00:11, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении современной банковской системы Республики Беларусь, ее структуры, особенностей функционирования и направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть сущность банковской системы Республики Беларусь на современном этапе.
2. Проанализировать особенности функционирования банковского сектора на основе фактических и статистических данных;
3. Рассмотреть основные направления повышения стабильности банковской системы, а также прогнозы по развитию на 2011–2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ..…………….....5
1.1 Понятие и сущность банковской системы………………......................…5
1.2 Структура, виды и задачи банковской системы.………….....…………...8
1.3 Функции банков и банковской системы в целом……………………….12
1.3.1 Центральный банк страны как основной элемент современной банковской системы, его функции и задачи..………………….……………13
1.3.2 Понятие коммерческого банка, его основные операции………….17
2. СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ……………………………..……………….….22
2.1 Общеэкономические условия функционирования и показатели развития банковской системы в Республике Беларусь……………………………..……....22
2.2 Финансовый анализ деятельности банков Республики Беларусь ……..31
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………….…..…………………………..…35
3.1 Особенности и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….....35
3.2 Совершенствование банковской системы, банковского надзора, финансового рынка, платежной системы Республики Беларусь………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….........48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..50
Развитая национальная банковская система и эффективные финансовые рынки призваны содействовать росту сбережений основных субъектов хозяйственной деятельности в виде банковских депозитов, их трансформации в инвестиции в реальный сектор через банковский сектор, а также противодействовать внешним воздействиям для сохранения внутренней финансовой стабильности. В данном контексте экономическая безопасность Беларуси напрямую связана с банковской системой и финансовыми рынками. В конечном счете именно способность национальной финансовой сферы нейтрализовать внешние отрицательные воздействия, аккумулировать ресурсы в виде дополнительных поступлений средств в бюджеты государства и предприятий определяет независимость (и безопасность) национальной экономики в среднесрочной перспективе.
Принимая во внимание тот факт, что одним из наиболее существенных источников рисков для банковской системы в Республике Беларусь является широкое вовлечение системообразующих банков в финансирование государственных программ, в настоящее время проводится работа по созданию специализированного учреждения государственной формы собственности для обеспечения льготного финансирования таких государственных программ - Финансового агентства развития (далее ‒ Агентство). Помимо снижения нагрузки на банковскую систему создание Агентства будет содействовать повышению качества активов банков за счет передачи на баланс Агентства проблемных активов крупнейших государственных банков, в том числе кредитов, выданных под гарантии Правительства, а также местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь.
Осуществляется дальнейшее совершенствование надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк.
В среднесрочной перспективе также продолжится работа по реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение банками эффективного распределения финансовых ресурсов, управление рисками; расширение состава и качества банковских услуг; укрепление доверия к банковскому сектору и защиту интересов вкладчиков, инвесторов и кредиторов банков; улучшение качественных параметров деятельности банков [40, 41,].
Вывод:
Национальным банком и Правительством Республики Беларусь предпринимаются меры, направленные на улучшение институциональной структуры банковской системы, повышение качества корпоративного управления, дальнейшее совершенствование банковского надзора.
3.2 Совершенствование банковской системы, банковского надзора, финансового рынка, платежной системы Республики Беларусь
Приоритетным направлением развития банковского сектора в 2010 году стало дальнейшее повышение устойчивости его функционирования. Продолжится рост эффективности выполнения банковским сектором функций финансового посредничества.
Последовательное уменьшение масштабов переноса рисков нефинансового сектора экономики на банки окажет позитивное влияние на безопасность и результативность их работы. Введение в действие механизма конкурсного размещения среди банков предложений на участие в кредитовании государственных программ и мероприятий, совершенствование практики предоставления и исполнения государством обязательств перед банками, в том числе по гарантиям, выдаваемым в качестве обеспечения банковских кредитов, улучшат качественные характеристики работы банковского сектора.
Рост капитала будет содействовать как обеспечению устойчивости деятельности банков, так и сохранению инвестиционной привлекательности банковского сектора.
За 2010 год прирост капитала банков составил 24 – 25 процент, а его рентабельность превысил 8 процентов. [39]
Увеличение активов банковского сектора и ресурсной базы (пассивов) банков составило на 33 – 37 процентов. Отношение активов к ВВП по итогам 2010 года повысится до 47,2 – 47,8 процента.
Требования банков к экономике в общем объеме активных операций возрастут на 36 – 41 процент и достигнут 35 – 35,8 процента к ВВП.
Выдача кредитов банков на инвестиции в 2010 году прогнозировалось в размере 5,2 – 5,7 трлн. рублей, в том числе на жилищное строительство – 2,6 – 2,8 трлн. рублей.
Улучшится качество корпоративного управления, включая достижение большей прозрачности деятельности банков, эффективности риск-менеджмента, совершенствование отношений органов управления банков, акционеров и заинтересованных лиц. Формирование и дальнейшее улучшение банками систем управлениями рисками, приближение их к соответствующим международным стандартам уменьшит подверженность банковского сектора рискам, принимаемым на себя. Наряду с этим положительное влияние на риски банковской деятельности окажет проведение мер по согласованности динамики роста активов банковского сектора с темпами экономического роста. Ожидается, что качество активов банков в 2013 году останется на высоком уровне и доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 4 процентов. Доля проблемной задолженности клиентов и банков по кредитным операциям не превысит 2 процентов.
Основу отношений Национального банка с банками составит формирование нормативной базы, регламентирующей деятельность банков и надзор за их функционированием. Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора останется приближение к международным стандартам, включая предусмотренные соглашением по капиталу (Базель II), а также использование подходов к банковскому регулированию и надзору, проверенных мировой практикой.
Для улучшения качества управления деятельностью банков и инвестиционной привлекательности их бизнеса, повышения прозрачности банковской статистики в 2013 году продолжится работа по внедрению в банковском секторе международных стандартов финансовой отчетности путем совершенствования национальных стандартов, правил и принципов, направленных на формирование достоверного учета и отчетности, повышение требований к объему, качеству, периодичности публикуемой информации.
Развитие рынка ценных бумаг в 2013 году способствует активизации инвестиционных процессов в стране, повышению действенности инструмента процентных ставок и эффективности реализации денежно – кредитной политики. Повысится роль финансового рынка в процессах перераспределения финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных задач, снижении рисков.
Основой рынка ценных бумаг останется рынок государственных ценных бумаг. Его объем, и другие параметры определятся потребностью бюджета в заемных средствах при соблюдении принципа обеспечения экономической безопасности государства. Сохранится активная роль банков в качестве инвесторов на рынке государственных облигаций. В целях улучшения структуры государственного долга, повышения его ликвидности продолжится работа по переоформлению задолженности
Правительства перед Национальным банком в государственные ценные бумаги. Национальный банк для регулирования ликвидности банковской системы осуществит выпуск на аукционной основе своих краткосрочных облигаций и проведение на открытом рынке операций с государственными ценными бумагами. Расширится практика выпуска банками собственных облигаций. Условия налогообложения на отдельных сегментах рынка облигаций позволят банкам активнее расширять ресурсную базу и совершенствовать ее структуру для увеличения потенциала долгосрочного кредитования, в том числе на жилищное строительство.
В области валютного регулирования Национальный банк перейдет от разрешительного к регистрационному порядку проведения валютных операций, связанных с движением капитала, в части получения резидентами Республики Беларусь займов (кредитов) от нерезидентов Республики Беларусь на срок более 180 дней.
В отношении открытия счетов за пределами Республики Беларусь Национальный банк перейдет от разрешительного к регистрационному порядку открытия резидентами Республики Беларусь счетов в банках государств – членов ЕврАзЭС в национальной валюте того государства, на территории которого открывается счет.
Вывод:
Национальный банк осуществит мероприятия по совершенствованию валютного контроля путем внедрения прогрессивных методов его проведения на базе современных коммуникативных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе рассмотрения данной темы в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:
Для стабилизации ситуации был принят ряд мер. Банковскому сектору оказана дополнительная ресурсная поддержка со стороны государства в лице правительства и Национального банка. Так, Национальным банком внедрен механизм исключительного беззалогового кредитования банков. Снижены нормативы обязательного резервирования от привлеченных средств, что позволило возвратить банкам значительную часть обязательных резервов, в сумме около 500 млрд. рублей.
Особое значение имели меры по повышению финансовой устойчивости белорусских банков и, соответственно, укреплению доверия к банковскому сектору страны. Значительную роль в этом плане сыграло принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 года №22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)». В соответствии с ним государство гарантировало полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и во вклады в банках Беларуси, и возмещение 100 % суммы этих средств.
Отменено декларирование денежных средств, размещенных физическими лицами на счетах и во вклады в банках Республики Беларусь, их выдачи, а также перевода со счетов в банках других государств в банки Беларуси. Кроме того, декрет существенно укрепил финансовый потенциал Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в текущем году будет направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых является удержание стабильности банковского сектора, защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Необходимость формирование резервов, используя преимущественно валюты стран ‒ основных торговых партнеров. Нельзя допускать в международных финансово-экономических отношениях доминирования одной валюты. На внутреннем рынке следует максимально широко использовать национальную валюту.
В истекшем году банки проводили целенаправленную работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличилось потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов, расширялось использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалось качество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания населения
Принципиально важным сегодня является проведение взвешенной процентной политики. Национальный банк исходит из того, что сложившийся в настоящий момент уровень процентных ставок следует рассматривать как предельный. Нет объективных причин для их дальнейшего повышения. Проводимые антиинфляционные мероприятия позволят по мере замедления темпов инфляции постепенно перейти от роста процентных ставок по депозитам и кредитам к их постепенному снижению. Это сделает кредиты банков более доступными для предприятии и населения и создаст дополнительный стимул к достижению высоких темпов экономического роста.
Национальный банк и банковский сектор в соответствии с утвержденными главой государства основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 ‒ 2015 год продолжат последовательно проводить политику, направленную на обеспечение стабильности белорусского рубля, формирование макроэкономических и финансовых условий, содействующих экономическому развитию страны
1. Алексеева, Т. Развитие банков – вклад в укрепление экономики / А. Алексеева, О. Жуковец // Финансы, учет, аудит. – 2007. – №5. – С. 32–34.
2. Алымов, Ю.М. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь-сентябрь 2011 г. и задачи банковской системы по их реализации в IV квартале 2011 г. / Ю.М. Алымов // Банковский вестник. – 2011. – №31. – С. 5–9.
3. Богданкевич, С. Банковская система Беларуси: стабильное развитие или балансирование на грани кризиса / [Банковская система РБ; денежный рынок РБ; ресурсы банков] // Национальная экономическая газета. ‒ 2005. ‒ №31 ‒ C.22
4. Бюллетень банковской статистики. Ежегодник (2000–2010). Национальный банк РБ. – 209 с.
5. Грищенков, Г.З. Основы банковского дела: учеб.-метод. комплекс / Г.З. Грищенков, И.А. Осипов. – Минск: МИУ, 2006. – 179 с.
6. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.Е. Алпатов [и др.]; под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2003. – 624 с.
7. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444 с.
8. Деньги, кредит, банки: учебник / О.И.Лаврушин [и др.]; под ред. О.И.Лаврушина. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
9. Дубков С. Банковская система и банковский надзор в Республике Беларусь в условиях мирового финансового и экономического кризиса / С. Дубкова // Банкаўскі веснік. ‒ 2009. ‒ № 19. ‒ С.7‒14.
10. Егоров, Г. А. Главный внешнеторговый банк. [Банки РБ; ОАО “Белвнешэкономбанк”; банковская система] // Экономика Беларуси. ‒ 2005. ‒ № 2 ‒ С.84-86
11. Желиба, Б.Н. Денежно-кредитная политика и национальная валюта [Денежно-кредитная, кредитно-денежная политика РБ; национальная валюта, банковская система РБ] // Экономика и управление. ‒ 2005. ‒ №1 ‒ С.22‒27