Банковские кризисы России 2004 и 2008 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить причины и факторы возникновения банковских кризисов 2004 и 2008 годов. Сравнить характеристики обеих кризисов, что изменилось при принятии мер государства по сравнению с 2004 годом. Узнать какие меры принимало государство и итоги данных кризисов; каковы их последствия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть типы и формы банковских кризисов, а также их причины и их факторы;
- ознакомиться с подходами к прогнозированию банковских кризисов, что даёт нам понять, что кризис наступил, то есть проанализировать " диагностику кризисов";

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….....…2
1 ТЕОРИЯ БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ …….................................................…4
1.1 Понятие, типы и формы банковских кризисов……………………..…. ...…4
1.2 Причины кризисов, "Диагностика кризисов" ……………………………....6
1.3 Меры государственного воздействия на преодоление их ……………...….8
1.4 Банковское регулирование и надзор …………………….........................…12
2 БАНКОВСКИЕ КРИЗИСЫ РОССИИ В ДВУХТЫСЯЧНЫХ ГОДАХ…....16
2.1 Кризис 2004 года. Причины, история проявления, меры государства, результаты воздействия, итоги ……………………......................................…..16
2.2 Кризис 2008 года. Причины, история проявления, меры государства, результаты воздействия, итоги ……………………………………………...…20
2.3 Общее и различное………………………………………………………..... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....26
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………….…………......................................................27-35

Файлы: 1 файл

Курсач банковские кризисы в 2000-х годах КАЗНАЧЕЕВ.docx

— 183.46 Кб (Скачать файл)

Причинами , давшие толчок данному  кризису;

Выводы о непосредственных причинах кризиса расходятся. По общему мнению, объективных причин попросту не было: в обращении  достаточно средств, экономическая ситуация относительно стабильно держалась, ничего особого не ожидалось.

-Частые проверки коммерческих  банков.

Являются одной из причин действием ЦБ, который начал проверять  КБ, которые подали заявки на вход в  систему страхования вкладов.27 июня был по закону последний день для банков желающих работать с частными вкладчиками. Поэтому проверки со стороны ЦБ  не были неожиданными для КБ. Если предполагать о действии власти , то Федеральная служба по финансовому мониторингу и ЦБ считаются соавторами банковского кризиса. Когда после закрытия Содбизнесбанка, Зубков пообещал заняться несколькими банками, что стало распространением "черного списка". ЦБ выглядел беспомощным., и его оповещения об отсутствии опасности были не утешительны для КБ. Цитата А.Козлова "Это элементарный пример недобросовестной конкуренции. Нам известно, кто это сделал (распространил слухи о “черных списках”), тут уж, как говорится, шило в мешке не утаишь. Никакого кризиса нет. Эта идея была специально вброшена с целью защитить отдельные недобросовестные капиталы и дискредитировать власти, в первую очередь, Центробанк" Так же панику увеличили выводы экспертов, которые подсчитали что банков примерно от 200 до 400.

- Целенаправленное банкротство.

Сейчас наблюдаются целенаправленные действия от ЦБ, который банкротит  некоторые банки. В данном случае, молчание о целях ЦБ, попросту логично. Вполне схожая ситуация с 1998 годом, либо другие, такие как; здание банка расположено  в доступном месте где лучше, по их мнению, построить отель. Банки  так и думают. Такие вот действия от ЦБ, когда одних топят, а других спасают, и в правду может создать  ситуацию кризиса, которая захватит всю банковскую систему России.

- "Нас заказали!"

Распространено мнение, что "июньский кризис"- попытка иного  предела собственности. Банки контролируют лакомые активы которые не входят в банковский сектор, передает "РБК". В открытую заявляли что компания против них, это происки "недобросовестных конкурентов". Но эксперты считают, что данных заказчиков надо искать  не в банковском секторе. Причины  просты, в этих ситуациях проигрывают  все, поскольку недоверие граждан  направлены на всю банковскую систему.

-Коммерческие банки снова  хромают.

Данная причина говорит  о том что в России все плохо, и что начальные проверки от Банка  России показали "тухлость" банковской системы. Но ЦБ, до этого, не раз заявлял  что банки успешно преодолели последствия  кризиса, и что КБ снова "на плаву". И если в данной ситуации ЦБ посчитает плохое состояние КБ, то значит он провозглашает себя полностью бессильным.

Данные четыре причины  вполне могут являться поводом для  кризиса 2004 года. На что государство, начало принимать определенные меры, чтобы данный кризис "умолк". Рассмотрим некоторые пути.

Меры принимаемые ЦБ по преодолению банковского кризиса.

Меры принимаемые правительством России направлены на предотвращении девальвации рубля, на обеспечение  банковского сектора ликвидностью, на спасение банков банкротов. Предотвратить  массовую панику и отток вкладов  из банковской системы.

Некоторыми из мероприятий  являются;

1. Введение ответственности  для должностных лиц и общественных  деятелей за предоставление необдуманной  и неточной информация, и за  произвольные оценки, которые являются  причинами страха и паники  среди населения. 

2. Возрождение межбанковского  кредитования. Желательно, чтобы рассмотреть  меры по стимулированию межбанковского  кредитования. Одной из возможных  мер является введение государственных  гарантий по кредитам, предоставленным  банкам, сделанный в соответствии  с критериями надежности, подобный  системе АСВ (Агентство по страхованию  вкладов).

3. Безусловное выполнение  всех программ кредитования для  реального сектора экономики  банками. Продолжение кредитования  постоянных клиентов этих банках.

4. Понижение ставки рефинансирования с текущих 12% до 10%.

5. В июле  2004 года, ЦБ берет на себя обязанности гаранта банковских вкладов населения, которые были внесены после 27 декабря 2003 года, не имея никаких претензий к банкам, которые не входят в систему гарантирования вкладов. Задачей было  -успокоить население, вне зависимости от банка в котором у них вклад. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) решало вопросы по страхованию, за счет взноса РФ в размере 1 млрд. руб., на его развитие и доходы полученные  от размещения средств. По данным ЦБ, КБ с лицензией имеющие право на привлечение денежных средств физ. лиц, с положительными заключениями на 25.04.2005, составляло 817 банков.

Целью страхования, являлось укрепление системы, доверие со стороны  вкладчиков, и уменьшение в банках внутренних рисков.

 

Последствия кризиса, смело  говоря, оказались не столь значительны, утверждая тем что коммерческие банки России легко отделались. На помощь к ним пришел ЦБ и правительство, которые приняли новый закон  о страховании вкладов во всех кредитных учреждениях, плюс к тому "впустил" в экономику страны дополнительные денежные средства. Данный кризис был полностью закономерен, учитывая "сопливость" экономики  страны в целом. Его можно видеть как один из этапов совершенствования  банковской системы, по принципам западных, более успешных, банков.

Столь разрушающий эффект нанесли как экономические, так  и психологические факторы , которые  по отдельности не имеют серьезного опасения. Так же свои минусы в Банковский кризис внесли правильные, но опоздавшие действия Банка России, раздутие проблемы некоторыми СМИ и т.д. Все эти  поверхностные проблемы легли на банковскую систему, при вхождении  её в страхование вкладов, переход  на международные финансовые отчеты и требовательности по "прозрачности" наших коммерческих банков. Данный кризис заметно оказал на развитие банковской системы. В течении года была усилена роль госбанков и  банков с иностранным капиталом.

Главным уроком для банковской сферы, из данных происшествий с мая  по июль 2004 года, является то, что сложнейшие и старые проблемы банковского дела, никогда не делаются в один миг.

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.2  Кризис 2008 года.

  (Причины. История проявления. Меры принимаемые государством. Результаты воздействия. Итоги.)

 

 Кризис 2008 года по началу  был отнесен как кризис частного  сектора, который набрал свою  высоту из-за условий внешней  торговли, оттока ин. вложений и  сложных процедур кредитования  за рубежом России. Днём начала, этого кризиса, по праву считают  днём, когда фондовые индексы  резко упали (19 мая 2008 г.) (Приложение 3.1) Спад индексов произошел во  времена иных действий властей:  А) Путин и заявление на компанию "Мечел", В) Война в Осетии, С) Независимость Абхазии и  Южной Осетии,  D) Заявление Кудрина  о якобы отсутствии финансового  кризиса, Е) меры по спасению  основных банков, F) Фин.кризис в  октябре 2008 г. G) Президент дополнительно  снабжает деньгами финансовую  систему

Естественно что данный кризис не произошел сам собой. Причинами  его являются как и внутренние причины так и за рубежом. Некоторыми внешними причинами кризиса в  России: огромный упадок цен на нефть  от 150$ до почти 40$ за баррель. Финансовая катастрофа в Соединенных Штатах и пошаговая цепная реакции во всем мире. Мировой кризис ограничил  доступ компаний России к дешевым  кредитам за пределами страны.

 

Внутренние причины; Сильнейшая зависимость экономики страны от цен на энергоносители (газ, нефть). Экономика направленная на экспорт  товаров встречается лицом к  лицу с ситуацией, когда спрос  и цена на сырьевые товары уменьшились. Банковская система еще не в полной силе после предыдущего кризиса, Сбербанк остается на рынке услуг  монополистом, огромная часть граждан  не стремятся сберегать деньги в  КБ. Вся банковская система , считай стоит на трёх банках (Сбербанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк) и достаточно зависит  от данных банков, при этом большой  контроль за ними несет государство. Направленные действия власти по отношению  к бизнесу (ТНК-ВР и т.д.). Мог так  же повлиять и конфликт  между  Грузией. Значительный отток иностранных  вложений в середине года. Неоднократно сказанная "сопливая" банковская система, что могло стать причинами  кризиса ликвидности и банков в России, из-за чего были перекрыты  пути к дешевым кредитам для предпринимательства.

Данный кризис повлиял  на всю экономику страны, показатели реального ВВП резко упали (приложение 3.2), По итогам, закончившихся 14 ноября 2008 года, РТС и ММВБ стали лидерами падения среди мировых фондовых площадок (приложение3.3), курс доллара  существенно вырос приложение 3.4), по данным Рос.Стата за 2008-2010 год  снизился индекс промышленного производства (приложение 3.5) и т.д.

Мероприятия проводились;

(Изменение учетной ставки, Изменение нормативов обязательного резервирования, Изменение структуры валютных резервов, Увеличение страховой суммы по депозитам клиентов банка, Предоставление государственных гарантий по межбанковским депозитам и новым долговым обязательствам, Адресная финансовая помощь банкам, Расширение кредитования малого и среднего бизнеса, Размещение на депозитах свободных средств государственных компаний и средств бюджета, Рекапитализация банковских институтов)

Стремясь погасить кризис, в августе Мин.фин. положило на счета  КБ 166 млрд.рублей, в сентябре ещё 763 млрд.рублей. В октябре президент  России, заявил, что государство  выдаст кредит,  до 950 млрд. рублей на 5 лет минимум. Сбербанк получил 500 млрд. рублей, ВТБ - 200 млрд. рублей, Россельхозбанк - 25 млрд. рублей, остальные 225 млрд. смогут получить другие банки России, по условию  то что кредит не превышает 15% от УК , а обладатели этих банков готовы внести 2 рубля на каждый рубль государственных.

Медведев, выделил 20 млрд. на покупку акций для улучшения  ситуаций на фондовом рынке. Внешэкономбанк выделил 50 млрд. на заём тем компаниям, которые не могут выплатить валютные долги.  Думой в октябре 2008 года , были приняты законы для поддержки  ликвидности. В ноябре 2008 президент  РФ на встрече с Торгово-промышленной палаты, заявил о необходимости сокращения числа посредников, которые принимают  участие в распределении гос. ресурсов, а так же о усиление контроля за банковской деятельностью  со стороны государства.

 В целом можно назвать  основные меры государства для  выхода из тяжёлого кризисного  положения:

. Изменение производственной  структуры макроэкономики (расширение  с/х производства, уменьшение расходов  на оборонную промышленность, развитие  сферы услуг).

. Привлечение зарубежных  инвестиций для расширения и  качественного обновления производства.

. Оказание помощи отечественным  производителям в увеличении  выпуска предметов потребления  и повышении конкурентоспособности.

. Внедрение технических  достижений.

. Применение мероприятий,  идущих в противоположном существующим  на данный момент колебаниям  экономической конъюнктуры направлении.

 

Благодаря некоторым из мер, на съезде банков 3 апреля 2009 года, острая фаза кризиса стала позади. Доводами этого являются;

-Цены на нефть установились  на уровне 41 доллар за баррель.

- Девальвация рубля завершилась.  С 2008 года по март 2009, курс рубля  упал на 13,6%.

- Ставки на процент  по межбанковскому кредиту снизились.  Рублевая ликвидность вошла в  покой.

Итогами всего этого, являются то что РФ не первая страна которая  столкнулась с кризисом 2008-2009 года. Экономическая ситуация ежедневно  ухудшалась, из-за внутренних причин, так  и вызванная со внешней стороны. По окончаюнию кризиса данные макроэкономические показатели (приложение 3.6) показывают достаточно не плохие результаты. В 2010 году, так же госсударством направлялись средства на оживление первых  и  самых важных антикризисных мер.(приложение 3.7)

 

Основные выводы кризиса 2008-2009 г.г.

Доходы: антикризисные меры позволили смягчить шок,  доходы населения отыграли падение в 2009 году, снижение заработной платы в  период кризиса компенсировался  увеличением темпа роста пенсий; значительно возросла доля социальных трансфертов в доходах населения, по субъективным оценкам; у половины опрошенных за период май 2008 – 3кв.2010 благосостояние неизменно; Улучшение и ухудшение  их состояния отметили равное количество опрошенных; наиболее улучшилось материального  положения пенсионеров. Но в долгосрочной перспективе высок риск ухудшения  положения именно этой группы домохозяйств; уровень бедности упал до минимального значения за весь постсоветский период (13,1% в 2009)

 

Расходы: резкий рост сбережений в кризис; Структура потребления  во второй половине 2010 стала возвращаться к стандартам 1990х: выросли расходы  на питание и сократилась расходы  на потребительские товары, темпы  роста обеспеченности предметами длительного  пользования начали снижаться; В  использовании денежных доходов  сбережения в 2008 году составляли 5,3%, а  в 2009 г. эта доля выросла до 14,2%; Имеет  место длительная тенденция роста  депозитов физических лиц, привлеченных кредитными организациями, с быстрым  восстановлением после кризиса; Основная масса населения заявляет, что в случае потери источника  дохода их сохранений хватит от месяца до полугода; Домохозяйства, чьи доходы формируются главным образов  за счет пенсий, встречаются среди  сберегателей в 1,3 раза чаще, чем в  среднем по выборке, тогда как  семьи, для которых основным источником средств являются зарплаты – в 1,2 раза реже; Есть объективные предпосылки  для открытия дополнительных входов в традиционную ипотеку за счет снижения кредитных издержек и внедрения  страховых механизмов; Перспективным  представляется внедрение новых  специализированных продуктов, способствующих содействию трудовой миграции и расширению возможностей для пожилых по трансформации  накопленных материальных активов  в ресурсы для текущего потребления.

Информация о работе Банковские кризисы России 2004 и 2008 года