Банковские риски и управление ими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов оценки и управления ими, а также определение путей их минимизации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «банковских рисков» и их классификация;
- рассмотреть методологические основы анализа и оценки рисков;
- узнать как определяются наиболее эффективные методы управления банковскими рисками.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Теоретические и методологические основы управления банковским риском……………………………………………………..…………..…………5
Понятие и причины возникновения банковских рисков..........…....5
Классификация банковских рисков………………………………...11
Анализ действующей практики управления банковскими рисками ………16
Сущность, принципы и подходы управления банковскими рисками………………………………………………………….....16
Методы снижения рисков..………………………………………....20
Совершенствование системы управления банковскими рисками….............30
Заключение ……………………………………………………….......……35
Список литературы…………………………….……………

Файлы: 1 файл

Bankovskie_riski_Velgan.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

В качестве критерия классификации методов управления банковскими рисками, на мой взгляд, идеально подходит степень формализации. Методы, использующие строгие формализированные аналитические зависимости и сложный математический аппарат, следует отнести к формализированным: дифференциальный, интегральный, логарифмический, индексный метод, метод простых чисел, корреляционный, регрессионный анализ, дисперсионный, кластерный, факторный анализ, линейное, стохастическое программирование. Приведенное ниже распределение, полностью условно и предпринимается для отражения наиболее свойственных тому или иному этапу методов управления рисками (см. рис. 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Процесс  управления банковскими рисками

 

Этап идентификации: метод экспертных оценок (дельфийский метод, морфологический  анализ, сценарный анализ, метод  дерева решений, коэффициентный анализ и т. д.), методы непараметрической статистики.

Этап оценки последствий наступления  рисков: дифференциальный, интегральный, логарифмический, индексный метод, метод простых чисел, корреляционный, регрессионный анализ, дисперсионный, кластерный, факторный анализ, линейное, стохастическое программирование.

Этап выбора стратегии: лимитирование, резервирование, хеджирование (включая страхование), диверсификация (включая распределение), оптимизирование.

Этап контроля: метод делегирования полномочий и распределения ответственности, мониторинг, создание системы отчетности.

Важным аспектом в управлении банковскими рисками  является четкая систематизация внутренней нормативной базы. Иными словами, регламентирующие деятельность банка  документы должны иметь строгую иерархию (см. рис. 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующей процесс управления банковскими рисками

 

Рассмотрим, что, по нашему мнению, должен представлять собой каждый из упомянутых выше документов.

«Политика управления рисками в коммерческом банке» является главным, «верхним» документом, в  котором отражается видение руководством банка процесса управления банковскими  рисками, дается классификация рисков для данного банка, определяются основные цели и задачи риск-менеджмента. Данный документ утверждает процедуру разработки и утверждения политики управления банковскими рисками, описывает общие принципы организации и функционирования системы управления банковскими рисками. Действие «Политики управления рисками в коммерческом банке» должно распространяться на все активные и пассивные операции банка, на все иные виды деятельности банка и являться обязательным к исполнению всеми подразделениями и работниками банка.

В Положении  об управлении конкретным банковским риском описывается и регламентируется процесс управления риском, даются определения специализированных терминов, декларируются цели Положения. Также отображаются принципы управления банковским риском, права и обязательства комитетов и подразделений коммерческого банка, основные методы идентификации и оценки риска, структура лимитов. Реализация утвержденного положения является одной из основных функций управления риск-менеджмента.

Методики являются более узкими и конкретизированными документами, регламентирующими использование одного или нескольких инструментов управления риском. В таких методиках необходимо указывать область применения, а также базу для предполагаемых расчетов.5

Основным назначением  различных регламентов является определение взаимодействия структурных подразделений банка в процессе управления банковскими рисками, а точнее порядка применения методологии и инструментария риск-менеджмента.

Важным аспектом создания внутренней нормативной базы по управлению банковскими рисками является полное соответствие действующему законодательству, а также методическим рекомендациям и нормативным актам Банка России.

Каждый банк должен думать о минимизации своих  рисков. Это необходимо для его  выживания. Минимизация рисков - это  борьба за снижение потерь, иначе называемая управлением рисками. Этот процесс включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.6

В основу банковского управления рисками должны быть положены следующие принципы:

  • финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
  • прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;
  • ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;
  • координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.

Завершающий, важнейший  этап процесса управления рисками - предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация. Соответствующие способы вместе со способами возмещения рисков составляют содержание так называемого.

Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений.

Важнейшими  элементами систем управления рисками  являются:

  • четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;
  • создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед председателем правления банка, руководитель подразделения кредитных рисков - перед заместителем председателя правления, т.е. перед членами высшего руководства банка;
  • определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;
  • установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;
  • для всех типов рисков создаются специальные немногочисленные группы по управлению, не зависимые от коммерческих подразделений банка;
  • все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка.

Таким принципам  следует наш Центральный Банк, обязавший все коммерческие банки, имеющих лицензии на совершение операций на финансовых рынках, организовать службу внутреннего контроля подотчетную ЦБ РФ, состав которой утверждается  так же ЦБ РФ.

Следует, однако, помнить, что никакое, даже самое  совершенное управление рисками  полностью не избавляет от убытков  и потерь, что должно уберечь управляющих  банками от самоуспокоенности. Разработка новых, более гибких и совершенных  моделей и методов управления рисками должна продолжаться постоянно.7

Крупные банки обычно имеют  два комитета по управлению рисками: кредитный комитет  и комитет  по управлению активами и пассивами  банка.

Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой  кредитным комитетом, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

Управление  кредитным риском

Кредитный риск - вероятность потерь, возникающих при неблагоприятном изменении структуры денежных потоков банка в результате неисполнения (или неточного исполнения) клиентами, контрагентами или эмитентами своих обязательств перед банком либо обязательств по сделкам, гарантированным банком. В эту категорию попадают риски, связанные как с осуществлением прямого кредитования заемщиков и оказанием им услуг кредитного характера, так и риски, связанные с нарушениями условий расчетов по сделкам, заключаемым банком на открытом рынке.

Кредитный риск можно подразделить на портфельный и операционный. Портфельный риск, в свою очередь, можно разделить на внутренний риск и риск концентрации. Внутренний риск связан с конкретным заемщиком и определяется его финансовым положением. Риск концентрации зависит от того, какую часть портфеля кредитов составляют однотипные ссуды. Операционный риск включает в себя три элемента: организацию банковского кредитования, методики оценки качества кредита и систему анализа, а также приемлемые для банка условия заключения сделки (техника управления - формирование и проведение кредитной политики).

Кредитный риск зависит от внешних и внутренних факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Тем не менее основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.

В процессе управления кредитным риском коммерческого  банка можно выделить несколько  общих характерных этапов:

  • разработка и подписание кредитного соглашения;
  • создание административной структуры управления кредитным риском

           системы принятия административных решений;

  • анализ рисков невозврата кредитов;
  • разработка целей и задач кредитной политики банка;
  • изучение финансового состояния заемщика;
  • изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей;
  • кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;
  • мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по

           реализации залогов.

В практике работы банков обычно применяют следующие  методы оценки кредитного риска: аналитический, экспертный, статистический, комбинированный.

Аналитический метод оценки риска непогашения кредита базируется на применением методики Инструкции Банка России от 30.06.97 № 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам". Кредиты подразделяют на 4 группы риска в зависимости от сроков просрочки платежа по основному долгу или его переоформления и характера обеспечения. По каждой группе установлен коэффициент риска: I гр. - 1 %, II гр. - 20 %, III гр. - 50 %, IV гр. - 100 %. Поскольку критерии оценки риска формализованы, объем риска рассчитывается быстро, но реальность указанных потерь сомнительна. Метод применяют для определения необходимого резерва на возможные потери по кредитам и включения его в затраты банка.8

Статистический  метод оценки кредитного риска связан с изучением статистики потерь, имевших место при определенных решениях. Устанавливается их величина, проводится вероятностный анализ, составляется прогноз на будущее. Размер риска определяется в виде среднестатистического показателя на основе кредитной истории банка как отношение суммы невозвратов кредитов и невыполнения прочих обязательств клиентами к общему объему выданных кредитов.

Экспертный  метод связан с обработкой мнений опытных специалистов. Он применяется  по тем элементам риска, которые  не поддаются количественному учету. Чаще всего этот метод используется в виде анкетирования и балльных оценок.

Комбинированный метод сочетает экспертную оценку с расчетами показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-заемщика. Он широко используется в кредитной работе на предварительном этапе и в процессе кредитования в форме оценки кредитоспособности предприятий и организаций. Как правило, его также формализуют в виде стандартных расчетов ключевых показателей финансового состояния организаций и предприятий, затем производят рейтинговую оценку их величины, на основе которой определяют класс надежности заемщика и уровень возникающего риска (отсутствие, незначительный, допустимый, недопустимый). Обычно такие процедуры включают также составление экономического заключения специалиста банка (экспертную оценку) на основе имеющейся кредитной информации, наблюдений и проведенного финансового анализа. Классы надежности и допустимые значения финансовых показателей формируют с учетом обобщенных статистических сведений по группам клиентов банка и их кредитным историям.

При осуществлении  кредитования в целях снижения возникающего кредитного риска банку необходимо принять во внимание три важных аспекта: кредитоспособность заемщика, степень  отражения интересов банка и  его вкладчиков в кредитном договоре, возможность удовлетворения иска на активы или доходы заемщика в случае непогашения задолженности.

При этом банк должен стремиться к погашению задолженности  заемщика по кредиту и процентам  наиболее рациональным и естественным путем - в результате списания средств с расчетного (текущего) счета заемщика, что дает возможность ускорить оборот банковских активов и не вступать в длительные, дорогостоящие процедуры судебных разбирательств и реализации имущества. Поэтому первоочередной задачей банка становится правильная оценка и прогнозирование кредитоспособности потенциального заемщика.

Управление процентным риском

Информация о работе Банковские риски и управление ими