Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия банковского кризиса, рассмотрение их видов, детальное изучение учения по банковским кризисам зарубежной и отечественной школ.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи:
изучение понятия ,причины и особенности банковского кризиса.
форм проявления банковского кризиса, как в зарубежных странах, так и в России
меры и пути преодоления банковского кризиса
Введение………………………………………………………….. 3
Глава 1. Кризисные явления в банковском секторе ……………4
1.1. Причины и факторы банковских кризисов……………….5
1.2. Типы и формы банковских кризисов……………………..11
1.3 Банковский кризис-менеджемент, его роль……………...14
1.4 Банковская паника…………………………………………19
Глава 2. . Причины и формы проявления банковского кризиса в зарубежных странах. Меры по преодолению последствий банковского кризиса……………………………………………...22
2.1. Банковские кризисы в XX веке………………………….22
2.2 Особенности кризиса в России…………………………..26
2.3. Международный опыт преодоления банковских кризисов…………………………………………………………..30
Заключение ………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………34
Приложение ……………………………………………………...35
В структуре антикризисных ассигнований доминируют меры по спасению банковской системы, поскольку без нее экономическое развитие невозможно. Одновременно государственные вливания имели целью компенсировать неизбежные кризисные издержки, явившиеся результатом некомпетентной в прошлом политики в духе неолиберальных моделей, т. е. не считаясь с затратами - сохранить, стабилизировать условия для высокоприбыльного предпринимательства.
В дополнение к упомянутым
ассигнованиям следует отнести
часть кредитов Центрального банка,
выдаваемых без залогов, расходы
по страхованию убытков по межбанковскому
кредитованию, а также выделение
ряда крупнейших предприятий, которым
государство гарантирует
На первом этапе вместо поддержки производства бизнес использовал антикризисные ассигнования для покрытия расходов по погашению внешнего долга. На втором этапе были назначены контролеры в 70 банков-получателей государственной финансовой помощи.
В итоге (с учетом продаж инвалюты населению) международные резервы сократились с 596 до 401 млрд дол. на 1.08. 2009 г. Часть этих средств была использована для операций на фондовом и валютном рынках или переведена за рубеж.
Нарастание в банковской системе «плохих долгов» или «плохих активов» (в результате снижения курсов, капитализации и роста неплатежей по кредитам) сопровождалось игнорированием закономерностей в экономике. Итогом этого явилось сокращение спроса со всеми негативными последствиями - кризис углублялся. Если учесть только сокращение заработной платы и жалованья за первые 4,5 месяца кризиса (с октября 2008 г. по середину февраля 2009 г.) на 12%, потребительский спрос уменьшился на 10,5% (6,4% ВВП).
В I квартале 2009 г. существенно увеличилась просроченная задолженность предприятий банкам в связи с сокращением спроса. Как следствие, снизилось производство и возрос невозврат кредитов - доля «плохих» долгов в банковских активах.
По мнению помощника президента Российской Федерации А. Дворковича, надо «кредитовать не старые неэффективные предприятия, а давать деньги исключительно на создание новых эффективных ниш в экономике».
Социальные меры были объявлены главным приоритетом. В 2009 г. на социальные цели ассигновано примерно 24% антикризисных расходов (включая прямые дополнительные ассигнования, расходы на социальные цели в структуре инвестиций с учетом мультипликационных и инфляционных факторов). Между тем, поскольку размеры этих ассигнований не корреспондируют с другими статьями воспроизводственных балансов, указанные расходы должны быть увеличены по крайней мере в 1,7 раза - до 40-42%.
В связи с создавшейся
ситуацией государственный
Решение проблемы спроса неотделимо от давно назревшей налоговой реформы как составной части социальной политики в борьбе за преодоление кризиса. К ней относятся ассигнования на проведение общественных работ, создание новых рабочих мест, увеличение пособий по безработице.
Кардинальное решение
проблемы неотделимо от назревшей необходимости
структурной и
2.3 Международный опыт преодоления банковских кризисов
За последние 25 лет системные
банковские кризисы случались более,
чем в 50 странах мира. С течением
времени и банки и государство
разработали целый комплекс мер,
направленных на предотвращение негативных
последствий кризисных явлений.
К антикризисным мерам
1. Создание федеральной корпорации страхования депозитов, целью которой является обеспечение быстрой ликвидации обанкротившихся кредитных организаций и защита мелких вкладов от убытков происшедших банкротств.
2. Другим важным направлением является отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков, финансовые проблемы которых могут спровоцировать системный банковский кризис. Опыт ряда стран показывает, что искусственное продление существования неустойчивых и плохо поддающихся регулированию кредитных учреждений только усиливает потенциальные проблемы и финансовые потери в будущем. В некоторых территориальных главных управлениях ЦБ РФ планы санации и финансового оздоровления рассматривались до 80 дней и направлялись на доработку. В итоге оказывалось, что когда у банка отзывалась лицензия, у него отсутствовали не только активы, но и руководство.
3. Рекапитализация предполагает пополнение капитала и искоренение «плохих» активов. Основные принципы «Лондонского подхода» следующие: если корпорация столкнулась с проблемами, банк сохраняет кредитные договоры и не форсирует банкротство; решения о будущем фирмы принимаются исключительно на основе комплексной информации, доступной всем кредиторам и заинтересованным сторонам, все заинтересованные банки работают вместе, очередность требований признается, но есть элемент деления совместной ответственности.
4. Слияния и присоединения могут улучшить положение банка, находящегося в тяжелой финансовой ситуации. Задача органов надзора состоит в том, чтобы не допустить возникновения проблемного банка, на базе двух банков должен обязательно возникнуть новый «здоровый» банк.
5. Выкуп государством недействующих активов централизованным или децентрализованным способом. Централизованный способ предусматривает создание государством специализированной корпорации по выкупу и управлению проблемными активами всей банковской системы в обмен на долговые обязательства корпорации (Мексика) , в обмен на долговые обязательства правительства (Венгрия) или в обмен на «живые деньги»– имела место в ограниченном числе случаев и происходила, как правило, при наличии особых отношений государства с данными кредитными учреждениями. Децентрализованный способ обычно применяется в случаях, когда трудности испытывает небольшое количество кредитных организаций. Он заключается в создании в составе или за пределами отдельных банков соответствующей структуры по управлению недействующими активами.18
Таким образом, для решения задачи предупреждения кризисных потрясений существует методологическая база, требующая систематизации подходов и координации действий всех заинтересованных лиц и организаций. А неприемлемость потерь, получаемых страной в результате кризисных потрясений на финансовом рынке, определяет необходимость скорейшего решения данной задачи, стоящей перед страной.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены банковские кризисы, типы и формы банковских кризисов, основные причины их возникновения и пути разрешения.
В первой главе рассмотрены
три основных типа банковских кризисов
с примерами конкретных случаев
в разных странах, а также приведены
и изучены другие формы банковских
кризисов: латентный, открытый, системный,
локальный (частичный). Также в этой
главе рассмотрены основные внутриэкономические
(либерализация
Во второй главе приведены примеры мировых экономических кризисов , особенности кризиса в России ,а так же международный опыт преодоления банковских кризисов .
Список используемой литературы
Приложение 1
Рисунок 1. Этапы, предшествующие возникновению и развитию кризисных ситуаций.19
Приложение 2
Рисунок 2. Мероприятия по выходу из кризиса.20
1 Назарова Е.В. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: Учебно-практическое пособие. – М.:Изд. центр ЕАОИ. – 2007. – 237 с
2 Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006. – 544с.
3 Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006. – 560с.
4 http://www.bibliotekar.ru/
5 Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006. – 590с.
6 http://www.banki.ru
7 Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. 5-е изд. - М.: Омега-Л, 2007. - 496с.
8 Марамыгин М.С. Деньги Кредит Банки: Учебник. - М.: Экономистъ, - 2007. – 656с.
9 Лаврушин О.И. Банковские риски. – М.: КноРус , 2007. – 232-250 с.
10 А. Актуальные вопросы банковского кризис-менеджмента // Финансовый директор. – 2007. - №11. – С. 13-17
11 А. Актуальные вопросы банковского кризис-менеджмента // Финансовый директор. – 2007. - №11. – С. 13-17
12 http://www.banki.ru/wikibank/
13 Мартынова Т. Инфляция, ипотечный кризис США и рост доходов граждан // Банковское обозрение. – 2008. - №1 (с 103).
14 Аникин А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. – 2-е изд.– М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2002.-450 с.
15 Аникин А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. – 2-е изд.– М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2002.-480 с.
16 Программа «Национальная банковская система России 2010-2020 гг.» утверждено XVII Съездом АРБ 5 апреля 2006 г.
17 Ершов М. «Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности»// «Вопросы экономики» №12, 2009г.
18 4. Журавлева Ю.А. Системные банковские кризисы и нестабильность валютных рынков: мировой опыт. // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова (рекомендован ВАК), № 1, 2010.
19
http://www.bibliotekar.ru/
20 http://www.economic-crisis.ru