Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:19, курсовая работа
Цель моей работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.
Задачи можно сформулировать следующим образом: изучить теоретические основы проблемы бедности; факторы, влияющие на её возникновение; способы преодоления бедности в РБ; а также такое явление, как социальная защита населения и особенности её реализации в РБ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................4
1. Бедность: сущность, причины, критерии...............................................................5
1.1. Возникновение неравенства, понятие бедности и ее причины.........................5
1.2. Проблемы бедности в Республике Беларусь......................................................9
2. Социальная защита населения и особенности ее реализации...........................19
2.1. Понятие социальной защиты населения...........................................................19
2.2. Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................34
Таблица 1. Численность зарегистрированных безработных в сентябре 2012 г.
Уровень безработицыв сентябре 2012 года пометодологии МОТ в Казахстане и России составил 5,3% и 5,2% соответственно. Уровень безработицы в Беларуси, рассчитанный исходя из численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите составил 0,6%. В целом по странам ТС и ЕЭП уровень безработицы остался на уровне августа 2012 года и составил 5,1%.Число вакансий, заявленных работодателями в государственные службы занятости, на конец сентября 2012 года по странам ТС и ЕЭП составило 1,7 миллиоа мест, что на 8,9% (на 135,6 тысяч мест) больше, чем на конец сентября прошлого года. (табл.2.)
Таблица 2. Число свободных рабочих мест, заявленных в службы занятости населения в сентябре 2012 г.
В странах ТС и ЕЭП в сентябре 2012 года нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных службах занятости, на 100 заявленных вакансий составила 76 человек (на конец июня 2012 года – 73).В сентябре 2012 года в странах ТС и ЕЭП службами занятости трудоустроено 263,9 тысяч человек, на 25,4% меньше, чем в сентябре
2011 года.
Номинальная заработная плата, начисленная в среднем за сентябрь 2012 года, в Беларуси и других странах ТС и ЕЭП превышала ее уровень в соответствующем месяце прошлого года. Размер этого превышения составлял по странам: в Беларуси – в 2 раза, России – 13,6%. В Казахстане в августе 2012 года номинальная заработная плата выросла на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Реальная заработнаяплата по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в Беларуси: в сентябре 2012 года увеличилась на 30,5%, а за январь-сентябрь 2012 года – на 15,4%; в России: на 6,6% и на 9,4% соответственно. В Казахстане в августе 2012 года реальная заработная плата выросла на 7,3%, за январь-август – на 11%. По сравнению с августом текущего года реальная заработная плата за сентябрь увеличилась: в России на –2,4%, в Беларуси уменьшилась на 1%, а в Казахстане в августе 2012 г. по сравнению с июлем 2012 г. снизилась на 2,2%, и в целом по странам ТС и ЕЭП в сентябре, по оценке, она увеличилась на 1,6%. (табл.3.)
Таблица 3. Среднемесячная номинальная и реальная начисленная заработная плата.
С января 2012 года минимальный размер платы труда пересматривался в Беларуси, Казахстане (в России в июне 2011 года). (талб.4.)
Таблица 4. Установленный минимальный размер оплаты труда (сентябрь 2012 г., на одного работника)
По состоянию на сентябрь 2012 года минимальный размер пенсии по возрасту увеличен в Беларуси до 1210 тысяч белорусских рублей, что в 2,2 раза больше, чем в сентябре прошлого года, Казахстане – до 26 211 тенге, или на 9% соответственно. Размер базовой пенсии в сентябре текущего года в России составил 3 279 рублей и на 11% превысил уровень 2011 года.
Исходя из официальных курсов валют, установленных национальными (центральными) банками стран ТС и ЕЭП, минимальный размер пенсии по возрасту в сентябре текущего года в Беларуси был равен 143 долларам США, Казахстане – 175 долларам США, размер базовой пенсии в России – 106 долларам США.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе–сентябре 2013 г. составила 5 000,2 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 5 374,8 тыс. рублей, и уменьшилась по сравнению с августом 2013 г. на 3,1%, или на 172,3 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе–сентябре 2013 г. по сравнению с январем–сентябрем 2012 г. увеличилась на 18,7%, в сентябре 2013 г. по сравнению с августом 2013 г. уменьшилась на 4,7%.
В сентябре 2013 г. в промышленности
средняя заработная плата составила
5 936,4 тыс. рублей, в строительстве – 7 325,4
тыс., на транспорте и в связи – 6 074,5 тыс.,
в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве
– 4 118,8 тыс., в образовании – 3 523,8 тыс., в
том числе учителей – 4 142 тыс., профессорско-
Структура социально уязвимого населения, несмотря на общее снижение риска бедности, в 2012 г. практически не изменилась. К социально уязвимым группам по-прежнему относятся дети, у которых высок риск абсолютной бедности, люди пожилого возраста, которые уязвимы к риску относительной бедности, незанятое население, неполные семьи, а также жители сельской местности. Риск бедности, как абсолютной, так и относительной, у последних ощутимо снизился, но все еще выше среднего уровня по стране. Ранее к уязвимым группам можно было отнести и жителей малых городов, но в 2012 г. риск бедности среди них почти не отличался от среднего по стране.
В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.
Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнидеятельности человека и сохранения его здоровья. [1. c. 291]
Бюджет прожиточного минимума
- стоимостная величина прожиточного
минимума плюс минимальные платежи
и взносы. Он рассчитывается в среднем
на душу населения и по основным
социально-демографическим
Основой натурально-вещественной
структуры минимальных
БПМ в среднем на душу населения в ценах декабря 2012 г. имел следующую структуру:
− продукты питания – 56.8%;
− плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 7.8%;
− предметы гардероба – 21%;
− бытовые и транспортные услуги – 5.2%;
− товары бытового и хозяйственного назначения – 4.6%;
− взносы и платежи – 2.2%;
− предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2.5%.37
Бюджет устанавливается ежеквартально (в ценах последнего месяца предыдущего квартала) в среднем на душу населения и отдельно для следующих социальных групп:
− трудоспособное население,
− пенсионеры,
− дети-студенты,
− дети в возрасте от 6 до 18 лет,
− дети в возрасте от 3 до 6 лет,
− дети в возрасте до 3 лет.
Средний размер БПМ на душу населения является критерием отнесения индивида к категории малообеспеченных.
Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с августа 2013г составит Br1 млн. 26 тыс. 290 (с 1 мая по 31 июля он равняется Br974 тыс. 110). Таким образом, новый БПМ повысился на 5,4% к предыдущему нормативу.
Для трудоспособного населения БПМ с августа 2013г. установлен в размере Br1 млн. 132 тыс. 380, для пенсионеров - Br849 тыс. 900, для детей в возрасте до 3 лет - Br877 тыс. 220, для детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br1 млн. 157 тыс. 940 , для детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br1 млн. 142 тыс. 580, для детей-студентов - Br1 млн. 24 тыс. 990.
Поскольку новый БПМ повысился
на 5,4%, соответственно с августа
увеличиваются размеры трудовых
минимальных и социальных пенсий,
а также надбавки и повышения,
установленные к пенсиям
Крайним проявлением бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупного дохода.
2. Социальная защита населения и особенности ее реализации.
2.1. Понятие социальной защиты населения.
Одной из важнейших составляющих
государственного регулирования социальных
процессов и социальной политики
является социальная защита населения.
В широком смысле слова социальная
защита – это функция общества
по обеспечению неотъемлемых и общепризнанных
социальных прав человека, в том
числе достойного уровня жизни, если
он в силу каких-либо обстоятельств
потерял возможность к
Необходимость в социальной
защите возникает, если человек оказывается
под воздействием социальных рисков.
Социальный риск – это признаваемое
обществом вероятное событие
в жизни человека, наступление
которого приводит к утрате его способности
к труду (полностью или частично)
и, как следствие, к утрате заработка
как источника средств к
Социальная защита населения должна базироваться на международном и национальном законодательствах, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического применения.
Субъектами социальной защиты является не только государство в лице его органов на различных уровнях, но также и работодатели, институты гражданского общества и сами люди. В связи с этим следует особо подчеркнуть роль неправительственных организаций (так называемого «третьего сектора») в социальной защите. В развитых странах мира такие организации (женские ассоциации, молодежные союзы, организации потребителей и т.п.) эффективно содействуют человеческому развитию, оказывая постоянное воздействие на правительство, корпорации с целью побудить их к обеспечению социальных прав. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Беларусь, социальная защита осуществляется в основном государством ввиду неразвитости «третьего сектора».
Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:
Социальная защита человека
возможна на основе обеспечения условий
для повышения благосостояния, поддержания
определенного статуса
Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.
Социальная защита осуществляется
в двух основных формах: денежной и
натуральной. В денежной форме при
определенных обстоятельствах выплачиваются
разного рода пособия (по безработице;
по уходу за ребенком и т.п.), пенсии
(трудовые, социальные и др.), субсидии
(в связи с оплатой жилья) и
т.д. А в натуральной форме
Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие:
- Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).
- Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.