Бедность и борьба с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.
Задачи можно сформулировать следующим образом: изучить теоретические основы проблемы бедности; факторы, влияющие на её возникновение; способы преодоления бедности в РБ; а также такое явление, как социальная защита населения и особенности её реализации в РБ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................4
1. Бедность: сущность, причины, критерии...............................................................5
1.1. Возникновение неравенства, понятие бедности и ее причины.........................5
1.2. Проблемы бедности в Республике Беларусь......................................................9
2. Социальная защита населения и особенности ее реализации...........................19
2.1. Понятие социальной защиты населения...........................................................19
2.2. Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................34

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 335.01 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1. Численность зарегистрированных безработных в сентябре 2012 г.

Уровень безработицыв сентябре 2012 года пометодологии МОТ в Казахстане и России составил 5,3% и 5,2% соответственно. Уровень безработицы в Беларуси, рассчитанный исходя из численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите составил 0,6%. В целом по странам ТС и ЕЭП уровень безработицы остался на уровне августа 2012 года и составил 5,1%.Число вакансий, заявленных работодателями в государственные службы занятости, на конец сентября 2012 года по странам ТС и ЕЭП составило 1,7 миллиоа мест, что на 8,9% (на 135,6 тысяч мест) больше, чем на конец сентября прошлого года. (табл.2.)

 

Таблица 2. Число свободных  рабочих мест, заявленных в службы занятости населения в сентябре 2012 г.

 

В странах ТС и ЕЭП в  сентябре 2012 года нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных службах занятости, на 100 заявленных вакансий составила 76 человек (на конец июня 2012 года – 73).В сентябре 2012 года в странах ТС и ЕЭП службами занятости трудоустроено 263,9 тысяч человек, на 25,4% меньше, чем в сентябре

2011 года.

Номинальная заработная плата, начисленная в среднем за сентябрь 2012 года, в Беларуси и других странах ТС и ЕЭП превышала ее уровень в соответствующем месяце прошлого года. Размер этого превышения составлял по странам: в Беларуси – в 2 раза, России – 13,6%. В Казахстане в августе 2012 года номинальная заработная плата выросла на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Реальная заработнаяплата по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в Беларуси: в сентябре 2012 года увеличилась на 30,5%, а за январь-сентябрь 2012 года – на 15,4%; в России: на 6,6% и на 9,4% соответственно. В Казахстане в августе 2012 года реальная заработная плата выросла на 7,3%, за январь-август – на 11%. По сравнению с августом текущего года реальная заработная плата за сентябрь увеличилась: в России на –2,4%, в Беларуси уменьшилась на 1%, а в Казахстане в августе 2012 г. по сравнению с июлем 2012 г. снизилась на 2,2%, и в целом по странам ТС и ЕЭП в сентябре, по оценке, она увеличилась на 1,6%. (табл.3.)

 

Таблица 3. Среднемесячная номинальная  и реальная начисленная заработная плата.

С января 2012 года минимальный размер платы труда пересматривался в Беларуси, Казахстане (в России в июне 2011 года). (талб.4.)

 

Таблица 4. Установленный минимальный  размер оплаты труда  (сентябрь 2012 г., на одного работника)


 

 

 

 

 

 

По состоянию на сентябрь 2012 года минимальный размер пенсии по возрасту увеличен в Беларуси до 1210 тысяч белорусских рублей, что в 2,2 раза больше, чем в сентябре прошлого года, Казахстане – до 26 211 тенге, или на 9% соответственно. Размер базовой пенсии в сентябре текущего года в России составил 3 279 рублей и на 11% превысил уровень 2011 года.

Исходя из официальных курсов валют, установленных национальными (центральными) банками стран ТС и ЕЭП, минимальный размер пенсии по возрасту в сентябре текущего года в Беларуси был равен 143 долларам США, Казахстане – 175 долларам США, размер базовой пенсии в России – 106 долларам США.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе–сентябре 2013 г. составила 5 000,2 тыс. рублей, в том числе в сентябре –  5 374,8 тыс. рублей, и уменьшилась по сравнению с августом  2013 г. на 3,1%, или на 172,3 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста  потребительских цен на товары и  услуги) в январе–сентябре 2013 г. по сравнению с январем–сентябрем 2012 г. увеличилась на 18,7%, в сентябре 2013 г. по сравнению с августом 2013 г. уменьшилась на 4,7%.

В сентябре 2013 г. в промышленности средняя заработная плата составила 5 936,4 тыс. рублей, в строительстве – 7 325,4 тыс., на транспорте и в связи – 6 074,5 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 4 118,8 тыс., в образовании – 3 523,8 тыс., в том числе учителей – 4 142 тыс., профессорско-преподавательского состава  – 5 831,5  тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в сентябре 2013 г. сложилась в размере 3 875,2 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 3 984,9 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 6 219,6 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 3 813,3 тыс. рублей.

Структура социально уязвимого  населения, несмотря на общее снижение риска бедности, в 2012 г. практически  не изменилась. К социально уязвимым группам по-прежнему относятся дети, у которых высок риск абсолютной бедности, люди пожилого возраста, которые  уязвимы к риску относительной  бедности, незанятое население, неполные семьи, а также жители сельской местности. Риск бедности, как абсолютной, так  и относительной, у последних  ощутимо снизился, но все еще выше среднего уровня по стране. Ранее к  уязвимым группам можно было отнести  и жителей малых городов, но в 2012 г. риск бедности среди них почти  не отличался от среднего по стране.

В Беларуси в качестве границы  бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным  потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум - это  минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнидеятельности человека и сохранения его здоровья. [1. c. 291]

Бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожиточного минимума плюс минимальные платежи  и взносы. Он рассчитывается в среднем  на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товарови услуг  для удовлетворения основных физиологических  и социально-культурных потребностей челоека.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских  бюджетов является система потребительских  корзин. Потребительская корзина - это  научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих  конкретные функциональные потребности  человека в определенные отрезки  времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Минимальный  потребительских бюджет пересматривается по мере необходимостис учетом роста  потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего. [1. c. 291]

БПМ в среднем на душу населения в ценах декабря 2012 г. имел следующую структуру:

− продукты питания – 56.8%;

− плата за пользование  жилым помещением и коммунальные услуги – 7.8%;

− предметы гардероба – 21%;

− бытовые и транспортные услуги – 5.2%;

− товары бытового и хозяйственного назначения – 4.6%;

− взносы и платежи – 2.2%;

− предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2.5%.37

Бюджет устанавливается  ежеквартально (в ценах последнего месяца предыдущего квартала) в среднем на душу населения и отдельно для следующих социальных групп:

− трудоспособное население,

− пенсионеры,

− дети-студенты,

− дети в возрасте от 6 до 18 лет,

− дети в возрасте от 3 до 6 лет,

− дети в возрасте до 3 лет.

Средний размер БПМ на душу населения является критерием отнесения  индивида к категории малообеспеченных.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с  августа 2013г составит Br1 млн. 26 тыс. 290 (с 1 мая по 31 июля он равняется Br974 тыс. 110). Таким образом, новый БПМ повысился на 5,4% к предыдущему нормативу.

Для трудоспособного населения  БПМ с августа 2013г. установлен в  размере Br1 млн. 132 тыс. 380, для пенсионеров - Br849 тыс. 900, для детей в возрасте до 3 лет - Br877 тыс. 220, для детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br1 млн. 157 тыс. 940 , для детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br1 млн. 142 тыс. 580, для детей-студентов - Br1 млн. 24 тыс. 990.

Поскольку новый БПМ повысился  на 5,4%, соответственно с августа  увеличиваются размеры трудовых минимальных и социальных пенсий, а также надбавки и повышения, установленные к пенсиям отдельных  категорий пенсионеров. На такую  же величину возрастут размеры некоторых  видов государственных пособий  семьям, воспитывающим детей.

Крайним проявлением бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное  потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной  организацией здравохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупного дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальная защита  населения и особенности ее реализации.

2.1. Понятие социальной  защиты населения.

Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики является социальная защита населения. В широком смысле слова социальная защита – это функция общества по обеспечению неотъемлемых и общепризнанных социальных прав человека, в том  числе достойного уровня жизни, если он в силу каких-либо обстоятельств  потерял возможность к извлечению доходов от трудовой деятельности. В узком смысле социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера  для поддержания наиболее уязвимых слоев населения.

Необходимость в социальной защите возникает, если человек оказывается  под воздействием социальных рисков. Социальный риск – это признаваемое обществом вероятное событие  в жизни человека, наступление  которого приводит к утрате его способности  к труду (полностью или частично) и, как следствие, к утрате заработка  как источника средств к существованию. К числу признанных социальных рисков в мировой практике относятся: болезнь, материнство, содержание детей, инвалидность, старость, безработица, потеря кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, беременность и роды, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и  военного характера.

Социальная защита населения  должна базироваться на международном  и национальном законодательствах, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического  применения.

Субъектами социальной защиты является не только государство в  лице его органов на различных  уровнях, но также и работодатели, институты гражданского общества и сами люди. В связи с этим следует особо подчеркнуть роль неправительственных организаций (так называемого «третьего сектора») в социальной защите. В развитых странах мира такие организации (женские ассоциации, молодежные союзы, организации потребителей и т.п.) эффективно содействуют человеческому развитию, оказывая постоянное воздействие на правительство, корпорации с целью побудить их к обеспечению социальных прав. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Беларусь, социальная защита осуществляется в основном государством ввиду неразвитости «третьего сектора».

Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые  уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение  и т. д. Государственная система  социальной защиты населения проявляется  в разнообразных формах:

  • пособия по безработице;
  • пенсии;
  • пособия по болезни, инвалидности;
  • жилищные пособия;
  • пособия на получение образования;
  • медицинская помощь;
  • гарантирование государством минимального уровня доходов.

Социальная защита человека возможна на основе обеспечения условий  для повышения благосостояния, поддержания  определенного статуса различных  социальных групп и отношений  между ними, формирования и воспроизводства  оптимальной социальной структуры  общества. Ее невозможно обеспечить и  без развитой социальной инфраструктуры, т. е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования и здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности населения

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается  система социальной защиты, которая  представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание  жизнеобеспечения тех групп населения  и граждан, которые оказываются  в ситуациях социального риска  по не зависящим от них обстоятельствам.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и  натуральной. В денежной форме при  определенных обстоятельствах выплачиваются  разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и  т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в  виде бесплатных школьных завтраков  или обедов, обеспечения одеждой  и питанием детских домов и  приютов и т.п.

Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными  методами, используемыми в переходный период, являются следующие:

- Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

- Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

Информация о работе Бедность и борьба с ней