Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:19, курсовая работа
Цель моей работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.
Задачи можно сформулировать следующим образом: изучить теоретические основы проблемы бедности; факторы, влияющие на её возникновение; способы преодоления бедности в РБ; а также такое явление, как социальная защита населения и особенности её реализации в РБ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................4
1. Бедность: сущность, причины, критерии...............................................................5
1.1. Возникновение неравенства, понятие бедности и ее причины.........................5
1.2. Проблемы бедности в Республике Беларусь......................................................9
2. Социальная защита населения и особенности ее реализации...........................19
2.1. Понятие социальной защиты населения...........................................................19
2.2. Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................34
- Социальное попечительство - метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).
- Социальная поддержка - способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.
- Социальное обслуживание - система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию.
Практика социальной защиты населения выработала ряд принципов ее организации. Остановимся на следующих основных принципах:
- Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь - это нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.
- Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.
- Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.
- Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
- Ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения, недопущение социального иждивенчества.
- Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие, прежде всего, широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи; проведение органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, издание научно-популярных, информационных, статистических и иных материалов по тематике социальной защиты, а также применение других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации.
- Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.
- Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.
- Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
- Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения на основе социального партнерства.
Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
2.2. Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь
Социальная поддержка
В основе активной социальной политики,
которая проводится в стране на протяжении
последних 10–15 лет, лежит создание
условий, при которых трудоспособные
граждане могут зарабатывать достойное
содержание для себя и своих семей.
Это реализуется путем
Вместе с тем в Беларуси действует и развивается широкая система бесплатных и общедоступных социальных услуг. В сферах образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, бытового, транспортного обслуживания, физкультуры, спорта и других внедрены 44 государственных стандарта. Это играет весомую роль в повышении качества жизни населения.
Одновременно государство
На поддержание доходов
Эта система включает в себя выплату социальных пособий, оказание натуральной помощи, предоставление отдельных льгот, социальных услуг и т.п.
В отличие от большинства бывших советских республик, которые ввиду трудностей переходной экономики свернули часть программ государственной социальной поддержки, в Республике Беларусь не только сохранены ранее действовавшие ее виды, но и введен ряд новых.
В стране сложилась разветвленная система семейных пособий: в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и после трех лет, за ребенком-инвалидом, по беременности и др. Всего такими пособиями охвачено порядка 560 тыс. семей, или 25% от их общего числа.
Важными формами социальной поддержки нуждающихся семей являются обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни, а также школьников и учащихся ПТУ, бесплатное и льготное содержание детей в дошкольных учреждениях.
В республике получила развитие система льготных жилищных кредитов. При этом государство оказывает помощь в погашении кредиторской задолженности многодетным семьям, а также молодым семьям при рождении детей.
Активно развивается сфера социального обслуживания нуждающихся граждан – одиноких лиц пожилого возраста, инвалидов, многодетных, неполных семей и др. Во всех административных районах страны функционируют территориальные центры социального обслуживания, оказывающие гражданам бесплатно, либо на условиях частичной оплаты комплекс социальных услуг. На учете в центрах состоит около 350 тыс. семей, всего – более 1,6 млн. человек.
В республике действует 71 стационарное
учреждение социального обслуживания
– дома-интернаты для
Осуществляется также комплекс
мер по социальной защите и реабилитации
уязвимых слоев населения в рамках
реализации целевых социальных программ:
Национальной программы демографической
безопасности; президентской программы
«Дети Беларуси»; Республиканской
комплексной программы
Следует отметить, что до недавнего времени преобладающая часть государственной социальной поддержки основывалась на категориальном принципе, т.е. принадлежности лиц или семей к определенной категории (например, ветеран, одинокий гражданин пожилого возраста, инвалид, многодетная семья и т.п.).
В последние же годы сделан акцент на развитии адресных видов помощи, для предоставления которых учитывается уровень дохода, нуждаемость семьи, гражданина (см. рис. 1).
Так, начиная с 2001 года в Беларуси происходит активный процесс становления и развития государственной адресной социальной помощи.
Этот вид денежной поддержки оказывается в том случае, если среднедушевой доход семьи ниже гарантированной государством величины, в настоящее время – бюджета прожиточного минимума, который служит одновременно и чертой малообеспеченности, и критерием нуждаемости.
Размер ежемесячного социального пособия определяется как разница между критерием нуждаемости (бюджетом прожиточного минимума) и конкретной величиной среднедушевого дохода семьи.
Подобный подход, основанный на критерии нуждаемости, используется и при оказании других форм адресной поддержки населения, таких, например, как безналичные жилищные субсидии, пособия на детей старше трех лет, предоставление бесплатного питания детям первых двух лет жизни.
Исходя из опыта разных стран, именно адресность является критерием эффективности государственной социальной поддержки, преследующей цель обеспечить доходы граждан на определенном, минимально допустимом, уровне. Это может быть, например, черта бедности, прожиточный минимум, доля от среднестатистического (медианного) дохода семьи, доход на члена семьи ниже определенного денежного эквивалента.
Таким образом, именно адресные формы государственной социальной поддержки в большей степени позволяют выявить наиболее нуждающиеся слои населения и гарантировать им получение дохода не ниже установленного государством уровня. В этом значение адресной помощи как особого направления социальной политики.
Как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, важнейшим критерием эффективности адресной социальной помощи является ее влияние на решение жизненных проблем отдельных граждан и сокращение малообеспеченности (бедности) в обществе в целом. С учетом этого, развитие и совершенствование механизмов ее предоставления в нашей стране осуществляются по таким основным направлениям, как:
• повышение доступности помощи для действительно нуждающихся граждан;
• постепенное увеличение ее размера и значимости для малообеспеченных семей;
• упрощение процедуры получения;
•скоординированность и унификация предоставления различных видов государственной социальной поддержки.
На протяжении периода функционирования государственной адресной социальной помощи осуществлен ряд важных изменений, направленных на повышение ее эффективности как меры социальной защиты малообеспеченных граждан.
Так, в 2001 году критерий нуждаемости, первоначально установленный на уровне 50% бюджета прожиточного минимума, увеличен до 60%. С 1 августа 2013 г. критерий нуждаемости в РБ составил 1026290 рублей.
В 2004 году установлен единый порядок
учета доходов и расчета
В 2005 году расширен круг получателей адресной помощи: такое право предоставлено всем категориям семей, воспитывающим несовершеннолетних детей. В результате уже в 2005 году численность получателей помощи по сравнению с 2004 годом увеличилась на 25%.
Для смягчения воздействия
Правом принимать решение о назначении государственной адресной социальной помощи с учетом имущественного положения семьи, экономической активности ее трудоспособных членов, а также причин, по которым семья имеет низкий доход, наделена специальная комиссия.
С 2006 года обращение за адресной помощью начало реализовываться в рамках заявительного принципа «одно окно».
В 2007 году категориальный подход при определении права на адресную помощь был полностью отменен. Его получили все граждане, у которых по объективным причинам среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости, в том числе трудоспособные лица с низкими заработками.
В 2007 году также откорректирован
перечень доходов, учитываемых в
совокупном доходе семьи при определении
права на получение помощи. С целью
усиления социальной поддержки семей,
воспитывающих
В целях усиления адресности предоставления
социальной помощи нуждающимся гражданам
и нивелирования для