Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:19, курсовая работа
Цель моей работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.
Задачи можно сформулировать следующим образом: изучить теоретические основы проблемы бедности; факторы, влияющие на её возникновение; способы преодоления бедности в РБ; а также такое явление, как социальная защита населения и особенности её реализации в РБ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................4
1. Бедность: сущность, причины, критерии...............................................................5
1.1. Возникновение неравенства, понятие бедности и ее причины.........................5
1.2. Проблемы бедности в Республике Беларусь......................................................9
2. Социальная защита населения и особенности ее реализации...........................19
2.1. Понятие социальной защиты населения...........................................................19
2.2. Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................34
Об эффективности указанных мер свидетельствуют рост числа получателей социальной помощи и увеличение охвата адресными социальными пособиями малообеспеченных слоев населения. Если в 2007 году адресными выплатами было охвачено 8,4% малообеспеченных граждан республики, а в 2001-м – только 5,5%, то в 2008 году – почти 50%.
По оперативным данным, на 1 сентября 2009 г. государственная адресная социальная помощь назначена 135,8 тыс. граждан на общую сумму 25,9 млрд. руб. В целом по республике средний размер ежемесячного социального пособия составил 63,7 тыс. руб. в месяц на одного человека (170,8 тыс. руб. на семью), единовременного социального пособия – 179,3 тыс. руб. (340,6 тыс. руб. на семью).
Государственная адресная социальная
помощь (ГАСП) назначена за январь-сентябрь
2013 года 160,7 тыс. жителей Беларуси на
общую сумму Br278,3 млрд. Ежемесячное
социальное пособие назначено 57,7 тыс.
человек на Br61 млрд.; единовременное социальное
пособие - 24,1 тыс. человек на Br14,4 млрд.;
социальное пособие для возмещения затрат
на приобретение подгузников - 22,1 тыс.
человек на сумму Br54,1 млрд.; социальное
пособие на оплату технических средств
социальной реабилитации предоставлено
14,5 тыс. человек для оплаты 20,5 тыс. средств
реабилитации на Br25,2 млрд. Обеспечено
продуктами питания 42,2 тыс. детей в возрасте
до 2 лет, на эти цели израсходовано Br123,6
млрд. (средний размер стоимости набора
продуктов для детей в возрасте до одного
года равнялся Br525,7 тыс., для детей старше
года - Br754,7 тыс.).
По словам специалистов, в целом численность
получателей ГАСП по сравнению с аналогичным
периодом 2012 года уменьшилась на 31%, сумма
ГАСП - на 8,5%. В январе-сентябре нынешнего
года размер ежемесячного социального
пособия уменьшился на 2,9% по сравнению
с январем-сентябрем прошлого года и составил
Br176,1 тыс. в месяц на одного человека. Средний
размер единовременного социального пособия
увеличился на 34,8% до Br598,5 тыс. обеспечения
продуктами питания.
Охват малообеспеченного населения государственной адресной социальной помощью составил 23,4% (удельный вес малообеспеченного населения во втором квартале - 5,6%).
Основные получатели адресной помощи
– неполные и многодетные семьи,
воспитывающие
Все это характеризует
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена проблема бедности и социальная защита населения, а также изучены следующие вопросы:
Вообще, бедность - это состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Измерить уровень бедности помогают показатели «черта бедности» и «индекс человеческой бедности», применяемые во всем мире.
Основными причинами возникновения бедности являются низкие или отрицательные темпы экономического роста, неравномерное распределение доходов среди населения, а также личностный фактор. В Беларуси национальной чертой малообеспеченности является бюджет прожиточного минимума, который с августа 2013 г.составил 1 млн. 26тыс. 290 руб. в месяц на душу населения. Этому процессу помогают достаточно высокие темпы экономического развития республики, а также относительная равномерность в распределения доходов.
Изучение проблемы бедности в Республике Беларусь показало следующие возможные пути ее решения:
Социальная защита, являясь одновременно функцией общества по обеспечению неотъемлемых и общепризнанных социальных прав человека и комплексом целенаправленных мероприятий для поддержания наиболее уязвимых слоев населения, в большинстве стран выражается в следующих формах: социальные гарантии, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание и целевые социальные программы. Все эти формы реализованы и в Республике Беларусь.
Для совершенствования системы социальной защиты в стране были предложены следующие действия:
Таким образом, при написании курсовой работы были решены поставленные задачи: рассмотрена проблема бедности и отражено ее состояние в нашей стране, изложены возможные способы преодоления бедности; изучены основные формы социальной защиты населения и специфика их реализации в Республике Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Макроэкономика: Учебн. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. - Минск : БГЭУ, 2007. - 415 с.
2. Макроэкономика: Учебн. пособие / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский [и др.]; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. - Мн: ОДО "Равноденствие", 2004. - 296 с.
3. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2013 года. - 650 с.
4. Доклад о развитии человека за 2013г.
5. С.В. Новоселова, Оценка уровня бедности населения в Республике Беларусь
6. К.Р. Макконел, С.Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Москва: Инфра-М, 2006. - 400 с.
7. А.П. Морозова. Социальная политика в сфере трудовых отношений. Мн: ИСПИ, 2000. - 734 с.
8. Социально-экономическое
положение государств-членов
9. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: Тесей, 2003. - 320 с.
10. Макроэкономика: учеб. пособие / В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова; под ред. проф. В.А. Воробьева. - Минск : БГЭУ, 2009. - 270 с.
11. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник для студентов вузов, обуч. по
напр. подг. «Экономика» / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. А.В. Си-
доровича; [МГУ]. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дело и Сервис, 2005. — 459 с.
12. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник для студентов,
обуч. по экон. спец. / [А.Г. Грязнова и др.]; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Дум-
ной; Фин. академия при Правительстве РФ. — Изд. 3-е, перераб. — Москва:
КноРус, 2006. — 679 с.
13. Евразийская экономическая комиссия: отчет за 2012 год.
14. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов /
[И.В. Новикова и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. — Минск:
Академия управления при Президенте РБ, 2006. — 343 с.
15. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экон. спец.
вузов / [В.Н. Шимов и др.]; под ред. В.Н. Шимова. — 3-е изд. — Минск: БГЭУ,
2009. — 751 с.
16. Туманова, Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода:
Учебник / Е. А. Туманова, Н. Л. Шагас; МГУ им. М.В. Ломоносова. — Москва:
ИНФРА-М, 2004. — 399 с
17. Ресурс - интернет http://belstat.gov.by