"Бегство" капитала из России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:29, реферат

Описание работы

Известно, что капитал всегда стремится туда, где от его вложения можно получить максимальную прибыль. В этом его стремлении капитал может перемещаться не только в пределах породившей его страны, но и за эти пределы. Процесс этот многогранен и противоречив. В зависимости от конкретных условий он может оказаться для страны, как позитивным, так и негативным. Негативный характер данный процесс приобретает тогда, когда вывозимый капитал перестает работать на ту страну, откуда он пришел, а начинает работать на ту страну,куда он уходит. В научной литературе такая ситуация определяется как «бегство капитала».

Файлы: 1 файл

Бегство капитала из России.docx

— 5.41 Мб (Скачать файл)

 

 

  1. Такой долг пропагандисты пытаются обосновать тем, что, мол, это означает рост инвестиций в РФ. 
    Наглая ложь. 
    Посмотрим на структуру "иностранных инвестиций":

 

 

Итак: под видом иностранных инвестиций в Россию, в основном, возвращаются из оффшоров укрытые от налогообложения средства российского же происхождения. 
 
Кипр, как видите, лидирует. Почему? Да потому, что там, в частности, зарегистрированы «дочки» ВТБ (Russian Commercial Bank), Промсвязьбанка, Альфа-банка, представительства «Ренессанс Капитала», «Тройки Диалог», «Открытия». Большая часть российских активов «Евраза» принадлежит кипрской Mastercroft. «Роснефть» владеет 51-процентной долей в Shell Caspian Ventures Ltd. Среди активов ЛУКОЙЛа - LukOil Cyprus Ltd, K&S Baltic Offshore (Cyprus) Ltd, LukOil Overseas Cyprus Ltd и Bitech Cyprus Ltd. Кипрская дочерняя компания «Норильского никеля» - Norilsk Nickel Cyprus Ltd. И это – только вершина айсберга. 
 
Вряд ли эти компании приходят на Кипр, чтобы получить статус транснациональных. Бизнес в оффшорах – это, вообще-то, способ минимизировать налогообложение и скрыть структуру собственности. Кроме того, это - возможность для компаний выгодно играть с трансфертными ценами и кредитами. Ну и, конечно, выйти из-под юрисдикции судебной системы РФ – одной из самых коррумпированных и управляемых в мире. 
 
Пропагандисты возражают: мол, все эти цифры – долг, в основном, частный, а не государственный. Разберём и этот контраргумент. 
 
Что есть наш частный сектор? Это - юридические лица в организационно-правовой форме ОАО, ЗАО, ООО. Причём частным считается даже тот долг частных компаний, акции коих на 100% принадлежат государству. 
 
Чистый долг "Роснефти" во II квартале 2011 г. составил $ 12,45 млрд. Её основным акционером (75,16% акций) является ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», на 100% принадлежащее государству. Однако этот долг считается частным, формально. 
 
Но фактически - он государственный. 
 
Чистый долг "Газпрома" по состоянию на 11 марта 2011 г. составил более $27,8 млрд. Это - тоже частный долг. Но кто в здравом уме рискнёт заявить, что "Газпром" – это частная лавочка Путина компания? 
 
1/3 всех корпоративных внешних обязательств приходится на госкомпании и банки. По данным Дойче Банка, в 2010 г. на три крупнейшие госкомпании ("Газпром", "Роснефть"" и ВТБ) приходилось 20% всех внешних долгов. Это не считая менее крупных компаний. 
 
Таким образом, внешний долг частного сектора РФ в своей значительной части является государственным. А значит, внешний долг России можно и нужно рассматривать только в совокупности – и частный, и государственный. 

  1. За 2000 – 2011 гг. из России было экспортировано: сырой нефти - 2,684 млрд. т на $ 1,047 трлн., нефтепродуктов – 1,171 млрд. т на $ 484 млрд. и природного газа – 2,257 трлн. куб. м на $ 427,158 млрд. 
    Итого: за 12 лет из России было выкачано только нефти и газа на сумму $ 1,958 трлн. 
    Вот как это выглядит: 

 

  1. Достаточно взглянуть на товарную структуру экспорта и импорта чтобы понять: Путин низвёл Россию до уровня сырьевого придатка Запада, рискнув гордо назвать это «энергетической сверхдержавой». 

 

Как видно, всё сырьё бешеными темпами выкачивается, а сколько-нибудь сложная продукция завозится из-за рубежа. Особенно впечатляет доля машин и оборудования – 1/2 всего импорта. Мощь удара по машиностроительному комплексу невозможно переоценить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Федеральный бюджет зависит почти исключительно от нефтегазовых доходов. В этом можно убедиться, посмотрев на их соотношение с иными доходами федерального бюджета (по данным Федерального Казначейства и Минфина): 
     

 
 

  1. Можно и ещё нагляднее. Вот какое место занимали нефтегазовые доходы в структуре доходов федерального бюджета в 1999 году, когда Путин как раз пришёл к власти, в сравнении с 2011 г.: 

 

 

 

 

17. Но несмотря даже на такую внешнеэкономическую конъюнктуру, с 2009 г. власть уже не способна свести концы с концами в бюджете: 
 
«Если семь лет назад российский бюджет был сбалансирован при цене на нефть $27 за баррель, перед кризисом – $90 за баррель, то в этом [2011] году, чтобы бюджет был сбалансирован, нефть должна стоить $115 за баррель», - заявлял министр финансов А. Кудрин.

 

 

А теперь, посмотрев  на баланс доходов и расходов в  бюджете, попробуйте угадать, что случится, если от синего столбца убрать 56% нефтегазовых доходов? 
 
Вот, например, дефицит Пенсионного фонда России в 2012 г. составит 1,75 трлн. руб. ($ 58 млрд.). Это – колоссальная дыра, которую удаётся забивать только нефтедолларами. Что будет, например, с пенсиями, когда в ходе второй волны мирового экономического кризиса цены на нефть рухнут до $ 30 за баррель? Скажете, такое невозможно? 

 

18. Кстати, вот совокупное состояние миллиардеров в РФ (а всякие шебуршащиеся вокруг мультимиллионеры из второй сотни списка «Форбс» на графике даже и не отражены): 
 

 

Кстати, именно 200 счастливых ребят из русской версии «Форбса» всегда учитываются в статистике при расчёте среднего роста доходов населения. Имейте это в виду, когда вам кто-то станет что-то объяснять про рост доходов на душу населения. У них – доходы, пожалуй, не меньше, чем у всех остальных граждан РФ, вместе взятых. 
 
Произведём грубые расчёты: выручка от экспорта нефти и газа (не считая иных полезных ископаемых) с 2000 г. составила $ 1,958 трлн. Состояние 200 российских фигурантов списка «Форбс» – $ 499 млрд. Международные резервы РФ на 01.02.2012 - $ 512 млрд. Потрачено сверх этой суммы из международных резервов на спасение олигархов во время 1-й волны кризиса в 2008-2009 гг. – $ 212 млрд. Чистый отток капитала за 12 лет – $ 279 млрд. 
 
Получаем остаток $ 456 млрд. И кто знает, сколько из них было истрачено на всякие дворцы и дачи, утонуло в «чёрной кассе Кремля», было распилено на госзакупках и т.п.? 
 
Так что, в лучшем случае 1/10 от $ 2 трлн. нефтегазовых доходов реально внесли свой вклад в 65-процентный рост ВВП. А представьте, что было бы, если бы все эти $ 2 трлн. были реально вложены в развитие страны – а не бездарно истрачены на яхты, бентли и майбахи, феррари и мацератти для гонок «золотой молодёжи» в Швейцарии, на виллы и футбольные клубы, просто не осели бы на оффшорных счетах коррупционеров и множащихся, как на дрожжах, олигархов...

 

 

 

Заключение

 

Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную  государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной  экономике России, они служат, в  основном, зарубежному банковскому  капиталу и элите миллиардеров. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается не в прямом положительном ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде.

Основные причины  бегства капиталов за пределы  России лежат в экономической  сфере и объясняются экономическими интересами собственников или законных владельцев бегущих капиталов. Все  остальные причины бегства капиталов  за границу носят производный  от экономических причин характер.

В решении вопроса  о способах противодействия бегству  капиталов за границу исходить следует  из причин этого явления. Поскольку  они, в основе своей, всегда являются экономическими, постольку и противодействовать бегству нужно экономическими методами.

Пути осуществления  экономических мер противодействия  бегству капиталов за границу могут быть разными: 1) либерально-рыночный путь, заключающийся в основном в проведении мягких экономических реформ в стране, направленных на создание развитой, сильной и высокоэффективной экономики. Администрирование, запрет оттока капиталов за границу, при этом сведен к минимуму, хотя далеко не исключен (прежде всего, это запрет различных контрабандных способов оттока капиталов за пределы своего государства). Проблема бегства капиталов такими способами решается плавно, постепенно, путем косвенного позитивного экономического воздействия на субъектов бегства; 2) путь либерально-административный. Постепенное проведение экономических реформ в стране, повышающих привлекательность национальной экономики для инвесторов, имеет место и здесь, и также признается приоритетным. Однако для получения быстрых результатов достаточно широко используются административные методы, методы запрета, в том числе, уголовно-правового. Законодательно вводятся ограничения на осуществление некоторых видов внешнеэкономической деятельности, жестко регулируется порядок возвращения в страну валютной выручки, полученной за ее пределами, со значительными ограничениями регламентирован порядок размещения денежных средств за границей, и т.д. Полная государственная валютная и внешнеэкономическая монополия, однако, не вводится. По этому пути идет в настоящее время и Россия, причем для нас характерно постепенное ослабление административной составляющей анализируемого пути; 3/ административный путь, или путь введения государственных монополий на внешнеэкономическую и валютную деятельность. Он характеризуется полным и полностью административным решением проблемы бегства капиталов за границу. Внешнеэкономическая деятельность, валютное регулирование – монополии государства, нарушение которых жестко карается не только, и не столько экономическими методами, сколько методами принуждения, прежде всего, уголовно-правового.

 

 

 

 

Вывод

 

1. Естественным  и единственным выходом из  подобной ситуации для России  видится немедленное прекращение  финансирования экономик других  стран, направление средств «внешнекредитной»  категории в экономику РФ для  обслуживания государственных расходов.

2. Одной из  главных задач в условиях кризиса  становится сведение к минимуму  такого процесса, как бегство  капитала. «Нелегальное» бегство  капитала снизится за счет  увеличения доли реального сектора  экономики и, следовательно, привлекательности  национальной экономики. «Легальное»  бегство капитала можно предотвратить,  вложив значительную часть накопленных  золотовалютных резервов в реальный  инновационный сектор экономики  с целью диверсификации экономики. 

3. Необходимо  активизировать внутренний спрос  и диверсифицированный экспорт  за счет «облагораживания» импорта,  требующего значительных инвестиций  в реальный сектор экономики,  которые возможно высвободить  за счет средств, направляемых  на финансирование экономик других  государств.

4. Прекращение  «разбазаривания» финансовых ресурсов  РФ приведет к усилению России  как глобального геополитического  игрока и становлению российской  экономики на фоне ослабления  экономик других стран в условиях  мирового экономического кризиса. 

5. Основная задача  России в будущем заключается  в том, чтобы предотвратить  бегство капитала, а также рациональнее  использовать те финансовые ресурсы,  которыми она обладает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе "Бегство" капитала из России