Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:52, курсовая работа
Цель работы: всестороннее изучение безработицы как экономической категории и социально – экономического феномена.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: в ходе исследования было проанализировано понятие «безработица» и ее статистические показатели, изучены проблемы безработицы в странах с переходной экономикой, предложены пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.
Таблица 2 - Число свободных рабочих мест в I полугодии 2011 года (на конец месяца)
Число свободных рабочих мест |
Численность незанятого населения на 100 заявленных вакансий (человек) | |||
тысяч |
в % к | |||
Июню 2010 |
Маю 2011 | |||
Азербайджан |
9,4 |
105,8 |
101,9 |
427 |
Армения |
1,4 |
122,9 |
110,9 |
5399 |
Беларусь |
63,1 |
116,0 |
105,9 |
82 |
Казахстан |
18,2 |
67,5 |
98,1 |
316 |
Кыргызстан |
8,8 |
152,4 |
104,2 |
1154 |
Молдова |
5,0 |
133,4 |
94,0 |
815 |
Россия |
1563,4 |
122,2 |
99,0 |
101 |
Таджикистан (на начало месяца) |
12,4 |
91,6 |
107,0 |
598 |
Украина |
90,6 |
113,6 |
95,3 |
570 |
Всего по СНГ млн. мест |
1,8 |
120,3 |
99,1 |
143 |
Примечание – Источник: [12].
В июне 2011 года в странах Содружества службами занятости трудоустроено 0,7 млн. незанятых граждан, или на 13% меньше, чем в соответствующем месяце прошлого года. Всего с начала года было трудоустроено 2,4 млн. человек.
В целях обеспечения временной занятости и дополнительной поддержки безработных граждан службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ, осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка граждан.
Таблица 3 - Общественные работы и профессиональное обучение незанятых граждан при содействии служб занятости в июне 2011 года (на конец месяца)
Принимали участие в общественных работах |
Направлено на профессиональное обучение | |||||
В % к |
В % к | |||||
Всего человек |
Численности безработных, состоящих на учете |
Июню 2010 |
Всего человек |
Числен-ности безработ-ных, состоя-щих на учете |
Июню 2010 | |
Азербайджан |
283 |
0,7 |
120,9 |
752 |
1,9 |
66,5 |
Армения |
139 |
0,2 |
9,4 |
711 |
1,0 |
136,5 |
Беларусь |
8709 |
28,5 |
122,0 |
2163 |
7,1 |
77,9 |
Казахстан |
8768 |
15,3 |
41,5 |
8991 |
15,7 |
91,6 |
Кыргызстан |
4233 |
6,5 |
128,7 |
2076 |
3,2 |
93,5 |
Молдова |
484 |
1,2 |
86,6 |
676 |
1,6 |
174,7 |
Россия |
141479 |
9,9 |
71,5 |
37098 |
2,6 |
74,0 |
Таджикистан (на начало месяца) |
471 |
0,9 |
63,5 |
3348 |
6,1 |
100,7 |
Украина |
11391 |
2,3 |
112,7 |
20787 |
4,1 |
116,0 |
Всего по СНГ тыс. чел. |
176,7 |
7,7 |
72,7 |
76,6 |
3,3 |
87,2 |
Примечание – Источник: [12].
Средний размер пособия по безработице в июне 2011 года в Азербайджане составил 179 манатов (225 долларов США), Армении – 17305 драмов (46 долларов), Беларуси – 70352 белорусских рублей(14 долларов), Молдове – 948 лей (81 доллар), Таджикистане (в мае) – 207 сомони (45 долларов), Украине – 838 гривен (105 долларов США).
В России на 2010 год минимальный размер пособия по безработице сохранился на уровне прошлого года в размере 850 рублей (в июне он составил 30 долларов США), максимальный – 4900 рублей (175 долларов США).
Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем над количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда, и этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным.
3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь
Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики:
-социальной
- макроэкономической
- в сфере занятости
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно–кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми, согласно Закону о занятости, признаны:
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.
Первый метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами:
1) общеэкономическим;
2) созданием нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:
- расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
- льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
- кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
- установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).
Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:
- общественные работы;
- надомные работы;
- занятость по вызову и др.
Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:
- расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;
- повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;
- введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.
Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция № 142).
В нынешних условиях можно предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.
Определяющее место в формировании спроса на рабочую силу занимает создание новых рабочих мест. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о целесообразности регулирования государством создания рабочих мест не столько путем прямых инвестиций, сколько на основе предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места. Следует разработать и законодательно предусмотреть такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет способствовать увеличению накоплений предприятий, которые могут быть использованы на расширение производства и создание рабочих мест. Кроме того, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в тех отраслях, продукция которых является конкурентоспособной на рынке товаров и услуг, а также жизненно обеспечивающих производствах. Кроме того, для повышения качества рабочих мест необходимо стимулировать предприятия к модернизации рабочих мест с точки зрения требований научно-технического прогресса, условий труда, а также к развитию инновационной деятельности предприятий.
В условиях обострения ситуации на рынке труда особое значение приобретает деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.
В качестве мер, стимулирующих самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот.
Также целесообразно установление льгот и по индивидуальному налогу на доходы, полученные этими гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года.
Кроме того, при центрах занятости желательно расширить в региональном разрезе обучение безработных основам предпринимательства, оказывая помощь в разработке бизнес-планов, предоставляя консультации специалистов по организации собственного дела, юридическим вопросам и законодательству, а также налогообложения.
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике