Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: всестороннее изучение безработицы как экономической категории и социально – экономического феномена.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: в ходе исследования было проанализировано понятие «безработица» и ее статистические показатели, изучены проблемы безработицы в странах с переходной экономикой, предложены пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Titulnik.docx

— 72.10 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2 - Число свободных рабочих мест в I полугодии 2011 года (на конец месяца)

 

 

 

 

Число свободных  рабочих мест

Численность незанятого  населения на 100 заявленных вакансий (человек)

тысяч

в % к

Июню 2010

Маю

2011

Азербайджан

9,4

105,8

101,9

427

Армения

1,4

122,9

110,9

5399

Беларусь

63,1

116,0

105,9

82

Казахстан

18,2

67,5

98,1

316

Кыргызстан

8,8

152,4

104,2

1154

Молдова

5,0

133,4

94,0

815

Россия

1563,4

122,2

99,0

101

Таджикистан

(на начало месяца)

12,4

91,6

107,0

598

Украина

90,6

113,6

95,3

570

Всего по СНГ

млн. мест

1,8

120,3

99,1

143


 

Примечание –  Источник: [12].

   

    В июне 2011 года в странах Содружества службами занятости трудоустроено 0,7 млн. незанятых граждан, или на 13% меньше, чем в соответствующем месяце прошлого года. Всего с начала года было трудоустроено 2,4 млн. человек.

    В целях обеспечения временной занятости и дополнительной поддержки безработных граждан службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ, осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка граждан.

 

Таблица 3 - Общественные работы  и профессиональное обучение незанятых граждан при содействии служб занятости в июне 2011 года (на конец месяца)

 

 

 

 

 

Принимали участие  в

общественных  работах

Направлено на профессиональное обучение

 

В % к

 

В % к

Всего человек

Численности

безработных,

состоящих на учете

Июню

2010

Всего человек

Числен-ности

безработ-ных,

состоя-щих на учете

Июню

2010

Азербайджан

283

0,7

120,9

752

1,9

66,5

Армения

139

0,2

9,4

711

1,0

136,5

Беларусь 

8709

28,5

122,0

2163

7,1

77,9

Казахстан

8768

15,3

41,5

8991

15,7

91,6

Кыргызстан 

4233

6,5

128,7

2076

3,2

93,5

Молдова

484

1,2

86,6

676

1,6

174,7

Россия

141479

9,9

71,5

37098

2,6

74,0

Таджикистан

(на начало месяца)

471

0,9

63,5

3348

6,1

100,7

Украина

11391

2,3

112,7

20787

4,1

116,0

Всего по СНГ

тыс. чел.

176,7

7,7

72,7

76,6

3,3

87,2


 

                                  

Примечание –  Источник: [12].

 

    Средний размер пособия по безработице в июне 2011 года в Азербайджане составил 179 манатов (225 долларов США), Армении – 17305 драмов (46 долларов), Беларуси – 70352 белорусских рублей(14 долларов), Молдове – 948 лей (81 доллар), Таджикистане (в мае) – 207 сомони (45 долларов), Украине – 838 гривен (105 долларов США).

    В России на 2010 год минимальный размер пособия по безработице сохранился на уровне прошлого года в размере 850 рублей (в июне он составил 30 долларов США), максимальный – 4900 рублей (175 долларов США).

   Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем над количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда, и этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным.

 

   3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

 

   Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы  государство располагает тремя  видами политики:

-социальной

- макроэкономической

- в сфере занятости

    Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно–кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

    Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми, согласно Закону о занятости, признаны:

  • обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
  • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

    Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.

Первый метод – повышение  спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами:

1) общеэкономическим; 

2) созданием нетипичной  занятости.

Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:

- расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;

- льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;

- кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;

- установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:

- общественные работы;

- надомные работы;

- занятость по вызову и др.

    Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:

- расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;

- повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;

- введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.

Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны  МОТ (Конвенция № 142).

    В нынешних условиях можно предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.

    Определяющее место в формировании спроса на рабочую силу занимает создание новых рабочих мест. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о целесообразности регулирования государством создания рабочих мест не столько путем прямых инвестиций, сколько на основе предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места. Следует разработать и законодательно предусмотреть такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет способствовать увеличению накоплений предприятий, которые могут быть использованы на расширение производства и создание рабочих мест. Кроме того, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в тех отраслях, продукция которых является конкурентоспособной на рынке товаров и услуг, а также жизненно обеспечивающих производствах. Кроме того, для повышения качества рабочих мест необходимо стимулировать предприятия к модернизации рабочих мест с точки зрения требований научно-технического прогресса, условий труда, а также к развитию инновационной деятельности предприятий.

    В условиях обострения ситуации на рынке труда особое значение приобретает деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.

    В качестве мер, стимулирующих самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот.

    Также целесообразно установление льгот и по индивидуальному налогу на доходы, полученные этими гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года.

    Кроме того, при центрах занятости желательно расширить в региональном разрезе обучение безработных основам предпринимательства, оказывая помощь в разработке бизнес-планов, предоставляя консультации специалистов по организации собственного дела, юридическим вопросам и законодательству, а также налогообложения.

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике