Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:11, курсовая работа
Объектом и предметом исследования является безработица в Республике Беларусь. Целью курсовой работы является исследование понятия «безработицы», её причины и измерение в Республике Беларусь.
Оценка структуры занятости и безработицы на рынке труда позволяет выявить фактор, в наибольшей степени влияющий на изменения в структуре безработицы. Так высокий ее уровень в какой-либо социально-экономической группе населения может быть связан не только с большой вероятностью потери работы, но и с частой переменой места работы, низкой социально-экономической мобильностью и недостаточной активностью в поиске работы, длительным периодом безработицы, малой вероятностью сохранения полученного рабочего места и т.п.
Введение……………………………………………………………………………….4
Теоретические основы безработицы……………………………………………..5
Безработица и ее проявление…………………………………………………….5
Социально- экономические последствия безработицы……………………….10
Связь безработицы и инфляции………………………………………………...12
Оценка уровня безработицы в Республике Беларусь………………………….15
Причины безработицы в Республики Беларусь………………………………..15
Анализ динамики уровня безработицы………………………………………...18
Основные направления политики занятости в Республике Беларусь………. 25
Заключение…………………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………………………….30
Для субъектов малого предпринимательства упрощены процедуры налогообложения, сертификации, таможенного оформления, лицензирования, аренды. Все это способствует легализации бизнеса, в том числе и среди лиц скрывающих свою деятельность безработных и малообеспеченных лиц.
Для вовлечения в предпринимательскую деятельность сельского населения с 1 января 2009г. увеличен до 15 бюджетов прожиточного минимума (в настоящее время это более 3,5 млн. руб) или на 36%, размер субсидий безработным сельчанам при организации ими собственного дела в форме частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или регистрации в качестве индивидуального предпринимательства.
Кроме того, на развитие малого бизнеса ежегодно выделяется средства из бюджета и иных источников в рамках реализации Государственной программы поддержки малого предпринимательства.
Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.
Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом [9].
Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).
Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест [9].
В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости [9].
В соответствии со ст. 9 Закона
«О занятости населения Республики
Беларусь» для реализации политики
занятости населения и
В состав государственной
службы занятости входят 148 структурных
подразделений, в том числе Комитет
по занятости населения при
Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.
Страхование от безработицы
и финансирование мероприятий по
обеспечению занятости
Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
- на 2006 - 2010 гг. - содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
- после 2010г. - достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест [13, c. 28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим показателем
– индикатором социально-
Проведённое в работе исследование понятия «безработицы», её причины и измерение в Республике Беларусь показало, что при решении задач регулирования национального рынка труда следует ориентироваться на:
Следует отметить, что в нынешней ситуации развития республики существует ряд проблем, связанных с безработицей. Для их решения необходимо разработать более действенную законодательную, нормативную и методологическую базу. Кроме того, главными стратегическими целями регулирования занятости в Беларуси должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ