Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности, ее измерение и пути снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Объектом и предметом исследования является безработица в Республике Беларусь. Целью курсовой работы является исследование понятия «безработицы», её причины и измерение в Республике Беларусь.
Оценка структуры занятости и безработицы на рынке труда позволяет выявить фактор, в наибольшей степени влияющий на изменения в структуре безработицы. Так высокий ее уровень в какой-либо социально-экономической группе населения может быть связан не только с большой вероятностью потери работы, но и с частой переменой места работы, низкой социально-экономической мобильностью и недостаточной активностью в поиске работы, длительным периодом безработицы, малой вероятностью сохранения полученного рабочего места и т.п.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….4
Теоретические основы безработицы……………………………………………..5
Безработица и ее проявление…………………………………………………….5
Социально- экономические последствия безработицы……………………….10
Связь безработицы и инфляции………………………………………………...12
Оценка уровня безработицы в Республике Беларусь………………………….15
Причины безработицы в Республики Беларусь………………………………..15
Анализ динамики уровня безработицы………………………………………...18
Основные направления политики занятости в Республике Беларусь………. 25
Заключение…………………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………………………….30

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 472.50 Кб (Скачать файл)

Для субъектов малого предпринимательства упрощены процедуры  налогообложения, сертификации, таможенного оформления, лицензирования, аренды. Все это способствует легализации бизнеса, в том числе и среди лиц скрывающих свою деятельность безработных и малообеспеченных лиц.

Для вовлечения в предпринимательскую  деятельность сельского населения  с 1 января 2009г. увеличен до 15 бюджетов прожиточного минимума (в настоящее время это более 3,5 млн. руб) или на 36%, размер субсидий безработным сельчанам при организации ими собственного дела в форме частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или регистрации в качестве индивидуального предпринимательства.

Кроме того, на развитие малого бизнеса ежегодно выделяется средства из бюджета и иных источников в рамках реализации Государственной  программы поддержки малого предпринимательства.

 

 

 

    1. Основные направления политики занятости в Республике Беларусь

 

 

 

Взаимоотношения государства  и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости  населения, а в случае незанятости  лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым  специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом [9].

Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует  понимать не запрещённую законодательством  деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду  в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с  другими конкурировать на рынке  труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест [9].

В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины  до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости [9].

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости [9].

В состав государственной  службы занятости входят 148 структурных  подразделений, в том числе Комитет  по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской  центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать  договоры с нанимателями о направлении  к ним граждан (при наличии  свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы  и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения  осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным  внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государство помогает безработным  в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

  1. предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
  2. выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
  3. выплату в установленном порядке пособия по безработице;
  4. оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
  5. возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в  соответствии с Законом «О занятости  населения Республики Беларусь». Государственная  политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь [9].

Государственные программы  занятости предусматривают в  области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  4. повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  5. совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы [9].

Решение стоящих перед  государством задач в области  занятости населения требует  длительного времени, поэтому обеспечение  полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

- на 2006 - 2010 гг. - содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

- после 2010г. - достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест [13, c. 28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Важнейшим показателем  – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень безработицы. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации; отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей республике безработица измеряется не обследованием, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.  В Беларуси низкий уровень официального уровня безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Проведённое в работе исследование понятия «безработицы», её причины и измерение в Республике Беларусь показало, что при решении задач регулирования национального рынка труда следует ориентироваться на:

  1. Обеспечение экономической эффективности занятости в Республике Беларусь;
  2. Содействие повышению конкурентоспособности рабочей силы;
  3. Совершенствование экономических отношений занятости;
  4. Совершенствование государственной статистики в области занятости населения;
  5. Содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду.

Следует отметить, что  в нынешней ситуации развития республики существует ряд проблем, связанных с безработицей. Для их решения необходимо разработать более действенную законодательную, нормативную и методологическую базу. Кроме того, главными стратегическими целями регулирования занятости в Беларуси должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Арещенко В.Д. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд, Г.К.Балтрушевич. – Гомель:Межд.Инженер.акад.,2005. – 127 с.
  2. Архипов, А.И. Экономика: учеб. [Текст] / А.И.Архипов, А.К. Большаков; под ред. А.И.Архипова. – М.: Проспект, 2008. – 840 с.
  3. Библиотека электронных ресурсов Беларусь в официальных цифрах [Электронный ресурс] / ред. Е.А.Касперович. Режим доступа: http//:www.belstat.gov.by .— Дата доступа: 17.11.2009.
  4. Булатов, А.С. Экономика: учебник [Текст] / А.С.Булатов. – М.: издательство БЕК, 2003. – 816 с.
  5. Бурдакова, А.К. //Экономическая газета-№18, 6 марта 2009 г.- с.21.
  6. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 2004. –783 с.
  7. Иванкевич Е. В. Национальный рынок труда и его глобализация // Белорусский экономический журнал – 2008 - № 4.
  8. Лемешевский И. М. Макроэкономика (эконом. теория часть 3) Учебн. пособие – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004, - 576 с.
  9. Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 окт. 2009 г., № 587 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2009. Дата доступа: 17.11.2009.
  10. Павлов В. Чем измеряется безработица // Финансы. Учет. Аудит. – 2008 -№4.
  11. Пилуй М. Безработица и ее социально – демографические последствия // Белорусский Банковский Бюллетень. – 2006. - №27
  12. Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. АНХ при прав. РФ. – М.: Изд-во “Дело”, 2002. – 847 с.
  13. Статистика Беларуси / Науч.-исслед. экон. ин-т М-ва экономики Респ. Беларусь. — Минск, 2009. — 600с.
  14. Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для  экономических вузов: Пер. с англ. – М.: Экон. Фак.МГУ, ЮНИТИ, 2006.-666 с.
  15. Учеб. Для вузов по экон.спец./ВЭФЭИ – М,:ЮНИТИ, 2005. – 407 с.

Информация о работе Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности, ее измерение и пути снижения