Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 11:53, курсовая работа
Эта проблема заинтересовала меня, потому что также могу оказаться в числе безработных, чего не хотелось бы, поэтому изучение данного вопроса, особенности безработицы, а также тенденции и планы развития мне помогут. Поэтому для меня важно изучить этот вопрос. Хоть в Беларуси уровень официально регистрируемой безработицы достаточно низкий – 37,3 тыс. чел., однако для нашей страны характерна скрытая безработица. Следует разобраться в чем причины такой ситуации на рынке труда и как ее можно разрешить, а также необходимо разобраться почему с каждым годом число экономически активного населения падает и с чем это связано, ведь с увеличением прироста ВВП, занятость должна увеличиваться.
Примечание. Источник: [2, 4]
Общая численность трудоспособного населения в 2001 году составила 5672 тыс. чел., а в 2009 – 6038 тыс. чел. (мужчины от 16-59 лет, женщины 16-54 лет).
В Беларуси средний размер пособия по безработице — 45,0 тыс. рублей. Кроме того, что безработный обязан периодически являться в службу занятости, он должен выполнять общественные работы. Поэтому основным мотивом регистрации является не столько получение стабильного дохода и надежда на получение нормального, адекватно оплачиваемого рабочего места, сколько возможность бесплатной переквалификации и получение хоть какой-нибудь работы. Занятых же в республике, по данным министерства статистики и анализа, на конец 2006 года было зарегистрировано 4402 тысячи рабочих, в 2005 – 4350 тысяч рабочих, однако в 1990 году численность занятых в экономике была 5151 тыс. С 1990 года по 2004 год численность занятых постоянно падала и только в 2005-2006 годах наметилась тенденция роста их числа. С чем это связано? Специалисты считают, что часть занято в теневом секторе экономики, а часть скрытых безработных [4]. Оценить количество тех и тех достаточно сложно, поэтому следует рассмотреть методы оценки уровня скрытой безработицы.
Таблица 2.3
Фактическая численность безработных в динамике за 1995-2008гг.
Показатели |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Численность безработных, тыс. чел. |
131,0 |
95,8 |
102,9 |
130,5 |
136,1 |
83,0 |
67,9 |
52,0 |
44,1 |
37,3 |
из них: | ||||||||||
мужчины |
46,7 |
37,6 |
40,8 |
47,8 |
46,1 |
25,5 |
21,1 |
17,7 |
15,2 |
14,7 |
женщины |
84,3 |
58,2 |
62,1 |
82,7 |
90,0 |
57,5 |
46,8 |
34,3 |
28,9 |
22,6 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в % от экономически активного населения) |
2,9 |
2,1 |
2,3 |
3,0 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
Я провела изучение безработицы на примере Осиповичского района на основании данных полученных с управления по труду, занятости и социальной защиты населения по материалам статистической отчетности председателя предоставленная райисполкомом.
Управление по труду, занятости и социальной защите Осиповичского райисполкома по вопросу «О ходе выполнения решения президиума Осиповичского районного Совета депутатов от 25 апреля 2007г. № 4-4 «О трудоустройстве безработных, состоящих на учете в отделе занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите Осиповичского районного исполнительного комитета» сообщает следующее.
Число занятых в экономике района на конец года увеличилось по сравнению с началом года на 426 человек и составило 23796 человек (задание на конец 2008года-24000 человек). На снижение напряженности на рынке труда, решение проблемы трудоустройства и социальную поддержку безработных была направлена реализация мероприятий по обеспечению занятости населения на 2008 год. За 2008 год было создано 660 новых рабочих мест (при задании 620), с учетом имеющихся вакансий трудоустроено на постоянную работу 672 безработных (при задании 670). Задание по трудоустройству выполнено на 100,3 процента.
Численность зарегистрированных безработных по состоянию на 1.01.2009 года составила 129 человека и снизилось в сравнении с 1.01.2008 года на 160 человек [Приложение В].
На постоянную работу было трудоустроено молодежи в возрасте до 30 лет 326 человек или 48,5 процента от общей численности трудоустроенных, что в сравнении с 2007 годом больше на 5,6 процента (в 2007 году трудоустроено 303 человека, или 42,9 процента от общей численности трудоустроенных безработных).
Направлено на профобучение молодежи в возрасте до 30 лет 65 человек или 74,7 общей численности направленных на профобучение. Всего на профобучение направлено в 2008 году 87 человек (задание-100 человек).
На профобучение израсходовано 112,9 млн.руб. из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Безработным
в возрасте до 29 лет, прошедшим профобучение с
целью приобретения профессиональных
трудоустройство в рамках программы «Молодежная практика». В 2008 году трудоустроено 8 человек (задание-8человек). Компенсировано затрат организациям на возмещение расходов по трудоустройству 8,8 миллиона рублей.
Приоритетной задачей трудоустройства безработных является трудоустройство социально незащищенной категории граждан, к которой относятся:
-молодежь, впервые ищущая работу, в возрасте до 21 года;
-впервые ищущие работу в возрасте до 18 лет;
-инвалиды;
-родители многодетных и неполных семей;
-дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-освобожденные из мест лишения свободы;
- лица предпенсионного возраста и др.
На 2008 год решением райисполкома от 24.10.2007 года № 21-20 «Об установлении нанимателям задания по трудоустройству граждан, неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда», 52 организациям различных форм собственности была установлена броня для трудоустройства данной категории безработных в количестве 85 человек. Трудоустроено в счет брони 85 человек.
Наибольший удельный вес из социально незащищенной категории безработных составила молодежь, впервые ищущая работу, в возрасте до 21 года- 46,7 процента, а от общего числа зарегистрированных безработных -13 процентов. В 2008 году трудоустроено на постоянную работу 54 человека или 44,6 процента от числа зарегистрированных социально незащищенной категории.
Оказана социальная поддержка безработным в виде выплаты пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности беременным женщинам. На эти цели израсходовано 101,2 миллиона рублей. Получали пособие 563 безработных. Средний размер пособия по безработице составил 40255 рублей.
Материальной помощи безработным и членам их семей выплачено в сумме 5.0 миллионов рублей.
На базе учреждения «Осиповичский районный центр социального обслуживания населения» организована трудовая реабилитация инвалидов с частичной компенсацией затрат. Трудоустроено 2 человека (задание-2 человека). Затрачено 11,2 миллиона рублей.
438 человек приняли участие в
оплачиваемых общественных
Для реализации Программ социально-экономического развития на 2006-2010 годы по г. Осиповичи, р.п. Елизово, р.п. Татарка создано нанимателями всех форм собственности 581 новое рабочее место, при задании 490. Снизился уровень регистрируемой безработицы. Уровень регистрируемой безработицы на 1.01.2009 года составил: по г. Осиповичи 0,5 процента, при задании-1,5 процента; по р.п. Елизово -0,5 процента, при задании 1,2 процента; по р.п.Татарка - 0,3 процента, при задании 1,5 процента.
По-прежнему острой остается проблема по трудоустройству лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. С начала действия Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» за период с 1.01.2007 года по 1.01.2009 года в управление по труду, занятости и социальной защите поступило 298 определений суда для трудоустройства обязанных лиц. Трудоустроено нанимателями различных форм собственности 162 обязанных лица, из них в счет брони, установленной райисполкомом -159 человек. Данная категория граждан всячески уклоняется от явки на работу, большинство страдают алкоголизмом. В результате ежедневного контроля, организованного организациями и управлением по труду, занятости и социальной защите установлено, что ежемесячно по району совершается около 800 дней неявки на работу обязанных лиц. Например, за декабрь 2008 года количество лиц, совершивших прогулы, составило 64 человека. Из них в сельском хозяйстве -30 человек, в других отраслях народного хозяйства-34 человека. Совершено прогулов 823 дня, из них 390 дней - в сельском хозяйстве, 433 дней- в других отраслях народного хозяйства. Сумма задолженности за содержание детей по состоянию на 1.01.2009 года, составила 553,7 млн. руб. От общего числа определений суда, поступивших в управление по труду, занятости, и социальной защите райисполкома, женщин большинство: 68 процентов.
Процент возмещения расходов, затраченных на содержание детей, находящихся в государственных учреждениях, составил за 2008 год 46,0 процента. Сумма задолженности по состоянию на 1.01.2009 года составила 553,7 млн. руб.
По состоянию на 1.02 .2009года на учете по безработице состояло 151 человека (из них в возрасте до 30 лет 79 человек). Имеют образование: базовое и среднее -111 человек;
- среднее специальное образование-15;
- профессионально техническое -14;
- высшее-11;
[Приложение Г].
По-прежнему острой остается проблема женской безработицы. Число свободных рабочих мест, заявленных нанимателями по состоянию на 1.02.2008г., составило 141. На одного безработного, зарегистрированного в управлении по труду, занятости и социальной защите Осиповичского райисполкома, приходится более одного рабочего места (1,1) Однако, из общего числа заявленных вакансий женских 14,2 процента, а женщин, состоящих на учете, составляет 71,3 процента общей численности безработных. Требуются, в основном, водители, трактористы, электрогазосварщики, слесари, электромонтеры, машинисты котельной, фрезеровщики, рабочие сельскохозяйственных профессий.
С чем это связано? Специалисты считают, что часть занято в теневом секторе экономики, а часть скрытых безработных [4]. Оценить количество тех и тех достаточно сложно, поэтому следует рассмотреть методы оценки уровня реальной и скрытой безработицы.
2.3. Оценка уровня реальной и скрытой безработицы в РБ.
В Минтруда констатируют, что в Беларуси отмечено стремление нанимателей не увольнять своих работников, а сохранять рабочие места. И все же скрытая безработица уже прижимает производственников к стенке. В январе 2009 года численность работников, работавших неполное рабочее время, по сравнению с январем 2008 г. увеличилась в 1,7 раза. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, в январе 2009 г. по официальным данным составила 59,3 тыс. человек, или в 1,3 раза больше, чем в декабре 2009 г. (по сравнению с январем 2008 г. показатель увеличился в 3,5 раза). Снижение этого показателя отмечено в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании.
В феврале работники 240 белорусских предприятий и организаций трудились в режиме неполной занятости или были вынуждены уходить в отпуска по инициативе нанимателей. В Брестской области насчитывалось 44 таких предприятий, в Витебской — 25, в Гомельской — 43, в Гродненской — 40, в Минской — 34, Могилевской — 54. Общая численность работающих на них составляла 145,5 тыс. человек. Несмотря на то, что во всем мире число безработных увеличивается, Беларусь превращается прямо-таки в оазис трудоустроенных граждан.
Рис. 3.1 Количество предприятий работающих в режиме не полной занятости по Республике Беларусь.
Правительство несколько недель назад с радостью отрапортовало, что безработных у нас всего-навсего 1% от экономически активного населения. Так что сейчас трудовой книжки нет только у 46 тысяч 686 человек - всего лишь 0,02% от мирового числа занятых поиском работы. По крайней мере, так говорит официальная статистика. Самое же большое количество нетрудоустроенных в Беларуси было в 1996 году - 182,5 тыс. человек.
Сколько на самом деле в Беларуси безработных? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Во всем мире безработных выявляют путем социологических опросов. В Беларуси, насколько мне известно, таких исследований никто не проводит, у нас считают только тех, кто пришел и стал на учет в центре занятости. Но ведь многие туда не идут и не пойдут никогда.
Представляет интерес расчет фактического уровня безработицы на официально контролируемом рынке труда в Беларуси с целью оценки реальных масштабов работы службы занятости. Для этого, по мнению некоторых специалистов, необходимо к численности безработных, состоящих на учете на начало года, добавить разницу между численностью безработных, признанных ими в течение года, и численностью безработных, трудоустроенных в течение отчетного года. [3,с.83] По расчетам, фактический уровень открытой безработицы в Беларуси приблизительно вдвое выше официально декларируемого.
Наиболее достоверную оценку фактического уровня безработицы на совокупном рынке труда (и не только его официальной части) дают специальные обследования (по методологии МОТ) [15, с. 44].
Многие экономисты при расчете фактической безработицы в Беларуси учитывают скрытую безработицу (как неполную вынужденную занятость). Эта точка зрения широко распространена, но в современных условиях представляется недостаточно обоснованной. О недопустимости учета скрытой безработицы в составе фактической пишут некоторые авторы аргументируя это тем, что «ни в одной стране не используется такой способ определения размеров безработицы». Следует отметить, что промышленно развитые страны и не испытывают проблемы скрытой безработицы (вынужденной неполной занятости). Неполная занятость существует в рыночной экономике в основном как добровольная (гибкая) занятость. По оценкам, ею охвачено в промышленно развитых странах около 5% наемной рабочей силы. В нашей экономике неполная занятость является вынужденной [3, с.83].
Как представляется, скрытую безработицу не следует учитывать при расчете уровня фактической безработицы в Беларуси, поскольку лица, относимые к ней, не являются безработными, они неэффективно заняты, а это уже проблема не государственной службы занятости, а предприятий, содержащих неэффективный труд, и государства, не создающего условий для рационального использования человеческого капитала.
Информация о работе Безработица: основные теоретические положения