Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 11:53, курсовая работа
Эта проблема заинтересовала меня, потому что также могу оказаться в числе безработных, чего не хотелось бы, поэтому изучение данного вопроса, особенности безработицы, а также тенденции и планы развития мне помогут. Поэтому для меня важно изучить этот вопрос. Хоть в Беларуси уровень официально регистрируемой безработицы достаточно низкий – 37,3 тыс. чел., однако для нашей страны характерна скрытая безработица. Следует разобраться в чем причины такой ситуации на рынке труда и как ее можно разрешить, а также необходимо разобраться почему с каждым годом число экономически активного населения падает и с чем это связано, ведь с увеличением прироста ВВП, занятость должна увеличиваться.
Исследование численности безработных в Республике Беларусь с помощью экономико-статистических методов на предмет обнаружения ее зависимости от других экономических показателей выявило, что существует достаточно сильная связь между ростом числа безработных и снижением реальной заработной платы. Это позволяет предположить, что достигнутое снижение безработицы - не столько результат расширения спроса на труд в народном хозяйстве, сколько прямого государственного финансирования создания новых рабочих мест. Об этом же свидетельствует связь числа безработных с числом вакансий: их рост на 1% способствует снижению численности безработных на 0,43%. Таким образом, безработица в Беларуси детерминируется во многом монетарными и административными мерами, а не экономическими закономерностями, свойственными рыночной экономике [3, с.83].
Наличие различных точек зрения на сущность и содержание скрытой безработицы имеет прямое отношение к ее статистическому измерению и приводит к значительным расхождениям в оценке масштабов. Вместе с тем объективная оценка уровня скрытой безработицы имеет важное экономическое значение, а произвольное манипулирование этим показателем искажает реальную ситуацию на рыжее труда.
По принятому МОТ определению, безработица трактуется как потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. Безработные относятся к категории экономически активного населения, так как это граждане, активно предлагающие свои услуги на рынке труда и ищущие работу. Таким образом, по своему содержанию скрытая безработица принципиально не отличается от открытой, регистрируемой безработицы [9, с.44-46].
Вместе с тем, скрытая безработица имеет особенности. Ей присущи такие черты, как трудность фиксирования и учета, ситуация, когда один и тот же индивидуум может быть как скрытым безработным, так и занятым в неформальном секторе экономики, способность при определенных условиях к трансформации в открытую, регистрируемую форму. В макроэкономическом плане скрытая безработица - это недоиспользование трудового потенциала общества рабочей силы как фактора производства. Место скрытой формы безработицы в структуре использования трудовых ресурсов представлена на рисунке:
Рис. 3.2. Скрытая безработица в структуре трудовых ресурсов.
Примечание. Источник: [9, с.47].
В литературе единое мнение о содержании скрытой безработицы отсутствует. Одни экономисты под скрытой безработицей понимают избыточную и вынужденную неполную занятость по инициативе нанимателя. В других случаях ее отождествляют с избыточной занятостью, которая сопряжена, как правило, с простоями и неэффективным использованием рабочей силы в течение полного рабочего дня, низкой интенсивностью и производительностью труда. Наряду с вышеназванными формами выделяется также скрытая безработица, которая охватывает лиц, формально не имеющих работы и активно ищущих ее, но не зарегистрированных в качестве безработных в службе занятости. В результате в понятие «скрытая безработица» экономисты вкладывают разный смысл, и соответственно по-разному, как уже указывалось, оцениваются ее масштабы. В экономической литературе предлагаются следующие критерии отнесения трудоспособного населения к скрытым безработным:
Исходя из вышеназванных критериев, скрытая безработица состоит из неполной видимой занятости и неполной невидимой занятости.
Неполная видимая занятость (частичная безработица) - это преимущественно статистическое понятие, которое поддается непосредственному измерению в рамках обследований рабочей силы и отражает недостаточный объем занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, отпуск по инициативе нанимателя). Она определяется «числом лиц наемного труда, вынужденных работать неполное рабочее время (по инициативе нанимателя) по сравнению с нормой рабочего времени, установленной распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников» [9, с.44-46].
К сведению, в 2006 году в Беларуси 140 тыс. работников (4% среднемесячной численности) столкнулись с режимом вынужденной неполной занятости [19].
Неполная невидимая занятость отражает неэффективное использование и распределение трудовых ресурсов, а также глубокий дисбаланс между трудом и другими факторами производства. Она характеризуется низкими доходами, неэффективным использованием полного рабочего времени, недоиспользованием квалификации работников, низкой производительностью и интенсивностью труда. Неполная невидимая занятость образуется в результате падения объемов производства, свертывания убыточных производств, перепрофилирования предприятий и т.д. без адекватного уменьшения численности работников предприятий. В то же время неполную невидимую занятость трудно выявить статистически, и для ее оценки нужно проводить специальные исследования.
В мировой практике для обозначения скрытой безработицы (вынужденной неполной занятости) широко используется термин «частичная безработица». В соответствии с Конвенцией МОТ №168, частичная безработица представляет собой «временное сокращение нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени». При этом необходимо отметить, что не полностью занятые работники, или частично безработные, статистикой относятся к числу занятых в экономике. Термин «частичная безработица» более точно отражает сущность и содержание вынужденной неполной занятости населения, чем скрытая безработица. Более того, неполная занятость на производстве необоснованно отождествляется со скрытой безработицей.
Представляется, что в качестве критерия
отнесения той или иной группы населения
к скрытым безработным целесообразно отнести вынужденную
незанятость граждан, не зарегистрированных
в государственной службе занятости и
самостоятельно ищущих работу. В этом
случае скрытая безработица состоит из
незарегистрированных в службе занятости
трудоспособных граждан, не имеющих работы
и активно ее ищущих [9, с.44-46].
Можно выделить как позитивные, так и негативные стороны влияния скрытой безработицы. К позитивным можно отнести то, что для значительной части населения скрытая безработица часто является единственной реальной формой обеспечения занятости, а следовательно, и доходов. Она в определенном смысле представляет собой буфер между эффективной занятостью и открытой безработицей, увеличивает приспособляемость работников к рыночным преобразованиям, так как дает возможность плавно адаптироваться к изменяющимся условиям, либо найти новую работу, либо перейти в разряд безработных. Для субъектов хозяйствования скрытая безработица сохраняет (хотя и в неполной мере) накопленный интеллектуальный и трудовой потенциал и является одной из форм резервирования производственных мощностей и кадрового персонала. Такой резерв может быть полезен в случае, если предприятие или организация планируют или прогнозируют увеличение производственного и трудового потенциала или расширение деятельности.
Негативные стороны влияния скрытой безработицы на деятельность субъектов хозяйствования и трудовой потенциал в целом заключаются в нерациональном использовании имеющихся трудовых ресурсов, снижении производительности труда, низкой заработной плате, высоком уровне текучести кадров, консервации занятости низко квалифицированной рабочей силы. Все это в конечном итоге приводит к снижению конкурентоспособности работников (и, как следствие, к снижению качества продукции), трудовой мотивации, росту теневой экономики, трудностям с внедрением новых технологий (в результате снижения квалификации работников). Низкий доход на основном рабочем месте формирует соответствующее отношение к труду, вынуждает искать дополнительный заработок, как правило, не по специальности, а иногда и нелегальный. Необходимость поддержки скрытых безработных снижает реальную оплату труда эффективных работников, что подрывает стимулы к труду у этой части занятых [13, с. 165-166].
Выводы: Безработица проблема не одной страны, а всего мира в целом. В отдельных странах безработица равна 4,7%, а в других странах она достигает 15-16 %, что доказывает неоднородность безработицы. Число безработных во всем мире превысило 195 млн. человек и в процентном отношении к трудоспособному населению составило 6,3 % в 2009 году. Как было отмечено выше во всем мире с каждым годом увеличивается число незанятых людей, причем как в развитых так и в неразвитых странах. Это достаточно серьезная проблема, которая не решается быстро и легко, а нужно время, чтобы побороть безработицу, а также необходимо применять опыт других стран в анализе причин и разработки методов по снижению безработицы в отдельных странах. Однако страны СНГ, и Россия в том числе сталкиваются с проблемой уменьшения экономически активного населения (связано с демографической проблемой), что в свою очередь сказывается на экономическом развитии и меньшим приросте ВВП. Для России и стран СНГ должна проводиться активная демографическая политика, а также привлечение иностранных трудовых ресурсов, чтобы не падали темпы экономического роста. Уровень безработицы в Республике Беларусь на регистрируемом уровне достаточно низкий 37,5 тыс. чел. или 0,8 % от экономически активного населения, однако это не означает безработных именно такое количество. Для Беларуси характерна и скрытая безработица, которая в раза 3-4 выше регистрируемой, однако точно посчитать невозможно, так как даже Министерством Статистики не проводится выборочное обследование домашних хозяйств по этому поводу. Также не всё трудоспособное население занято в экономике, а численность экономически активного населения с каждым годом падала, только с 2005 года наметился положительный результат. На уровне экономики наличие скрытой безработицы затрудняет структурные сдвиги в производстве, ибо они предполагают необходимость сокращения излишней численности работников. Итак, действительно, безработица являются неотъемлемой частью экономики, и нужно все время искать пути преодоления безработицы, повышения уровня занятости и повышение численности экономически активного населения.
3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.
Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления: разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий; разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов); разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города; разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства; разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.
Главной целью государственной политики в сфере занятости является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Основные усилия должны быть направлены на приоритетное создание рабочих мест в экспорто-ориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого предпринимательства, повышение качества трудового потенциала, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на основе совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями реформируемой экономики.
Важная задача - сохранение контролируемой ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально приемлемых размерах. Реализация комплекса мер содействия трудоустройству и социальной поддержки незанятого населения позволила снизить выход свободной рабочей силы на рынок труда [16, с.66-76].
Беларуси необходимо перейти к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда, провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сфере услуг. При этом процессы создания новых и ликвидации неэффективных рабочих мест должны идти примерно с одинаковой скоростью, как это сегодня наблюдается в Словении, Польше, Эстонии. Большим потенциалом, как показывает мировой опыт, обладает малый бизнес [6, с.20-32].
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008-2010 годы предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.
Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.
Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной занятости, при организации которых безработным может быть оказана финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).
Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и
средних городах [Приложение Д].
Следует отметить, что люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.
Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.
Что касается тех, кто длительное время уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.
Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.
Информация о работе Безработица: основные теоретические положения