Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 11:53, курсовая работа
Эта проблема заинтересовала меня, потому что также могу оказаться в числе безработных, чего не хотелось бы, поэтому изучение данного вопроса, особенности безработицы, а также тенденции и планы развития мне помогут. Поэтому для меня важно изучить этот вопрос. Хоть в Беларуси уровень официально регистрируемой безработицы достаточно низкий – 37,3 тыс. чел., однако для нашей страны характерна скрытая безработица. Следует разобраться в чем причины такой ситуации на рынке труда и как ее можно разрешить, а также необходимо разобраться почему с каждым годом число экономически активного населения падает и с чем это связано, ведь с увеличением прироста ВВП, занятость должна увеличиваться.
Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.
Предусмотрена подготовка нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.
Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности.
В целях повышения эффективности по безработице уже сейчас следует развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потре6ностей реформируемой экономикой. Необходимо в срочном порядке ликвидировать разрыв между профессиональным образованием, прежде всего высшим, и требованиями рынка труда. Повышение образовательного уровня работников должно быть взаимоувязано с экономическим ростом на основе технологической модернизации и приоритетного развития сферы услуг.
Не менее важная задача - устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда путем перераспределения рабочей силы в пользу трудодефицитных регионов посредством повышения географической мобильности и расширения масштабов трудовой миграции.
Безусловно, достижение эффективности по безработице требует определенного времени и дополнительных финансовых средств, но только лишь финансовых мер для решения проблем в этой сфере недостаточно. Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования. В данной программе должны найти отражение пути и способы стимулирования населения в приоритетных отраслях экономики, повышения конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, регулирования трудовой миграции, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. При этом важно, чтобы государственное регулирование не ограничивалось только административно-правовыми рычагами, а осуществлялось с максимальным подключением к решению проблем предпринимательских структур, негосударственных общественных организаций [6, с.20-32].
При изучении вопроса методов борьбы с безработицей можно выделить следующие мероприятия, а в частности мероприятия по обеспечению занятости населения, которые рассмотрены на примере Осиповичского района и были приняты в 2009 году.
Таблица 3.1
Мероприятия по обеспечению занятости населения Осиповичского района.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Количество, человек |
Исполнители |
Срок исполнения |
Источники финансирования (ФСЗН), миллионов рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Создание новых рабочих мест не зависимо от формы собственности за счет средств различных источников финансирования в разрезе организаций согласно приложению, всего: в том числе г. Осиповичи рабочий поселок (р.п.) Елизово р.п. Татарка сельская местность в том числе в агрогородках |
670 575 35 10 50 3 |
управление по труду, занятости и социальной защите Осиповичского районного исполнительного комитета (управление по труду, занятости и социальной защите), отдел экономики Осиповичского районного исполнительного комитета (отдел экономики), организации района |
в течение года |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Содействие безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности в виде субсидий, всего: в том числе г. Осиповичи сельская местность |
10 9 1 |
управление по труду, занятости и социальной защите, отдел экономики |
в течение года |
27,5 | |
Оказание содействия в трудоустройстве на постоянную работу незанятым гражданам, всего в том числе в г. Осиповичи сельская местность |
1000 790 210 |
управление по труду, занятости и социальной защите, организации района |
в течение года |
||
Обеспечение социальной поддержки безработным гражданам, предоставив им государственные гарантии на период поиска работы путем выплаты пособий по безработице и материальной помощи, всего из них в сельской местности в том числе в агрогородках |
900 110 20 |
в течение года |
187,3 | ||
Обеспечение трудоустройства безработных из числа социально-незащищенной категории граждан в счет задания по бронированию рабочих мест, всего в том числе освобожденных из мест лишения свободы молодежи до 21 года из них до 18 лет инвалидов |
85
10 35 10 2 |
управление по труду, занятости и социальной защите, организации района |
в течение года |
||
Организация адаптации инвалидов к трудовой деятельности, с цель повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда |
3 |
управление по труду, занятости и социальной защите |
в течение года |
20,0 | |
Содействие безработным и членам их семей в переезде на новое место жительства и работы в сельскую местность |
3 семьи |
управление по труду, занятости и социальной защите, хозяйство района |
в течение года |
4,5 | |
Содействие в трудоустройстве безработной молодежи в возрасте 16-29 лет |
Не менее 60% от зарегистрированных |
управление по труду, занятости и социальной защите |
в течение года |
||
Обеспечение прогнозируемого уровня безработицы к численности экономически активного населения по району в социально допустимых пределах, всего в том числе г. Осиповичи р.п. Елизово р.п. Татарка |
1,2% 0,9% 0,6% 0,3% |
управление по труду, занятости и социальной защите, отдел экономики, организации района |
на конец 2009 года |
||
Продолжение работы по информированию населения района о положении дел на рынке труда во взаимодействии с учреждением «Редакции Осиповичского районного радиовещания» |
управление по труду, занятости и социальной защите |
в течение года |
0,7 | ||
Оказание профконсультационных услуг и профилактической поддержки обратившимся в управление по труду, занятости и социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, всего в том числе несовершеннолетней молодежи, не имеющей профессии |
не менее 45% не менее 80% |
управление по труду, занятости и социальной защите |
в течение года |
0,6 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Организация профессионального обучения безработных в учебных заведениях для повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан с учетом прогнозов и анализа рынка труда преимущественно строительного профиля, всего в том числе в г. Осиповичи сельская местность в том числе в агрогородках |
135 120 15 2 |
управление по труду, занятости и социальной защите, организации района |
в течение года |
132,09 | |
Организация оплачиваемых общественных работ для предоставления временной занятости безработным и другим гражданам, всего в сельской местности из них в агрогородках в том числе безработных из них трудоустройство на работы, имеющие социально-полезную значимость |
440 110 20 350 35 |
управление по труду, занятости и социальной защите, хозяйство района, предприятия, организации, |
в течение года |
100,0 | |
Привлечение учащихся к различным формам временной трудовой занятости в свободное от учебы время |
220 |
УО «Осиповичский государственный профессиональный лицей № 8», отдел образования Осиповичского исполнительного комитета, отдел по делам молодежи Осиповичского исполнительного комитета, предприятия, организации, управление по труду, занятости и социальной защите, хозяйство района |
в течение года |
80,0 |
Современный мировой кризис начался как финансовый – с краха системы ипотечного кредитования в США. Проблемы на финансовых рынках повлекли за собой сбои в реальном секторе мировой экономики. Многие зарубежные фирмы, столкнувшись с кризисом реализации продукции, для сокращения финансовых потерь прибегают к традиционной для западного мира тактике массовых увольнений работников. Заметно ухудшилась ситуация с обеспечением работы предприятий и занятости населения в государствах СНГ. В данных условиях с определенными трудностями в обеспечении бесперебойной работы столкнулись в последние месяцы и белорусские экспортно-ориентированные предприятия: упал спрос на их продукцию, обострилась проблема неплатежей, из-за несбалансированности курсов валют снизилась эффективность белорусского экспорта. Отдельные предприятия вынуждены были перейти на сокращенный график работы. Вместе с тем в республике не наблюдается и не ожидается массовых увольнений работников.
С целью снижения напряженности на рынке труда в условиях кризиса в стране принимается ряд дополнительных мер. Например, предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (от 3 до 6 месяцев в зависимости от необходимой квалификации). Работодатели обязаны создавать временные рабочие места в рамках организации общественных работ. Гражданам будет оказываться адресная поддержка, включая переезд в другую местность для замещения рабочих мест. Усилится государственная поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости граждан. На эти меры из средств бюджета направляется 43,7 млрд. руб.
Сохранению кадрового состава и стимулированию труда работников предприятий будут способствовать меры по сокращению ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям и специалистам организаций, а также отмене обязательного установления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда работников организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда; расширение прав нанимателей по определению перечня и размера выплат стимулирующего характера, включаемых в себестоимость продукции.
Программой установлено, что регистрируемая
безработица в текущем пятилетнем периоде в республике
не должна превышать 1,5–2% при повышении
уровня занятости населения на 10%. Показатель
регистрируемой безработицы, достигший
максимального значения – 4% – в 1996 году,
снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% –
в 2008 году. В Республике Беларусь один
из самых низких среди всех стран уровень
регистрируемой безработицы.
В январе-ноябре 2008 г. белорусскими организациями
(кроме субъектов малого предпринимательства)
было принято на работу 895 тыс. человек,
уволено по различным причинам 846 тыс. Средний размер пособия на
одного безработного в декабре 2008 г. составил
45,4 тыс. руб.
По оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер: создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи. Организована временная занятость в виде оплачиваемых общественных работ 10,5 тыс. безработных. За прошлый год 3508 безработных были направлены на обучение (100,2% годового задания), из них 591 человек из малых и средних городских поселений (113,7% годового задания). Содействие в организации предпринимательской деятельности в виде предоставления субсидий оказано 532 безработным (118,2% годового задания), из которых 119 проживают в малых и средних городских поселениях (119,0%). В сельскую местность на постоянное место жительства и работы в отчетном периоде переселено 158 семей (105,3% годового задания), в том числе 98 семей, имеющих в своем составе безработных (108,9%).
Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации. Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение.
Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».
Больше всего безработных – представительниц слабого пола – насчитывается в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях. Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин. Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет. В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин. Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.
В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.
Одной из существенных проблем в сфере
занятости населения является структурный и территориальный
дисбаланс спроса и предложения рабочей
силы.
За последние годы на национальном рынке
труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся
вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны
с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не
меняется на протяжении ряда лет. Для обеспечения
количественного и качественного соответствия
между предложением кадров и спросом на
них служба занятости совместно с органами
образования, отраслевыми министерствами
и местной властью должны осуществлять
постоянный мониторинг ситуации на рынке
труда, прогнозировать возможные изменения
потребностей в специалистах в обозримом
будущем.
Для ускорения решения проблем социально-экономического
развития таких административно-
Программой предусматривается реализовать в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения. В прошлом году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости.
Выводы: Из всего изложенного в этой главе становится ясно, что рынок труда, формирование безработицы имеет ряд особенностей для нашей страны. Всё это говорит о том, что действительно существует проблема, которую следует решать. Поэтому государству следует предпринимать меры, чтобы реально оценивать ситуации на рынке труда, в целях стабильного экономического развития и для того, чтобы помочь незанятым трудоустроится. Государство должно создавать дополнительные рабочие места, установить различные льготы. Традиционные методы микро - и макроуровня, используемые при циклическом и структурном кризисе экономики, для решения проблем занятости в Беларуси не годятся. Выход из кризиса – путь быстрой трансформации экономической системы и модернизации производственного аппарата. В силу специфики этих параллельных процессов в Беларуси можно ожидать сохранения высокой явной безработицы, что потребует неординарных мер защиты социально уязвимых слоев населения. Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени её изученности и управляющих воздействий на разных уровнях как по горизонтали, так и по вертикали.
Информация о работе Безработица: основные теоретические положения