Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сложившейся ситуации на рынке труда в период финансового кризиса, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития уровня занятости.
Задачей настоящей работы является изучение социально-экономических проблем безработицы, которое позволяет определить ее последствия, а также меры государственной политики в области безработицы.
Предметом исследования являются особенности государственного регулирования экономики России на современном этапе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучаемой проблемы.
Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1 Показатели уровня безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее возможных последствий
1.3.1 Классический подход
1.3.2 Кейнсианская концепция
1.3.3 Монетаристская модель
1.3.4 Марксистский подход
1.3.5 Современное представление
1.4 Последствия безработицы
2. Практические аспекты безработицы
2.1 Безработица в России
2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
2.2.1 Пособия по безработице
2.2.2 Трудоустройство
2.2.3 Переобучение
2.2.4 Самозанятость поддержка предпринимательства
2.2.5 Общественные работы
Заключение
Список литературы
Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным, ненужным своей семье, обществу. Все это убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал. Безработица приводит к бездеятельности, маргинализации населения, ухудшению социально-психологического климата в общества. Она может выступить как источник дестабилизации и социальной напряженности, социального взрыва. Это возможно в том случае, когда все размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12%.
В генеральном соглашении между Общероссийским объединением профсоюзов, Общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации критическая величина безработицы считается равной 10%. Такой уровень безработицы (и даже выше) имеет место в некоторых регионах страны, что, безусловно, создало определенную социальную напряженность. Вместе с тем, пытаясь определить критическую величину уровня безработицы, надо иметь в виду, что ситуация может стать взрывоопасной и в условиях ее незначительного роста.
Вполне возможно представить такую картину. Например, в крупном городе, где численность безработных порядка нескольких сотен тысяч, а экономически активного населения более нескольких миллионов, будет объявлено о закрытии одного из крупнейших предприятий. Такое событие может привести к существенной социально-экономической дестабилизации.
Безработица может выступать
как условие социально-
Безработица становится фактором
социально-экономической
Ее поиск может продолжаться весьма долго, и, в конце концов, человек теряет надежду на получение работы и прекращает ее поиск, в связи, с чем он, фактически являясь безработным, юридически теряет этот статус, согласно определению безработного. Информация об этой группе населения практически отсутствует.
Но только этим роль безработицы как фактора социальной дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как "мина замедленного действия". Речь в данном случае идет о современной безработице в некоторых ведущих отраслях экономики. К их числу относятся: наука и научное обслуживание; информационно-вычислительное обслуживание; некоторые отрасли обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается дисквалификацией работников, их переквалификацией и эмиграцией.
Однако рано или поздно, когда наступит фаза оживления и подъема экономики спрос на этих работников возрастет, а удовлетворение его окажется невозможным. Это приведет к задержке экономического развития России, к более глубинной по своему содержанию социально-экономической дестабилизации.
Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение. Безработица - одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом.
2.1 Безработица в России
Общие положения теории занятости,
рынка труда и безработицы
вполне применимы и к анализу
современной безработицы в
До недавнего времени безработица в России не являлась объектом научного познания на протяжении длительного периода в истории СССР, начиная с 30-х годов, безработица считалась как бы не существующей. Она признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической экономике, поэтому безработица изучалась в курсе политической экономики и капитализма. Согласно марксистской доктрине, безработица возникла как результат действия всеобщего закона капиталистического накопления и приводила к всеобщему обнищанию трудящихся - относительному и абсолютному.
В действительности определенные
формы безработицы наблюдались
и в советском обществе в условиях
господства общественной собственности
и централизованного управления
экономикой. Например, текучесть рабочей
силы, соответственно текучая (фрикционная)
безработица имелась и в 30-е
годы, и в последующие десятилетия
фактическая безработица
Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности.
Самой «безработной» категорией в наше время оказалась молодежь. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.
Большие проблемы у тех, чей возраст приближается к пенсионному, так как в нашем обществе живуче мнение, что они не столь активны и не способны на то, что легко дается более молодым работникам.
Так, в ноябре 2011 года из 69,2
млн. занятых россиян 5,0 млн. человек
классифицировались как безработные
с применением критериев
Соответственно и уровень безработицы с августа по ноябрь возрос с 6,1% до 6,7%.7. Но ситуация еще более ухудшается. Если в конце октября 2006 года безработными, в соответствие с методологией МОТ, классифицировались 5,0 млн. человек, или 6,6% экономически активного населения, то в январе 2012 года эти показатели составляли уже 5,3 млн. человек и 7,14%8 соответственно.
Между тем официальная безработица за период с августа по январь не изменилась. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце января 2012 года на учете в органах гос.службы занятости в августе состояли 5 млн. безработных, то есть ровно столько же, сколько и в конце августа 2011 года.
Еще тревожнее стал возросший уровень первичной безработицы. В ноябре в общей численности безработных уже 1,6 млн. человек, или 31,8%, не имели опыта трудовой деятельности. Тремя месяцами ранее их было 1,3 млн. и 28,3% соответственно. К тому же в ноябре 2011 года по сравнению с ноябрем 2010 года среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 3,3 процентного пункта, в то время как аналогичный августовский показатель был, наоборот, лучше на 0,9 процентного пункта. Требуемый опыт работы почти всегда обязателен, а обучать молодых берутся разве что в метрополитене, милиции или других, самых непрестижных производствах и специальностях.
Усиливаются и проблемы со
служебным или карьерным
Российская безработица носит застойный характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска работы безработными в августе 2006 года составляло 8,5 месяца и по сравнению с августом 2005 года оставалось на том же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Возрос «стаж» пребывания в состоянии безработицы – один год и более. В ноябре 2011 года его имели 40,3% безработных (в ноябре 2010 года – 38,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 48,0%, хотя и уменьшился за последний год на 0,2%. А вот среди безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась на 2,4% по сравнению с 1,5% в августе и составила 34,6%. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии.
Тревожной тенденцией является и уменьшение среднего возраста безработных, который всего за три месяца снизился с 34,5 до 34,1 года, занятого населения – 39,6 года. Среди безработных возросла доля молодежи до 25 лет – с 30,2% до 31,1%. Зато занятой молодежи стало меньше – уже не 12,2%, как в августе, а всего 11,2%.
Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости.
Специфическими
мерами для борьбы с
- усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест
- создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:
создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации
помощь частным службам такого типа.
Основными
средствами борьбы с
проведение стабилизационной
политики, направленной на сглаживание
циклических колебаний
создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
2.2.1 Пособия по безработице
Пособие по безработице –
гарантированная государством материальная
поддержка безработных в форме
периодических выплат. Выплата пособия
по безработице осуществляется за счет
средств федерального бюджета. Пособие
по безработице имеют право
Размер пособия по безработице
и порядок его выплаты
Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы – 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы – 60%; в дальнейшем – 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При не предоставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума. Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.
Информация о работе Безработица: теоретические и практические аспекты