Безработица: теоретические и практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сложившейся ситуации на рынке труда в период финансового кризиса, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития уровня занятости.
Задачей настоящей работы является изучение социально-экономических проблем безработицы, которое позволяет определить ее последствия, а также меры государственной политики в области безработицы.
Предметом исследования являются особенности государственного регулирования экономики России на современном этапе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучаемой проблемы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1 Показатели уровня безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее возможных последствий
1.3.1 Классический подход
1.3.2 Кейнсианская концепция
1.3.3 Монетаристская модель
1.3.4 Марксистский подход
1.3.5 Современное представление
1.4 Последствия безработицы
2. Практические аспекты безработицы
2.1 Безработица в России
2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
2.2.1 Пособия по безработице
2.2.2 Трудоустройство
2.2.3 Переобучение
2.2.4 Самозанятость поддержка предпринимательства
2.2.5 Общественные работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Bezrabotitsateoreticheskie_i_prakticheskie_aspekty.docx

— 82.39 Кб (Скачать файл)

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных  законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления могут  устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице  или предусматривать продление  сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых  программ за счет средств соответствующих  бюджетов.

Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В  этих случаях общий период выплаты  пособия по безработице не может  превышать 24 календарных месяцев (два  года) в суммарном исчислении в  течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим  достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение  пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный  предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

Законом предусматривается  увеличение размера пособия по безработице  для следующих категорий безработных  граждан.

К первой категории относятся  граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается  на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном  порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При  этом максимальный размер доплат не может  превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном  порядке. В случае если оба родителя являются безработными, увеличение размера  пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

К числу лиц, находящихся  на содержании безработного, могут  относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при  отсутствии лиц, которые по закону обязаны  их содержать. При этом перечисленных  выше членов семьи можно считать  находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

Ко второй категории относятся  граждане, проживающие в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, а также в районах  и местностях, где применяются  районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых  природно-климатических условиях. В  указанных случаях размер пособия  устанавливается с учетом действующего в данной местности районного  коэффициента.

При этом гражданам, уволенным  из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных  недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для  начисления пособия по безработице  рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

И, наконец, третья категория  граждан, к которой относятся  граждане, подвергшиеся воздействию  радиации вследствие чернобыльской  и других радиационных аварий и катастроф  и признанным в установленном  порядке безработными, к пособию  по безработице выплачивается дополнительное пособие:

 – постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года – в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;

– постоянно проживающим  на территории зоны проживания с правом на отселение – в размере 20 процентов  величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации  в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;

– постоянно проживающим  в зоне отселения до их переселения  в другие районы – в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

С пособий по безработице  производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного  решения) в порядке, установленном  законодательством об исполнительном производстве.

Гражданам, признанным в  установленном порядке безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании  обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в  следующих размерах:

– гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в  этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного  рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с  пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в  первые три месяца безработицы –  в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца – в размере 60 процентов, в дальнейшем – в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;

– гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в  этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее  не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва – в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих  профессии (специальности), стремящихся  возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение  трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством  Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости  на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты  пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы  безработный имеет право на повторное  получение пособия по безработице  в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном  порядке, но не ниже 100 рублей, если иное не предусмотрено Законом о занятости.

Продолжительность выплаты  пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджета  не может превышать 24 календарных  месяца в суммарном исчислении в  течение 36 календарных месяцев.

Установленная Законом о  занятости продолжительность периода  выплаты пособия по безработице  может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в  соответствии с пенсионным законодательством  Российской Федерации дает им право  на пенсию по старости (по возрасту), включая  пенсии на льготных условиях, но которые  не достигли пенсионного возраста. В этом случае установленный период выплаты пособия по безработице  увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные  недели за каждый год работы, превышающий  требуемый стаж. Общий период выплаты  пособия по безработице не может  превышать 24 календарных месяцев  в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

 

 

2.2.2 Трудоустройство

 

 

В соответствии с международными актами и новым российским законодательством  можно сформулировать определение  трудоустройства, как способа содействия достижению полной, продуктивной и  свободно избранной занятости посредством  оказания уполномоченными органами помощи гражданам в поиске работы, а работодателям - в подборе необходимых работников с учетом интересов граждан, работодателей и государства, являющегося одновременно гарантией реализации права граждан на труд и других прав в сфере занятости.

 Понимание термина  «трудоустройство» зависит от  тех общественных отношений, на  регулирование которых направлен  тот или иной нормативный правовой  акт. В принципе, возможно понимание  трудоустройства в трех смыслах:  узком, среднем и широком. В  узком смысле данное понятие  означает устройство на работу  к определенному работодателю  до начала реализации трудового  договора. В среднем смысле категория  «трудоустройство» употребляется  для того, чтобы показать на  содействие занятости в разнообразных  формах. Наконец, есть широкий  смысл, когда «трудоустройство»  понимается и как процесс, ведущий  к труду и как сам труд.

 К трудоустройству  в широком смысле имеют отношение  все отрасли российского права,  связанные с регламентацией по  поводу труда.  Трудоустройство в среднем смысле слова - это предмет трудового права и складывающейся в России новой комплексной отрасли права — права занятости. Но регламентация отношений по трудоустройству в узком смысле лежит сугубо в сфере действия трудового права. Чтобы полнее отразить роль трудового права в разрешении проблем трудоустройства в статье 1 Трудового Кодекса РФ слова «трудоустройство у данного работодателя» целесообразно было бы заменить словосочетанием «по трудоустройству между возможными работниками и работодателями, в том числе с участием иных субъектов трудового права, оказывающих содействие в трудоустройстве».

Трудоустройство можно понимать как процедуру, опосредующую включение  граждан в трудовую деятельность (в том числе и благодаря  оказанию обществом специальной  поддержки гражданина на этот период, с целью заключения трудового  договора).

  Правоотношения по трудоустройству - это процедурные правоотношения, охватывающие взаимодействие либо только будущих субъектов трудового правоотношения, либо с участием еще и особых трудоустраивающих органов, по поводу предполагаемого труда и имеющие целью возникновение трудового правоотношения.

  Форма трудоустройства - это определенная, исходя из трудового законодательства России, форма организации правоотношений по трудоустройству, но производная в зависимости от специфики основания возникновения трудовых правоотношений.

 В качестве классов  трудоустройства выделяются трудоустройство  по общим правилам и трудоустройство  по особым правилам.

  Трудоустройством по общим правилам признается круг процедурных правоотношений по наиболее распространенному в России варианту: когда возможный работник обращается к работодателю (гораздо реже работодатель - к возможному работнику) с предложением инициировать заключение трудового договора, и когда такая инициатива получает свое развитие в последующей процедуре заключения трудового договора.

  Под трудоустройством по особым правилам понимаются все те варианты процедурных правоотношений, когда заключение трудового договора следует за какими-то другими юридическими фактами (конкурсом и т.п.).

  Реализация правоотношений по трудоустройству складывается из двух этапов. К первому этапу относятся все связи, возникающие между субъектами отношений по трудоустройству до момента определения субъектов будущих трудовых правоотношений - работодателя и возможного работника. Участниками второго этапа отношений по трудоустройству являются только работодатель и возможный работник. Содержание второго этапа заключается в выработке и согласовании условий трудового договора и подготовке проекта трудового договора. Он продолжается до подписания трудового договора.

  Субъектами правоотношений по трудоустройству являются: лицо, ищущее работу, работодатель, органы, оказывающие содействие в трудоустройстве (органы-посредники). Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда и занятости.

 Органом, непосредственно  ведающим вопросами трудоустройства  в Российской Федерации является  Федеральная государственная служба  по труду и занятости со  своей структурой - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и центрами занятости в краях, областях, городах и районах.

Информация о работе Безработица: теоретические и практические аспекты