Безработица: теоретические и практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сложившейся ситуации на рынке труда в период финансового кризиса, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития уровня занятости.
Задачей настоящей работы является изучение социально-экономических проблем безработицы, которое позволяет определить ее последствия, а также меры государственной политики в области безработицы.
Предметом исследования являются особенности государственного регулирования экономики России на современном этапе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучаемой проблемы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1 Показатели уровня безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее возможных последствий
1.3.1 Классический подход
1.3.2 Кейнсианская концепция
1.3.3 Монетаристская модель
1.3.4 Марксистский подход
1.3.5 Современное представление
1.4 Последствия безработицы
2. Практические аспекты безработицы
2.1 Безработица в России
2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
2.2.1 Пособия по безработице
2.2.2 Трудоустройство
2.2.3 Переобучение
2.2.4 Самозанятость поддержка предпринимательства
2.2.5 Общественные работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Bezrabotitsateoreticheskie_i_prakticheskie_aspekty.docx

— 82.39 Кб (Скачать файл)

Все эти государственные  органы оказывают услуги по обеспечению  занятости бесплатно. Но посреднические услуги в подыскании работы могут  оказывать и негосударственные  организации на основании выданных им лицензий за плату.

 

 

2.2.3 Переобучение

 

 

Профессиональное обучение безработных граждан - одно из важнейших направлений активной политики занятости.

Профессиональное обучение включает в себя:

- профессиональную подготовку безработных граждан.

- переподготовку безработных граждан.

- обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

- повышение квалификации рабочих и специалистов;

- профессиональную подготовку специалистов.

Пройти обучение бесплатно  могут безработные граждане, зарегистрированные в Центре занятости населения.

Органы службы занятости  направляют на профессиональное обучение безработных граждан если: гражданин не имеет профессии, невозможно подобрать подходящую работу по имеющейся профессии, необходимо повысить квалификацию, гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.

Затраты на профессиональное обучение безработных граждан включают: оплату стоимости обучения, выплату  стипендии, оплату стоимости проезда  и проживания при направлении  на обучение в другую местность, оплату стоимости медицинской комиссии при направлении на обучение профессиям, которые входят в перечень профессий, требующих медицинского освидетельствования.

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по наиболее востребованным на рынке  труда профессиям.

Обучение безработных  граждан по направлению службы занятости осуществляется на базе образовательных учреждений всех форм собственности и уровней подготовки. Сотрудничество с образовательными учреждениями осуществляется на основании государственных контрактов, которые заключаются по результатам открытых конкурсов, запросов котировок или простых закупок в соответствии с Федеральным Законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Ежегодно профессиональное обучение по направлению службы занятости проходят более 5 тысяч безработных граждан. Трудоустройство после обучения составляет порядка 75-85%.

Как правило, профессиональное обучение безработных граждан носит  интенсивный, краткосрочный характер. Продолжительность устанавливается от 1 до 6 месяцев.

Безработный гражданин также  может рассчитывать на получение  стипендии, в размерах, установленных  Законом «О занятости населения  в Российской Федерации» за весь период обучения, начиная с первого дня  занятий. Стипендия выплачивается  при условии хорошей успеваемости и регулярном посещении занятий.

 

 

2.2.4 Самозанятость поддержка предпринимательства

 

 

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.  

Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

 

 

2.2.5 Общественные  работы

 

 

Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, имеющие социально  полезную направленность, организуемые для обеспечения временной занятости  безработных и ищущих работу граждан, от работника не требуется специальной  подготовки, опыта, знаний. Для трудоустройства  безработных граждан на общественные работы заключаются договора между  городским центром занятости  населения и организациями.

Общественные работы призваны обеспечивать:

- осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Участие граждан в общественных работах допускается только с  их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние  здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности  граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

   В России в настоящее время существует большое количество причин безработицы и факторов, способствующих увеличению количества незанятого населения. Столь глобальную проблему невозможно решить быстро и качественно. Необходима многоступенчатая государственная программа, способствующая уменьшению числа безработных, а также позволяющая сохранить уровень оптимальной безработицы на нужном уровне.

Безработица представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  сильное воздействие  на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую  травму. Поэтому неудивительно, что  проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий, что подчеркивает большую актуальность темы безработицы на сегодняшний день. Все имеющиеся взгляды  на причины безработицы можно  сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы  может стать относительно избыточное население, лишнее по сравнению с  достигнутым уровнем национального  производства. Этот фактор безработицы  особо сильно сказывается в развивающихся  странах.

Во-вторых, безработица может  быть результатом изменений в  структуре экономики, в том числе  в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые.

В-третьих, безработица может  временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу по душе и с лучшими условиями  труда и оплаты (фрикционная безработица).

В-четвертых, особо сильное  увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада  в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый  круг: падение производства безработица  уменьшение общего уровня доходов снижение совокупного спроса падение производства безработица и т.д.

В-пятых, в некоторых случаях  генератором безработицы может  стать активное вмешательство государства  и профсоюзов в отношения между  наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

В результате работы были рассмотрены:

    -теоретические аспекты безработицы

    - были изучены  принципы и структура современного  рынка труда в России

    -определены проблемы  развития рынка труда в России.

Экономисты  изучают безработицу  для определения  ее причин, а  также для совершенствования  мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных  программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают  возможность их будущего трудоустройства.

Другие, такие как программы  страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

       Безработица не существует сама по себе. На её возникновение оказывает большое количество факторов, изучение и анализ которых позволит быстро и эффективно реагировать на изменение ситуации на рынке труда, а, следовательно, и принимать адекватные и действенные меры по доведению уровня безработицы до необходимого уровня.

       Безработица в России за последнее время пошла  на спад, однако, в стране остается 5 миллионов граждан, пытающихся трудоустроиться. Тем не менее, на российском рынке труда  остается немало болевых точек. Вот  только некоторые из них.

Первая - большая  неоднородность по регионам.  Стоит  отметить, что  подобная ситуация не вызвана кризисом - она практически  традиционна  для России.

       Еще одна болевая точка - несоответствие потребностей рынка труда и имеющихся на нем специалистов. Вузы готовят юристов, экономистов, психологов, а предприятия нуждаются в квалифицированных рабочих и инженерах. Предубеждение к техническим профессиям засело в головах молодых россиян глубоко и они продолжают по инерции изучать экономические и гуманитарные науки. После чего встают на учет в службе занятости или работают продавцами в магазинах. Последнее, кстати, связано не столько с переизбытком таких специалистов на рынке труда, сколько с низким качеством их подготовки. 

       Государство намерено вплотную заняться подготовкой  инженеров и поднять престиж "технарей". Нужно будет представить предложения по включению в программы обучения в профессиональных образовательных учреждениях практики учащихся по получаемой профессии и по оценке качества и доступности государственных услуг в области занятости населения, которые оказываются органами службы занятости.

       Предусмотреть также мероприятия по повышению  доступности для граждан качественных образовательных услуг с целью  повышения профессиональной мобильности  таких услуг и сети образовательных  учреждений, которые осуществляют различные программы подготовки.

       Также государство намерено расширять механизм самозанятости граждан и помощи им в открытии собственного бизнеса.

       

Список использованных источников

 

 

  1. Макроэкономика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. Т. Кузнецов . - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 464 с. - Библиогр. в конце гл. - Прил.: с. 415-458. - ISBN 978-5-238-01524-8.
  2. Макроэкономика [Текст] : учеб. для вузов / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова.- 3-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 337. - (Учебник для вузов). - Слов.: с. 486-552. - ISBN 978-5-388-00581-6.
  3. Макроэкономика [Текст] : учеб. для бакалавров / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.- 9-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 687 с. : ил. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Прил. в конце гл. – ISBN
  4. Макроэкономика [Текст] : учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский .- 7-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт : Высш. образование, 2009. - 656 с. - (Университеты России). - Прил.: с. 551-651. - ISBN 978-5-9692-0371-6.
  5. Макроэкономика [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т переподготовки повышения квалификации преподавателей гуманит. и соц. наук.- 9-е изд., доп. - М. : Маркет ДС, 2009. - 416 с. : ил. - (Университетская серия). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-94416-023-2.
  6. Макроэкономика [Текст] : учеб. для вузов / под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова . - СПб. : Питер, 2009. - 368 с. : ил.. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 367-368. - ISBN 978-5-49807-328-6.
  7. Современная макроэкономика [Текст] : учеб. для студентов вузов / И. Р. Бугаян, И. П. Маличенко, Ю. А. Корчагин . - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 510 с. : ил.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 507-509. - ISBN 978-5-222-13050-6.
  8. Принципы макроэкономики = Principles of Macroeconomics [Текст] : [учебник]: пер. с англ. / Н. Г. Мэнкью.- 4-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 543 с. : ил. - (Классический зарубежный учебник). - Парал. тит. л. англ. - ISBN 978-5-91180-167-0.
  9. Экономика [Текст] : бизнес-курс МВА: [учебник] / А. С. Елисеев.- 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010. - 498 с. : ил. - Библиогр.: с. 497. - ISBN 978-5-394-00840-5.
  10. Экономическая теория [Текст] : учеб. для вузов / Е. Ф. Борисов; Моск. гос. юрид. акад.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЕЛБИ : Проспект, 2007. - 535 с. : ил. - Библиогр.: с. 529-530. - ISBN 5-482-01153-4. - ISBN 978-5-482-01153-9.
  11. Экономическая теория [Текст] : учебник / З. К. Океанова .- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. - 652 с. - Библиогр.: с. 644-645. - ISBN 978-5-91131-222-0.
  12. Общая экономическая теория [Текст] : учебник / В. З. Баликоев .- 11-е изд., стер. - М. : Омега - Л, 2008. - 732 с. : ил., табл.. - (Высшее экономическое образование). - Библиогр.: с. 724-725. - ISBN 978-5-370-00569-5.
  13. Экономическая теория [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. С. Чернецова, В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская . - М. : КноРус, 2009. - 264 с. - Прил.: с. 257-264. - ISBN 978-5-390-00403-6.
  14. Экономическая теория [Текст] : учеб. для сред. проф. образования / В. Г. Слагода.- 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Форум, 2008. - 368 с. : ил. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 363. - Прил.: с. 364-366. - ISBN 978-5-91134-213-5.
  15. Экономика [Текст] : учеб. для студентов вузов / В. И. Столяров.- 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 511 с. : табл. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в конце гл. - Предм. указ.: с. 501-504. - ISBN 978-5-7695-7072-8.

Информация о работе Безработица: теоретические и практические аспекты