Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица
- рассмотреть виды и показатели безработицы
- понять социально – экономические последствия безработицы
- рассмотреть занятость и безработицу в РФ
- раскрыть основные возможности обеспечения занятости населения в России
Так же, как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
Значительное влияние на российский
рынок труда оказал мировой финансово-
Первая проблема российского рынка
труда связана с необходимостью
структурной перестройки
Следующая проблема заключается в
недостаточной взаимосвязи
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю сентября 2012 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2012г. составила 76,2 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 72,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с августом 2012г. численность занятого населения в сентябре уменьшилась на 306 тыс. человек, или на 0,4%, численность безработных увеличилась на 30 тыс. человек, или на 0,8%. По сравнению с сентябрем 2011г. численность занятого населения выросла на 222 тыс. человек, или на 0,3%, численность безработных сократилась на 631 тыс. человек, или на 13,7%. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1022 тыс. человек, что на 4,3% меньше по сравнению с августом 2012 года.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в сентябре 2012г., 69% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в сентябре 2011г. - 66%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре 2012г. составила 28,1%, среди безработных женщин - 34,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в сентябре 2012г. его использовали 60,3% безработных. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в сентябре 2012г. составила 46,1%, доля городских жителей - 61,6%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В сентябре 2012г. это превышение составило 1,9 раза.
Переломным в динамике уровня безработных в мире вообще и в России в частности, стал кризисный 2008 год. Так, численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в декабре 2008 года увеличилась по сравнению с декабрем 2007 года на 1,2 млн. человек, достигнув к концу декабря 2008 года 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения. Такое резкое увеличение числа безработных явилось негативным последствием складывающейся под влиянием финансового кризиса экономической ситуации. В целом за 2008 год численность безработных относительно 2007 года увеличилась на 197 тыс. человек. Начиная с ноября 2008 года, наблюдался рост численности официально зарегистрированных безработных; однако, к концу 2008 года численность этой категории безработных граждан не превысила показатель 2007 года и составила 1,522 млн. человек, или 2% экономически активного населения. При этом ожидалось, что сокращение численности занятых будет происходить, в первую очередь, в таких видах экономической деятельности, как финансовая деятельность, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства.
Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, на конец 2008 года уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 231,6 тыс. человек, число вакансий в конце декабря 2008 г. составило 894,7 тыс. человек. Коэффициент напряженности (который определяется как численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию), по сравнению с декабрем 2007 года увеличился с 1,5 до 1,9 в декабре 2008 года.
В 2009 году негативное влияние экономического
кризиса на рынок труда продолжилось.
Влияние мирового финансово-экономического
кризиса заставило
Экономический кризис затронул все виды экономической деятельности, однако, наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве, в строительстве, в обрабатывающих производствах, в том числе в автомобилестроении и машиностроении, и в торговле.
В нынешний кризис Россия входила с 6,3% общей и 2,0% регистрируемой безработицы (в среднем за 2008 г., в том числе – 5,4% - в мае; 5,8% - в августе, 7,0% - к ноябрю), что в сравнении с другими постсоветскими странами являлось весьма невысокими показателями. Менее оптимистичной выглядела региональная картина: в отдельных регионах Северного Кавказа (в первую очередь, республиках - экономически слабых, но с растущим населением, - Ингушетии, Чечне, Дагестане, Калмыкии), а также Тыве, отчасти – Бурятии, Алтае – показатели безработицы и в период экономического роста 2000-х гг., хотя и показывали позитивную нисходящую динамику, но оставались высокими. При этом в столичных регионах, областях, возглавляемых городами-миллионерами, безработица была совершенно незначительной (1-3%). Сразу после официального объявления о начале кризиса в России (начало ноября 2008 г.), страх перед возможным ростом безработицы стал едва не основным политическим и информационным сюжетом. Прогнозировались: всплеск массовых увольнений, резкое падения численности занятых, взрывной, едва ли не до 25%, рост открытой безработицы. Кризис действительно привел к росту уровня безработицы в стране. В цифрах это выразилось следующим образом: если в докризисный период доля населения, проживающего в регионах с высоким уровнем безработицы (порогом «высокого уровня» будем считать 10%) равнялась 6,6%, то к сентябрю 2009 г. стала 14,9%. Можно было бы ожидать, что в этих условиях стимулы к переселению обозначатся ярче, чем прежде, готовность населения переезжать в другие населенные пункты «за работой» вырастет (особенно регионов, пополнивших список проблемных по безработице, недавно - в кризис).
Но и в кризис продолжили существовать вакансии, на которые не находилось претендентов. В частности, потребность в работниках, заявленная в службы занятости, составила в декабре 2008 г. - 895 тыс. человек, летом 2009 г. - 1,2 млн. человек. На портале «Работа в России» в середине февраля 2009 г. значилось 778,6 тыс. вакансий, треть из которых составили вакансии по Московскому региону. Впрочем, качество подавляющей части заявленных вакансий низко: всего 5,3% вакансий предлагали какое бы то ни было жилье, 15,8% вакансий – с размером зарплаты до 5 тысяч рублей, еще 38,4% - от 5 до 10 тысяч и лишь 12,4% - более 20 тысяч рублей. Была разработана антикризисная программа по борьбе с безработицей:
1) организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват – 216,5 тыс. человек, после корректировки – 221,5 тыс. человек);
2) организация общественных работ и создание временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения, включая меры по предоставлению стажировок на предприятиях выпускникам образовательных учреждений (охват -1122,6 тыс. человек, после корректировки – 1705,9 тыс.);
3) содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных (52 тыс., затем 125,5 тыс. человек);
4) содействие переезду работников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в других регионах (15,9 тыс. человек, после корректировки – 13,4 тыс. человек).
Всего на специальную антикризисную программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда планировалось потратить 43 млрд. рублей. Программа была адресована не столько безработным, сколько «работникам, находящимся под риском увольнения» (намеченным к сокращению, переведенным на нестандартные режимы работы и т.д.).
Ещё необходимо отметить, один факт, что в период кризиса российские работодатели с лёгкостью расстаются со своими сотрудниками. Западные же делают всё для того, чтобы минимизировать увольнения, - переучивают и занимаются их трудоустройством в другие организации. Кадровое агентство «Анкор» провело исследование рынка труда, и результаты: 31% компаний, работающих в России, сокращают численность персонала, а 18% уменьшают заработные платы своим сотрудникам. 13% компаний планируют сократить расходы на персонал путём сокращения рабочего времени.
В зарубежных компаниях увольнение
сотрудников – крайне непопулярная
мера сокращения издержек, и прибегают
к ней только тогда, когда положение
уже крайне тяжёлое. В российских
компаниях сотрудников
2.2 Основные
возможности обеспечения
Ныне возможности прямого
1) развитие трудовых ресурсов, повышение
их мобильности, защита
2) обеспечение равных
3) поддержка трудовой и
4) создание условий,
5) обеспечение социальной защиты
в области занятости,
6) сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
7) координация мер по занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов;
8) поощрение работодателей,
9) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
10) координация в этой области
деятельности государственных
11) обеспечение занятости
12) сочетание самостоятельности
органов государственной
13) международное сотрудничество
в области занятости, включая
вопросы труда российских
Сама политика государства по обеспечению полной занятости является важнейшей гарантией реализации права граждан на труд теми, кто хочет его реализовать как самое жизненно важное право.
Конституция РФ объявила Российское государство социальным, законодательство которого гарантирует гражданам социально-экономические права, а политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Информация о работе Безработица: теоретические и практические аспекты