Безработица: теоретические и практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица
- рассмотреть виды и показатели безработицы
- понять социально – экономические последствия безработицы
- рассмотреть занятость и безработицу в РФ
- раскрыть основные возможности обеспечения занятости населения в России

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

В обеспечении занятости населения  участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством РФ, содействовать проведению государственной политики занятости. Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Помимо законодательных, используются и экономические меры. Это, с одной стороны, налогообложение, с другой стороны — выплата различных трансфертов и субсидий. Кроме того, государство влияет на рынок труда непосредственно, нанимая работников в общественном секторе, доля которого в современных развитых экономиках весьма значительна и имеет тенденцию к росту. Государственные закупки товаров и услуг, объем которых тоже с годами возрастает, оказывают опосредованное влияние на занятость и зарплату в частном секторе экономики.

   В целях совершенствования  системы финансирования государственной  политики занятости населения  Минтрудом России подготовлен  проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. Проектом закона предусмотрены меры, направленные на сокращение периода безработицы на основе внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения.  Данный законопроект в январе 2002 г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу.

   Совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости включает в себя два основных направления:

   1) внедрение в деятельность  органов службы занятости современных  технологий, позволяющих сокращать период безработицы граждан, обращающихся к услугам службы занятости, продолжительность участия граждан в активных и пассивных программах содействия занятости населения, предоставлять более качественные услуги;

   2) оптимизацию структуры  и численности работников органов  службы занятости исходя из возможностей бюджета и обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению.

Цель разработки федеральной программы  занятости населения – реализация государственной политики содействия занятости населения, активизация  содействия занятости населения с учетом более полного и рационального использования территориальных ресурсов и возможностей по обеспечению занятости населения.

 Основные задачи – экономическое,  организационное, правовое регулирование занятости населения, обеспечение активной деятельности Федеральной Государственной службы занятости населения.  Федеральная программа занятости населения включает в себя совокупность региональных программ.

Управление занятостью есть форма  реализации политики занятости, совокупность сознательных целенаправленных действий, с помощью которых она осуществляется.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения субъектов Российской Федерации, на 1 сентября 2013 года составила 924,7 тыс. человек, что на 2,1% меньше, чем на 1 августа 2013 года (944,4 тыс. человек).

За август 2013 года численность  зарегистрированных безработных граждан  снизилась в 74 субъекте Российской Федерации. Наибольшее снижение численности зарегистрированных безработных граждан наблюдалось в Ненецком автономном округе (на 7,6%), Камчатском крае (на 6,7%), Алтайском крае (на 6,1%), Астраханской области (на 6,0%), Республике Ингушетия (на 4,6%).

В 9 субъектах Российской Федерации в августе численность  безработных граждан увеличилась. Заметное увеличение численности безработных  граждан зарегистрировано в Республике Северная Осетия – Алания (на 8,8%), Чукотском  автономном округе (на 5,5%). Уровень регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации на 1 сентября 2013 года остался без изменений по сравнению с аналогичным показателем на 1 августа 2013 года и составляет 1,2%.

По состоянию на 1 сентября 2013 года уровень регистрируемой безработицы (по сравнению с 1 августа 2013 года) снизился в 22 субъектах Российской Федерации, остался на прежнем уровне без изменений в 59 субъектах Российской Федерации, незначительно увеличился в Республике Северная Осетия – Алания (на 0,2%), Чукотском автономном округе (на 0,1%).

Заявленная работодателями потребность в работниках на 1 сентября 2013 года составила 1 776,2 тыс. единиц, что на 2,2% меньше, чем на 1 августа 2013 года (1 816,5 тыс. единиц).

Наибольшее снижение заявленной работодателями потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в августе 2013 года наблюдалось в Карачаево-Черкесской Республике (на 30,7%), Тульской области (на 20,0%), Республике Дагестан (на 16,9%), Курской области (на 15,7%), Ямало-Ненецком автономном округе (на 15,2%), Сахалинской области (на 14,3%).

Коэффициент напряженности  на рынке труда в Российской Федерации  на 1 сентября 2013 года составляет 0,6, что соответствует аналогичному показателю на 1 августа 2013 года (0,6).

К 1 сентября 2013 года по сравнению  с данными на 1 августа 2013 года коэффициент напряженности снизился в 14 субъектах Российской Федерации, в 57 субъектах Российской Федерации остался на прежнем уровне, увеличился в 12 субъектах Российской Федерации.  

В августе 2013 года в государственные  учреждения службы занятости населения за предоставлением государственных услуг обратилось 668 008 человек, что на 13,5% меньше, чем в июле 2013 года (771 958 человека). За оказанием содействия в поиске подходящей работы в августе 2013 года обратилось 331 352человека, что на 23,1% меньше, чем в июле 2013 года (430 712 человек). Численность безработных граждан, нашедших работу (доходное занятие), в августе 2013 года составила 247 595человек, что на 22,3% меньше, чем в июле 2013 года (318 577 человек). Основные показатели деятельности органов службы занятости за август 2013г см. приложение №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении курсовой работы хотелось бы подвести некоторые итоги.   Целью данной курсовой работы было изучение теоретических и практических аспектов безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России.

Были изучены и рассмотрены ряд поставленных задач:

-  раскрыты понятия рынок труда, занятость и безработица

- рассмотрены виды и показатели безработицы

- изучены социально – экономические последствия безработицы

- рассмотрены занятость и безработица в РФ

-  раскрыты основные возможности обеспечения занятости населения в стране

В первой главе говорится, что безработица – общественно – экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда.

Были рассмотрены такие виды безработицы:

  1. Фрикционная безработица
  2. Сезонная безработица
  3. Структурная безработица
  4. Технологическая безработица (является разновидностью структурной)
  5. Институциональная безработица
  6. Циклическая безработица

По характеру безработица: открытая и скрытая. По продолжительности: кратковременная, умеренная, длительная, застойная. Изучение безработицы основано на системе ее показателей, которые мы так же рассмотрели в данной курсовой.

В параграфе социально – экономические  последствия безработицы, рассмотрен Закон Оукена, который выражает ключевую связь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменением уровня безработицы. Что является одной из экономических последствий безработицы. Помимо экономических последствий есть социальные и моральные последствия безработицы, такие как боязнь рожать более одного ребенка, рост социальной напряженности в обществе, рост преступлений и др.  Социальные последствия безработицы, бывают как отрицательные, например обострение криминогенной ситуации, так и положительные повышение социальной ценности рабочего места. Так же и экономические, есть положительные и отрицательные.

Во второй главе рассмотрены, практические аспекты безработицы, такие как  занятость и безработица в  РФ, основные возможности обеспечения  занятости населения в России. Рынок труда в России не сбалансирован. В целом ряде областей и республик России в начале 2008г предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на неё. Была разработана антикризисная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, которая рассмотрена в первом параграфе. Необходимо отметить, и тот факт что в период кризиса российские работодатели с легкостью расстаются со своими сотрудниками. Западные же делают все для того, чтобы минимизировать увольнения. Основные возможности обеспечения занятости населения в России, рассмотрены во втором параграфе, статья 5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», отражает главные направления, суть законодательства об обеспечении занятости населения РФ. Так же Минтрудом России был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ». Проектом закона предусмотрены меры, направленные на сокращение периода безработицы на основе внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения. Идет совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости. Управление занятостью есть форма реализации политики занятости, совокупность сознательных целенаправленных действий, с помощью которых она осуществляется.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1) Алавердов А. К вопросу о внутрифирменном рынке труда. // Вопросы экономики, 1999, №12, СС. 120-124

2) Белова, В.Л. Ведение в макроэкономику. // Социально – политический журнал – 06/1998 . – N6 . – с.71-85

3) Брагин, В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 2006-2009гг.: эмпирический анализ / В. Брагин, В. Осаковский // Вопросы экономики.-2009.-N3

4)  Власов, В. Стипендия безработным // Соц.защита.-2008.-N7

5) Гаврилина, А.К. Прекращение трудовых отношений и защита от безработицы // Труд.право.-2003.-N6

6) Голенкова, З.Т. Безработные: особенности российского бытия / Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. // Социол. Исслед.-2001.-N5

7) Гордон, Л.А. Социальные эффекты и структура безработицы в России / Гордон Л.А., Клопов Э.В. // Социол.исслед.-2011.-N1

8) Капелюшников Р.И. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. 2003.  № 4. С. 83-100.

9) Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: [принята 12.12.1993 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009.

10) Рофе A.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда //А.И. Рофе.- М.: МИК, 2008.-190 с.

11) Труд и занятость в России 2009. Статистический сборник. М.: Росстат, 2009 // Росстат. - М., 2009.

12) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.)

13) Щелокова С. С. «Экономика и социология труда», Воронеж, 1999 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Безработица: теоретические и практические аспекты