Безработица в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как
превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Файлы: 1 файл

1_glava (3).doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Институциональная безработица - возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: неполная информация о  вакансиях, завышенное пособие по безработице, заниженные налоги на доходы.

Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды  времени, то есть в одни месяцы спрос  на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Циклическая   безработица   -   связана   с     недостаточным   совокупным 

спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы

в тех отраслях, где эти товары производятся.

          Скрытая безработица, которая характерна для  отечественной  экономики.

Суть ее в  том, что в условиях неполного  использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Застойная безработица - в любом обществе существует  прослойка людей,

которые не хотят  работать - это так называемые бомжи, нищие.

Оптимальная безработица определяется специалистами, как безработица, уровень которой равен естественной, нормальной.                          

Естественная  безработица характеризует наилучший  для экономики резерв рабочей  силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные  перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.

Таким образом, безработица является характерной  чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается  режим оптимального роста и состояние  экономической стабильности.

Споры по поводу определения уровня безработицы  при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделено на три  большие группы. В первую входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях - т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа - рабочая сила, в эту группу входят лица, которые могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу.

Уровень безработицы - это процент безработной части  рабочей силы.

 

                                           u = ( U/L ) * 100%,                                              (1.1)

 

где

u - уровень безработицы;

U – число безработных;

L – рабочая сила (занятые и безработные).

 

Статистическое  управление Министерства труда и социального развития населения пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.

Точная оценка уровня безработицы осложняется  из-за следующих факторов:

- частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят  в  категорию  полностью  занятых.  Считая  их  полностью

 занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы;

- рабочие, потерявшие  надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы;

- ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует  действительности,    а  также     теневая   экономика

способствует  завышению официального уровня безработицы.

Таким образом, хотя уровень безработицы является одним из  важнейших

показателей   экономического    положения     страны,     его     нельзя     считать 

безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

Возникновение безработицы связано с различными причинами, и сократить ее можно  лишь за счет создания  условий,  способны  ослабить влияние той  или иной из этих причин.    Необходимость    для    любой    страны

стремиться  к сокращению    безработицы    до    экономически    рационального

минимума порождается рядом причин.

Во-первых, человек - экономический ресурс особого типа, его нельзя зарезервировать до лучших времен. Потерянное рабочее время невосстановимо, и при этом - даже не работая - человек должен иметь возможность потреблять жизненные блага не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной  смерти  или

превращения в  бандитов.  Но  направляемые  на  эти  цели  средства  не  служат

дальнейшему развитию экономики страны - они просто проедаются.

Во-вторых, рост безработицы сокращает спрос  на товары; люди, не получающие зарплату, могут позволить себе лишь самый минимум. Это обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. Это порочный круг крайне опасен - с каждым оборотом разомкнуть его становится все сложнее.

В-третьих, безработица  обостряет политическую ситуацию в стране.

К счастью, безработица  может быть уменьшена. Для этого  используются различные методы, например, переобучение безработных, поощрение  индивидуального предпринимательства и др.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука  пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица - явления естественные и не представляющие угрозы для нормального развития страны. Более того такое развитие без них просто невозможно. Наличие безработицы заставляет людей опасаться потери рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. Поэтому полная занятость - как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран - это ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. При таком положении безработица в стране соответствует своей  естественной норме, в разных странах она складывается по-своему. Какова естественная норма безработицы для России сегодня сказать нельзя, еще только предстоит экспериментально определить эту величину.   Но   сделать это    можно    будет

только тогда,  когда  экономика  нашей страны выйдет из  кризиса   и   начнется

процесс сокращения циклической безработицы.

 

    1. Необходимость государственного регулирования рынка труда в РФ

 

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов". Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.

В работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда  не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться   не   сохранением    излишней    численности

работников,   а  созданием    новых    рабочих    мест,   снижением   потребности

населения в  рабочих местах и т.п.

Достижение     оптимально     высокой,     структурно     -     рациональной,

экономически    эффективной    и    социально    -    обоснованной    занятости   -

неотъемлемая  составная часть процесса восстановления российской экономики.  Стимулами  этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решаться обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

Перспективы занятости  определяются динамикой и уровнем  экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование  работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы. Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

- стимулирование структурной перестройки и ускорения процессов перераспределения высвобождаемых работников;

- наиболее быстрое  вовлечение безработных в трудовую  жизнь;

- предоставление  работы каждому, кто ее ищет.

Меры государственной  политики занятости дифференцируются по:

- объекту воздействия  (общие и специализированные меры);

- источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

- прямые (административные): законодательное регулирование,  трудовое

законодательство, коллективные договоры;

- косвенные    (экономические):   финансовая,   монетарная  и  фискальная

политика.

Типы государственного воздействия на занятость:

- пассивный:  социальная помощь незанятому  населению;

  • активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для   низкоконкурентных   групп   населения   и  т.д.),   меры помощи   регионам

другое.

Государство гарантирует  гражданам, постоянно проживающим  на территории Российской Федерации, свободу  выбора вида занятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на работу в другую местность, участие в общественной работе на платной основе. Обозначенные гарантии детализируются в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. "О занятости населения в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями).

Законодательство  определяет занятость населения как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных  потребностей,

не противоречащих законодательству, и  приносящую  трудовой  доход   в  виде

заработка.

Перечень занятых  граждан дает Закон о занятости. К ним, в частности, относятся: работающие по трудовому договору, действующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в различных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие

подрядные    работы;   члены    производственных    кооперативов;    избранные,

назначенные и   утвержденные   на    оплачиваемые    должности:    проходящие

военную службу,  службу  в  органах   внутренних дел,   обучающиеся    очно   в

образовательных учреждениях;  временно  отсутствующие  на  рабочих  местах.

В Законе о занятости  находит свое проявление принцип  свободы трудового договора. В  соответствии со ст. 9 этого нормативного акта граждане вправе реализовать право  на выбор места работы и характера  трудовой деятельности в соответствии с профессией, квалификацией путем непосредственного заключения трудового договора с работодателем либо с помощью службы занятости. В последнем случае заключению трудового договора предшествуют отношения организационно-управленческого характера по подбору подходящей работы, переквалификации.

Информация о работе Безработица в РФ