Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как
превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Институциональная
безработица - возникает, когда сама
организация рынка труда
Сезонная безработица
- связана с неодинаковыми
Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным
спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы
в тех отраслях, где эти товары производятся.
Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики.
Суть ее в
том, что в условиях неполного
использования ресурсов предприятия,
вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют
работников, а переводят на сокращенный
режим рабочего времени (неполная рабочая
неделя или рабочий день), либо отправляют
в вынужденные неоплачиваемые отпуска.
Формально таких работников нельзя признать
безработными, однако фактически они являются
Застойная безработица - в любом обществе существует прослойка людей,
которые не хотят работать - это так называемые бомжи, нищие.
Оптимальная безработица
Естественная
безработица характеризует
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.
Споры по поводу
определения уровня безработицы
при полной занятости усугубляется
тем, что на практике трудно установить
фактический уровень
Уровень безработицы - это процент безработной части рабочей силы.
где
u - уровень безработицы;
U – число безработных;
L – рабочая сила (занятые и
Статистическое управление Министерства труда и социального развития населения пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.
Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:
- частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью
занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы;
- рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы;
- ложная информация. Уровень
способствует завышению официального уровня безработицы.
Таким образом, хотя уровень
показателей экономического положения страны, его нельзя считать
безошибочным барометром здоровья нашей экономики.
Возникновение
безработицы связано с
стремиться к сокращению безработицы до экономически рационального
минимума порождается рядом
Во-первых, человек - экономический ресурс особого типа, его нельзя зарезервировать до лучших времен. Потерянное рабочее время невосстановимо, и при этом - даже не работая - человек должен иметь возможность потреблять жизненные блага не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или
превращения в бандитов. Но направляемые на эти цели средства не служат
дальнейшему развитию экономики страны - они просто проедаются.
Во-вторых, рост
безработицы сокращает спрос
на товары; люди, не получающие зарплату,
могут позволить себе лишь самый минимум.
Это обостряет экономические проблемы
страны и служит толчком для дальнейшего
сокращения занятости. Это порочный круг
крайне опасен - с каждым оборотом разомкнуть его становится все
В-третьих, безработица обостряет политическую ситуацию в стране.
К счастью, безработица
может быть уменьшена. Для этого
используются различные методы, например,
переобучение безработных, поощрение
индивидуального
Изучая проблемы
безработицы, экономическая наука
пришла к выводу: фрикционная и структурная
безработица - явления естественные и
не представляющие угрозы для нормального
развития страны. Более того такое развитие
без них просто невозможно. Наличие безработицы
заставляет людей опасаться потери рабочего
места и побуждает их трудиться более
производительно и качественно. Поэтому
полная занятость - как ее сегодня понимают
в большинстве развитых стран - это ситуация,
когда существуют фрикционная и структурная
безработица, но нет безработицы циклической.
При таком положении
только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется
процесс сокращения
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов". Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.
В работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно
к сегодняшним российским условиям
политика государства на рынке труда
не должна замыкаться на поиске оптимальной
глубины вмешательства в
работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности
населения в рабочих местах и т.п.
Достижение оптимально высокой, структурно - рациональной,
экономически эффективной и социально - обоснованной занятости -
неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решаться обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.
Перспективы занятости
определяются динамикой и уровнем
экономической эффективности
- стимулирование структурной перестройки и ускорения процессов перераспределения высвобождаемых работников;
- наиболее быстрое
вовлечение безработных в
- предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
- объекту воздействия
(общие и специализированные
- источникам финансирования.
К методам воздействия на
- прямые (административные):
законодательное регулирование,
законодательство, коллективные договоры;
- косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная
политика.
Типы государственного воздействия на занятость:
- пассивный: социальная помощь незанятому населению;
другое.
Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора вида занятости, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсацию в связи с направлением на работу в другую местность, участие в общественной работе на платной основе. Обозначенные гарантии детализируются в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. "О занятости населения в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями).
Законодательство определяет занятость населения как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей,
не противоречащих
заработка.
Перечень занятых граждан дает Закон о занятости. К ним, в частности, относятся: работающие по трудовому договору, действующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в различных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие
подрядные работы; члены производственных кооперативов; избранные,
назначенные и утвержденные на оплачиваемые должности: проходящие
военную службу, службу в органах внутренних дел, обучающиеся очно в
образовательных учреждениях; временно отсутствующие на рабочих местах.
В Законе о занятости
находит свое проявление принцип
свободы трудового договора. В
соответствии со ст. 9 этого нормативного
акта граждане вправе реализовать право
на выбор места работы и характера
трудовой деятельности в соответствии с профессией, квалификацией
путем непосредственного заключения трудового
договора с работодателем либо с помощью
службы занятости. В последнем случае
заключению трудового договора предшествуют
отношения организационно-управленческого
характера по подбору подходящей работы,