Безработица в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как
превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Файлы: 1 файл

1_glava (3).doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Государство    содействует    трудоустройству    граждан.    С   2001 г.   эта

политика изменилась. Ликвидирован Фонд занятости, в который  предприятия отчисляли взносы, и  из которого выплачивалось пособие  по безработице. Теперь установлено единое пособие по безработице, равное прожиточному минимуму, а ищущим работу минимальная оплата труда, и эти средства будут выделяться из федерального бюджета.

Ужесточаются  и требования к безработным. Основными  принципами государственной политики  в  области содействия занятости  являются:

-  обеспечение   всем гражданам равных возможностей  на свободный труд;

- поддержка  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие развитию их способностей;

- обеспечение  социальной защиты в области занятости, создание мер для особо нуждающихся  в  социальной  защите,  т.е.  помогать  в  трудоустройстве;

- создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и развитие человека;  
      - поощрение работодателей, сохраняющих рабочие места и создающих новые;

- координация    мер  по   занятости   населения    с   другими   системами:

социальным обеспечением, предупреждением инфляции, роста цен и т.д.;

- развитие трудовых ресурсов;

- сокращение безработицы;

- международное сотрудничество в области занятости.

В основе государственной  системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных  уровней. На федеральном уровне - это  Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации  существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной   власти.   Функции,   права,   обязанности   службы   занятости

нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

       Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб  занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей  и представителей трудящихся разрабатывают  программы занятости, которые после  согласования утверждаются представителями  соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие  служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или  их представителями - строится на принципах  социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей: анализировать и прогнозировать состояние рынка труда; вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой; оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работника и другим категориям населения; регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; разрабатывать республиканские и региональные программы занятости; подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений; оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы; выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств; публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной  государственной службы, связанные  с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой  и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном регионе обусловлены  спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся  уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Федеральная и  региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости  большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует  регионы   по   уровню   безработицы   в   соответствии  со

следующими  критериями:

- ниже среднего  уровня по стране;

- в пределах  двукратного превышения среднего  уровня;

- более двукратного  превышения.

Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности  всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов.

Всесторонняя  оценка эффективности функционирования государственной службы занятости  может быть дана на основе использования  системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

- охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;

- ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;

- "сквозной"      характер      оценочных     показателей,    обеспечивающих

возможность    сравнительного   анализа    и   оценки     деятельности    местных

(городских,  районных),    региональных     (на  уровне  субъекта  РФ)    центров

занятости и  Федеральной службы занятости России в целом;

- единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;

- полная объективность оценочных показателей;

- использование действующих форм учета и отчетности.

По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.

В Институте  экономики РАН разработана такая  методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов  службы занятости населения, но и  механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом

исполнительной  власти, осуществляющим правоприменительные  функции в сфере труда, занятости  и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору  за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Государственная служба занятости населения осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Государственной службы занятости населения находятся государственные учреждения службы  занятости (центры занятости населения).

Основными функциями  Государственной    службы      занятости являются:

а) контроль и  надзор за соблюдением трудового  законодательства и иных

нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права, законодательства о занятости  населения, об альтернативной гражданской  службе;

б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) организация альтернативной гражданской службы;

г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

д) содействие гражданам в поиске подходящей работы;

е) подбор работодателям необходимых работников;

ж) бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и

услуг, которые  связаны с профессиональной ориентацией  в целях выбора

сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

з) профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка;

и) обеспечение социальной поддержки;

к) направление  граждан на общественные работы, а  также их временное трудоустройство;

л) осуществление  социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

м) выдача заключений о целесообразности привлечения  и использования иностранной рабочей силы.

Федеральная  служба  по труду   и   занятости   руководствуется   в   своей

деятельности  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.  
       При вступлении России во Всемирную торговую организацию (23.08.2012г.), сертификация продукции на соответствие международным стандартам серии ISO 9000, как и переход к рыночной экономике, выдвигают принципиально     новые     требования     к     работникам     —   руководителям,

специалистам,  рабочим,  к  организации  и  содержанию  их  профессиональной

подготовки и переподготовки.

Предприятия переходят  на новую технологию, выпускают новую  продукцию, меняют производственный профиль  деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией  организаций, сокращением численности или штата в них. Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет  на   структуру   потребностей   в 

кадрах в  зависимости от  их   профессиональной   подготовленности   к   работе,

которую они  могут или смогут выполнить.

Кроме того, как показывает практика, многие организации в условиях ужесточающейся конкуренции испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая бы приходила на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.

Сложившаяся за многие годы система подготовки и  переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или  утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.

Актуальной  задачей  становится  подготовка,  повышение  квалификации,

обучение   смежным    и    вторым      профессиям      рабочих,      формирование

предпринимательского  корпуса  с   учетом    новых    экономических    условий,

российских традиций и мирового опыта.

Информация о работе Безработица в РФ