Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Безработица занимает одно из значимых положений в системе рыночной экономики, воздействует на продуктивность хозяйственной деятельности субъектов рыночного хозяйства, на экономическую и социальную сферы жизни общества. Безработица является макроэкономической проблемой, которая прямо и сильно действует на каждого человека. Потеря работы для преобладающей части людей - это снижение жизненного уровня и тяжелая психологическая травма. Вопрос безработицы не редко оказывается объектом политических споров.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

 

Добровольная  безработица.

Пигу и Кейнс выделяют также добровольную безработицу. В  любом обществе существует прослойка  людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят  работать. Добровольная безработица  возникает, во-первых, когда человек  не намеревается работать за низкую заработную плату.

Во-вторых, в любом обществе есть определенный процент людей, которые  вообще не хотят работать (на Западе по расчетам экономистов их 15%). Их можно  заставить работать, но как только общество отказывается от воздействия  на этих людей, они не будут работать. Этот вид добровольной безработицы  есть результат некоего психологического феномена.

Таким образом, безработица  является свойственной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Но всё же безработица должна быть поставлена в установленные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

 

 

Глава 2. Государственная  политика борьбы с безработицей.

2.1. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда.

Направления регулирования рынка  труда. Факты конкретной экономической  действительности показывают, что в  странах с развитой рыночной экономикой почти уже несколько десятилетий как начали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, совершенными структурными изменениями в экономике, стремительно меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате отмечается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров необходимой квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесного согласования политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

С начала 60-х гг. регулирование рынка  труда становится одним из основных направлений деятельности многих государств, на которое затрачивается, например, в Канаде, 2—3% ВВП. 1962 год в США стал как бы рубежом в развитии государственного регулирования подготовки и применения трудовых ресурсов в этой стране. Потом было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству рабочей силы. Это программа "Новые возможности", которая реализовывает профессиональную подготовку молодежи с 1964г., первая со времен Великой депрессии по созданию рабочих мест в государственном секторе.

К концу 60-х — началу 70-х гг. были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это  программы, во-первых, стимулирования роста занятости и повышения числа рабочих мест; во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы; в-третьих, помощи найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования безработицы, т. е. выделения средств на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда.

Кроме того, имеется комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они влияют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.

В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования  рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования  рынка труда сдерживается неопределенностью  конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии  экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр  трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, устранения невыгодных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному употреблению рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий.

Практика показывает, что нет  и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает как  совокупность региональных и локальных  рынков с их характерными проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и применения рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного употребления имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и возмещении сверх установленного минимума.

Как показывает опыт развитых стран, строгая централизация сковывает развитие различных и комплексных форм регулирования занятости, препятствует своевременному учету характерных проблем отдельных отраслей и регионов. Учитывая многообразие региональных рынков, модель регулирования российского рынка труда должна истекать из многовариантности их форм и методов.

Очевидно, что решение проблем  безработицы требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий —  с местными инициативами. Центральные  органы государственной власти должны были бы выступить гарантом обеспечения  единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права  на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций  при высвобождении и вынужденной  безработице. Передавая функции  местным органам, занимающимся непосредственно  трудоустройством и социальной защитой  безработных, государство должно гарантировать  соблюдение законов и нормативных  актов, регулирующих рынок труда. Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных  структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования  занятости, соотношения государственных  и частных инициатив, централизации  и децентрализации в этой области.

 

 

 

 

 

       

 

 

2.2. Методологические основы решения проблемы занятости в условиях рыночной  экономики.

В экономической теории встречаются разнообразные точки зрения на меры государственной политики в сфере занятости, причины безработицы и меры борьбы с ней.

Классическая теория рассматривала  рыночные отношения как саморегулирующуюся экономику, обеспечивающую полную занятость  и провозглашала политику невмешательства  со стороны государства. Присутствие безработицы объяснялось высоким уровнем заработной платы. Если рассматривать рынок труда как рынок обычного товара, то если цена на товар больше цены равновесия, то возникает превышение предложения рабочей силы, т.е. безработица. Профсоюзы и коллективные договоры препятствуют колебаниям зарплаты на рынке и тем самым способствуют росту безработицы.

Кейнсианская теория занятости  основывается на том, что совокупный спрос в обществе управляет объемом производства, а стало быть, и спросом на рабочую силу. Таким образом, безработица появляется из-за недостаточного спроса. Основным инструментом государства в борьбе с безработицей по Кейнсу является финансовая политика. Увеличивая государственные расходы, понижая налоги, можно увеличить в экономике совокупный спрос. Это приведет к взлету спроса на рабочую силу и, соответственно, к снижению уровня безработицы. Таким образом, кейнсианский анализ концентрировался вокруг проблемы совокупных расходов как основы, определяющей национальное производство и занятость. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо инфляция, либо безработица.

Взаимная связь между безработицей и инфляцией получила развитие и  логическое обоснование в работах  Филлипса (кривые Филлипса).

Возникновение такого явления в  экономике в 70-е - 80-е гг., как стагфляция (одновременный рост и безработицы, и инфляции) привели к необходимости  пересмотреть теоретические положения  относительно занятости.

Новейшие теории занятости. На сегодняшний  день наблюдается несколько разнообразных точек зрения на проблемы рынка труда и политику занятости (неоклассический подход, монетаристский, неокейнсианский и др.). Появляется явная необходимость формирования такой стратегии регулирования, которая объединяла бы в себе положительные моменты различных направлений экономической теории.

Переход к многообразию форм собственности  предполагает разделение ответственности  за эффективное применение трудовых ресурсов между всеми участниками рынка труда: государством, работником и работодателем. Роль государства в регулировании занятости заметно усложняется в новых условиях, усиливается значение государственного прогнозирования изменений на рынке труда для своевременного воздействия на возможные от проведения структурной, научно-технической, региональной и других политик последствия, ведущие к массовой безработице. Надо отметить, что только согласованные действия государства, профсоюзов, работодателей, муниципальных органов власти позволят достичь успехов в обеспечении полной и эффективной занятости населения.

Следует отметить, что меры государственного воздействия на рынок труда разнятся в условиях неизменно функционирующей рыночной экономики и в условиях становления экономики смешанного типа.

В общей картине рыночные отношения в сфере труда строятся на следующих принципах:

  • личная и экономическая свобода работника, экономической базой для которой является разнообразие форм собственности в экономике;
  • право работодателя самому решать вопросы о количестве и качестве рабочей силы, увольнять лишних работников (именно здесь заключается одна из причин безработицы в рыночной экономике);
  • для рынка труда характерна свобода в движении заработной платы, отсутствие ограничений для ее роста.

Заработная плата - центральный регулятор в отношениях между покупателем и продавцом рабочей силы, ее уровень определяется по согласованию сторон.

  • Методы  государственного регулирования занятости:

- экономические методы: льготное  кредитование и налогообложение,  бюджетная политика стимулирования  предпринимателей сохранять и  создавать рабочие места, осуществлять  профессиональное обучение кадров;

- организационные методы: создание  службы занятости и трудоустройства,  информационной системы, обслуживающей  рынок труда, государственной  системы профессиональной ориентации  молодежи, подготовки и переподготовки  кадров;

- административно-законодательные  методы: регламентация порядка заключения  трудовых договоров, продолжительности  рабочего времени, сверхурочных  работ, введение обязательных  отчислений предпринимателей в  национальные фонды по обеспечению  занятости, определение квот на  трудоустройство, регулирование  периода трудовой жизни.

 

В зависимости от области воздействия  различают меры прямого и косвенного воздействия государства на решение проблемы занятости.

Меры прямого, непосредственного  воздействия осуществляются через реализацию государственных программ, обращенных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и влияют в основном на динамику предложения труда.

Меры косвенного воздействия направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на слои населения, т.е. воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

В зависимости от выбора средств  выделяют три варианта политики в  области занятости: активный, умеренно-пассивный  и пассивный.

Активный вариант политики занятости  предполагает интенсивное использование  для этих целей инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной  политики.

Пассивный вариант политики занятости  сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих  мест и выплате пособий по безработице  в мерах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.

В условиях рыночных отношений полная занятость устанавливается равновесием спроса и предложения трудовых ресурсов, в то время как экстенсивный путь развития был ориентирован на всеобщую занятость, которая не обязательно обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов.

Функционирование рынка труда  тесно взаимосвязано с формированием  рынков других факторов производства, институциональными преобразованиями в экономике.

Информация о работе Безработица