Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Безработица занимает одно из значимых положений в системе рыночной экономики, воздействует на продуктивность хозяйственной деятельности субъектов рыночного хозяйства, на экономическую и социальную сферы жизни общества. Безработица является макроэкономической проблемой, которая прямо и сильно действует на каждого человека. Потеря работы для преобладающей части людей - это снижение жизненного уровня и тяжелая психологическая травма. Вопрос безработицы не редко оказывается объектом политических споров.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

 

7. Особенностью занятости  в постсоциалистических странах  является формирование так называемого  придерживаемого типа (модели) занятости

8. Низкий уровень пособий  по безработице также выступает  отличительной чертой российского  рынка труда.

9. Размывание границ между  официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости.

10. Существенные различия  между общей численностью и  официально регистрируемой численностью  безработных.

В развитии рынка труда  переходной экономики прослеживаются следующие явные особенности:

1. Для переходной экономики  свойственен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад усиливает проблему безработицы.

2. Сохранение перегруженности  рабочей силой большинства крупных  и средних предприятий является  важной особенностью российской  модели реформ в отличие от  восточноевропейской, где уже  в первой фазе реформ безработица  достигла уровня, количественно  соответствовавшего примерно половине  от общего падения производства. В России эта пропорция была  в 3-4 раза ниже. « Придерживание»  избыточной рабочей силы в  первый период реформ, хотя и  препятствовало росту производительности  труда, но, с другой стороны,  способствовало снижению социальной  напряженности в условиях низкого  уровня дохода.

3. Такое удерживание занятости  проявилось в скрытой безработице,  что затрудняет реализацию системы  регулирования отношений на рынке  труда.

4. Усугубляется несоответствие  между быстро изменяющейся структурой  спроса на рынке труда и  сложившейся ранее профессионально-квалификационной  рабочей силы. В переходный период  рынок труда характеризуется  высоким уровнем структурной  безработицы.

 

5. По числу занятых  в России лидировал в первый  период реформ государственный  сектор (1996г.) на него приходилась  половина всех работающих в  народном хозяйстве, 17% на предприятиях  смешанных форм собственности, 33%- в частном секторе. Кроме того, в производственных отраслях  удельный вес частных предприятий  и занятых на них ниже, чем  в торговле и сфере обслуживания.

6. Рынок определяет рациональную  структуру занятости с точки  зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его  структура может быть неэффективна  с социальной точки зрения, с  позиции удовлетворения потребностей  общества в материальных благ8ах, создания условия расширенного  воспроизводства.

В условиях рыночной экономики  не существует автоматического механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость, поэтому она нуждается  в целенаправленном государственном  регулировании

Численность экономически активного  населения в феврале 2010г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,5 млн. человек, или более 52% от общей  численности населения страны, в  их числе 68,0 млн. человек, или 91,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,4 млн. человек (8,6%) не имели занятия, но активно его  искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда  они классифицируются как безработные).

В государственных учреждениях  службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,3 млн. человек.

По данным выборочного  обследования населения по проблемам  занятости, проведенного по состоянию  на вторую неделю февраля 2010г., уровень  занятости населения экономической  деятельностью (доля занятого населения  в общей численности населения  в возрасте 15-72 лет) составил 61,1%.

В общей численности занятого в экономике населения в январе 2010г. 34,9 млн. человек, или 51,6% составляли штатные работники (без учета  совместителей) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 1,6 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в январе 2010г. составило 36,5 млн. и было меньше, чем в январе 2009г. на 1,2 млн. человек, или на 3,3%. 

Прием и увольнение работников организаций и неполная занятость. Росстат подвел итоги федерального статистического наблюдения о неполной занятости и движении работников за февраль 2010 года. Обследованию подлежали  организации (без субъектов малого предпринимательства), основным видом  экономической деятельности которых  является: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт  и связь; оптовая и розничная  торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования; финансовая деятельность. Статистическим наблюдением было охвачено 16,1 млн. человек, или около 46% от численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства).

Прием и увольнение работников. В феврале 2010г. численность принятых работников организаций превысила  численность выбывших работников на 34,5 тыс. человек.

В общей численности принятых работников доля приема на дополнительно  введенные рабочие места составила 15,6%, в том числе в организациях обрабатывающих производств - 27,5%. Существенно  ниже этот показатель в организациях оптовой и розничной торговли - 4,5%.

В феврале 2010г. в обследованных  организациях 139,4 тыс. человек выполняли  работы временного характера и общественные работы по направлению органов службы занятости населения в соответствии с мерами, принятыми по снижению напряженности на рынке труда, в том числе 120,8 тыс. человек работали на условиях внутреннего совместительства (0,7% списочной численности работников). Из числа работников, выполнявших работы временного характера и общественные работы, 84,2% приходилось на организации обрабатывающих производств. 

По сведениям обследованных  организаций на конец февраля 2010г. численность работников, которую  требуется принять на вакантные  рабочие места, составила 1,6% от списочной  численности работников. По видам  экономической деятельности этот показатель колеблется от 0,9% - в организациях обрабатывающих производств до 2,4% - в организациях транспорта и связи, финансовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Многообразие проблем, появляющихся перед руководством страны в трансформационный период, к числу которых причисляют:  проблемы стабилизации, оживления  и устойчивого развития народного хозяйства страны; диверсификации и конверсии экономики;  проблемы конверсии оборонных отраслей, перевода существенной части машиностроения на выпуск гражданской продукции; задачи увеличения конкурентоспособности отечественной продукции с особой остротой ставят проблему занятости.

Решение всех этих проблем сдерживается сложившейся негативной ситуацией  на рынке труда, несоответствием  кадровой политики большинства предприятий  избранной стратегии рыночных реформ, жесткостью выработанной годами и десятилетиями  предшествующего развития профессионально-квалификационной структуры  рынка рабочей силы.

Программа решения проблемы занятости  населения - комплекс мероприятий по достижению полной занятости населения  в стране.

Как было выяснено выше, государственное  регулирование любой сферы экономики, в том числе и социальной, в  качестве исходного  пункта предполагает постановку целей и задач развития, а также средств их решения.

В принятых в настоящее время  программных документах вместо перспективных  целевых установок социально-экономического развития сформулированы цели и инструменты  текущего регулирования экономики  и решения текущих социальных проблем, такие как либерализация  цен, приватизация и разгосударствление, достижение финансовой сбалансированности и пр. Главным приоритетом экономической и социальной политики правительство видит решение проблемы обуздания инфляции.  Вместе с тем, зачастую цели борьбы с инфляцией приходят в противоречие с целями социально-экономической политики.

Мерами по сокращению безработицы  могут быть следующими:

  • трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания  новых рабочих мест;
  • организация общественных работ;
  • поощрение частного предпринимательства и стимулирование  самозанятости населения, развитие малого бизнеса;
  • переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным  специальностям и профессиям;
  • использование гибких форм занятости;
  • обширная информация  населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий,  дней открытых дверей и т.д.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для  нынешнего состояния экономики России является снятие административных, правовых  и экономических ограничений, мешающих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма  государственной собственности, развитие механизма государственного  регулирования занятости населения.

Одним из важнейших последствий  социально-экономического развития в  последние годы возникнул рост неравенства населения страны по уровню доходов и богатства.

С позиции государственного регулирования  социальных процессов главная проблема заключается  во введении социальных показателей в  русло допустимых пределов, которые ставят границы социального недовольства и социального взрыва. Для этой цели необходимо разработать и применять на практике при разработке и реализации государственных программ и планов системы нормативов, определяющих государственные стандарты уровня и качества жизни населения. Речь идет о таких законодательно принятых документах, как минимальная потребительская корзина, минимальная зарплата, соответствующая прожиточному  минимуму.

Приоритетными направлениями государственной  политики в отношении потенциальных  безработных должны быть:

а) опережающее переобучение, переподготовка и повышение квалификации работников,

б) использование общественных работ для решения проблемы занятости лиц, высвобожденных с предприятий в результате структурной перестройки экономики,

в) усиление работ по профессиональной ориентации и психологической поддержке потенциальных безработных.

При разработке государственного бюджета (его расходных статей) нужно придать ему социальную направленность, для чего рационально защитить весь блок затрат на социальные нужды в рамках обеспечения  минимальных потребностей беднейшей части населения защитить от секвестирования и несвоевременной реализации. Помощь населению должна быть адресной и своевременной. Нельзя тратить государственные средства на поддержку слоев населения, которые способны и должны обеспечивать себя сами.

 

Список литературы.

 

1.  Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2006. - 391 с.

2.  Октябрьский П. Я. Статистика: Учебник. - М.: Проспект, 2006. - 328с.

3.  Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат                                        России. - М., 2006. - 806 с.

4.  Станковская И. К., Стрелец И. А. Экономическая теория для бизнес - школ. - М.: ЭКСМО, 2005. - 448 с.

5.  Липсиц И. В. «Экономика: учебник для вузов». - М.: Омега-Л, 2006. - 656с. - (Высшее экономическое образование).

6.  Николаева И. П. «Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие». - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 336с.

7.  Октябрьский П. Я. «Статистика: Учебник». - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-328с.

8.  Экономическая теория. Под ред. Камаева В. Д. - М. Изд. ИМПЭ, 2005г.

9.  Остапенко Ю. М. «Экономика труда: Учеб. пособие». - М.: ИНФРА-М, 2006г. - 268с. - (Высшее образование).

10.  Хейне П., Боуттке П., Причитко Д. «Экономический образ мышления», 10-е издание / пер. с англ. Гуреш Т. А. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. - 544 с.

11.  Чепурин М. Н., Киселева Е. А. «Курс экономической теории: учебник». - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2005. - 832с.

 

12 .  Бреев Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. – 2005.

 

13.   Буланов B.C. Современные проблемы занятости и безработицы. – М.: Изд-во «Финансист», 1999.

 

14.   Государственное регулирование рыночной экономики / Под. ред. В.И. Кушина. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

 

15.  Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Под ред. Л.С. Читова. – М.: Наука, 2003.

Информация о работе Безработица