Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:08, реферат
Безработица занимает одно из значимых положений в системе рыночной экономики, воздействует на продуктивность хозяйственной деятельности субъектов рыночного хозяйства, на экономическую и социальную сферы жизни общества. Безработица является макроэкономической проблемой, которая прямо и сильно действует на каждого человека. Потеря работы для преобладающей части людей - это снижение жизненного уровня и тяжелая психологическая травма. Вопрос безработицы не редко оказывается объектом политических споров.
Рынок труда отражает тенденции в динамике занятости (одной из самых жизненных потребностей населения, в то же время обеспечивающая формирование одной из основных производительных сил), ее основных структурах, масштабы и динамику безработицы, мобильность рабочей силы. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования рынка труда надо дополнить государственным регулированием для решения проблем развития человеческих ресурсов.
Главными средствами регулирования занятости являются:
Методическим инструментарием обеспечения эффективной занятости является система балансовых построений, включающая в свой состав баланс трудовых ресурсов и их эффективного использования, баланс труда, отражающий более точно характер распределения фактических затрат труда по сферам и отраслям народного хозяйства, баланс рабочих мест, характеризующий надобность в рабочей силе по отраслям и сферам хозяйственной деятельности.
Одно из существенных противоречий обеспечения занятости - невозможность добиться абсолютной синхронности перемен в цепочке: структурные сдвиги в экономике - модернизация рабочих мест - изменения потребности в кадрах - высвобождение работающих - предоставление новой работы. Учитывая это можно утверждать, что полная занятость есть величина вероятностная, допускающая колебания вокруг точки равновесия между спросом на рабочую силу и ее предложением и лишь в редких случаях соответствующая ей. Поэтому к безработице необходимо относиться как к постоянной спутнице рыночной экономики.
Как известно, главный причиной возникновения и существования безработицы в странах с рыночной экономикой является рост органического строения производства. Явная (скрытая была и раньше) безработица сейчас есть и у нас, но ее глубинная причина иная; коротко говоря, это состояние общего кризиса экономики, обусловленное многими обстоятельствами, среди которых видное место занимают факторы политического характера. Проявляется эта безработица по-разному под влиянием особенностей той или иной отрасли хозяйства и региональной специализации. Последние в сельском хозяйстве более ощутимы, чем в других отраслях.
Глава 3. Государственная политика борьбы с безработицей. Особенности безработицы в России.
3.1. Основные направления государственной политики регулирования занятости в РФ.
Государственное регулирование экономики выполняется на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом государственный сектор располагает собственными доходами из определенных денежных источников и расходами своих бюджетов.
Социальная политика государства является главным направлением государственного регулирования экономики. Она основана на перераспределении доходов. В любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, в итоге возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью. Чтобы убавить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты, политики заработной платы и жилищной политики. Главным направлением государственного регулирования перераспределения дохода являются социальные меры, принимаемые на рынке труда.
Правительство является активным субъектом политики занятости рынка труда и выполняет следующие функции:
1) создание спроса на рабочую
силу в государственном
2) контроль спроса на рабочую
силу в частном секторе
Правительство применяет следующие меры регулирования занятости.
1) организацию работы бирж труда и модернизацию системы информации о свободных рабочих местах для сокращения общего времени поиска работы;
2) содержание учреждений подготовки, профессионального обучения и переквалификации кадров;
3) контроль и демонополизацию рынка труда;
4) организацию общественных
5) стимулирование НТП (научно-
6) поддержку малого бизнеса;
7) разработку и внедрение
К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддержка безработных, а именно:
1) выплата компенсаций незанятым за потерю работы;
2) выплата пособий по
Государство может вмешиваться в формирование рыночных цен. Устанавливается минимальный размер оплаты труда. Правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назначения, навигационные системы, национальную оборону, строительство дорог. Производство этих услуг связано с некомпенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализации).
Для того чтобы общество могло пользоваться этими благами и услугами, государство их финансирует из своего бюджета, пополняющегося за счет налогов.
Государство стимулирует развитие производства. Проводится политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.
Интересно и такое направление государственного регулирования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.
Внешние эффекты являются выгодами от рыночных сделок, не отраженных в ценах. Эффекты бывают положительные и отрицательные.
Отрицательные возникают при деятельности одного экономического агента, который обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шумы.
Положительные эффекты приносят выгоду
для отдельных граждан и
Для нейтрализации внешних эффектов правительство использует:
1) корректировку налога, представляющую
собой введение дополнительной
налоговой нагрузки на
2) корректировку субсидий, применяемую
при положительном эффекте для
трансформации внешних
3) льготное налогообложение (при положительном эффекте);
4) административные санкции (при отрицательном эффекте);
5) введение лицензирования
3.2. Особенности российской безработицы.
Проблема занятости занимает важное место в процессе трансформации плановой экономики в рыночную.
Проблема занятости одна из злободневных социально-экономических проблем переходной экономики. Занятость является значимым сектором социально-экономического развития общества, соединяющего в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы.
Множество социальных, демографических, экономических явлений в выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.
Занятость - отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения заработка (трудового дохода), личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены с необходимостью адаптироваться и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, складывавшиеся не одно десятилетие.
Недавно в целях обеспечения полной занятости населения и удовлетворения потребностей отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные органы ориентировались на большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и такой подход распространялся на все социально-демографические группы населения. В стране сложился высокий уровень занятости. В 1950г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960г.- 73% и в 1970г.- 85%. Дальше показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически стал одинаковым уровень занятости женщин и мужчин. В конце 50-х годов большая часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные цифры говорят о потребности населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики и низких трудовых доходов.
К началу 70-х годов уровень занятости населения в целом по стране характеризовался как сверхзанятость.
Занятость населения переходного периода находится под влиянием формирующегося рынка труда и отражает многие противоречия этого периода.
Излишнее число занятых на предприятиях и в организациях при спаде производства, работа без оплаты, снижение эффективности труда, деформированная связь между трудовым вкладом человека и его доходами, отсутствие на производстве реальных условий для людей эффективным трудом улучшать свое материальное положение, размытость фактического положения человека по статусу занятости и незанятости, когда многие занятые являются по существу безработными,- все это проявление нерыночных элементов развития занятости в 90-х годах.
Еще одна особенность российского рынка труда заключается в том, что формируется он в определенной мере стихийно и ярким примером тому служит наличие в больших масштабах неформальной занятости либо как самостоятельного вида деятельности, либо как возможности иметь дополнительный доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении рабочей силы по видам деятельности, вызванное переходом к рынку и меняющимся спросом на товары и услуги.
Характерная черта периода
до 2000 года - сохранение тенденции уменьшения
численности занятых, но затухающими
темпами. Если перейти далее к
цифрам и фактам, то численность
населения, не занятого в экономике
и ищущего работу, в России на
середину 2002 г. составила 5,9 млн. человек,
или свыше 8,2% всего экономически
активного населения в
Качественные изменения
в структуре рынка труда, например,
Ростовской области, характеризуются
исчезновением государственного принуждения
к труду и практически
Современный этап развития рынка труда в России характеризуется следующими особенностями:
1. Рост безработицы.
2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их использования.
3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4. Трудовой потенциал
общества используется все
5. Неполная занятость, обусловленная не гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (6% неработающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%)-находились в вынужденных отпусках.
6. Глубокая территориальная
дифференциация занятости - до 10
раз различается уровень