Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Безработица занимает одно из значимых положений в системе рыночной экономики, воздействует на продуктивность хозяйственной деятельности субъектов рыночного хозяйства, на экономическую и социальную сферы жизни общества. Безработица является макроэкономической проблемой, которая прямо и сильно действует на каждого человека. Потеря работы для преобладающей части людей - это снижение жизненного уровня и тяжелая психологическая травма. Вопрос безработицы не редко оказывается объектом политических споров.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

Рынок труда отражает тенденции  в динамике занятости (одной из самых  жизненных потребностей населения, в то же время обеспечивающая формирование одной из основных производительных сил), ее основных структурах, масштабы и динамику безработицы, мобильность  рабочей силы. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования рынка труда  надо дополнить государственным регулированием для решения проблем развития человеческих ресурсов.

Главными средствами регулирования занятости являются:

  • регулирование развития системы рабочих мест;
  • регулирование спроса на рабочие места;
  • участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки кадров.

Методическим инструментарием  обеспечения  эффективной занятости является система балансовых построений, включающая в свой состав баланс трудовых ресурсов и их эффективного использования, баланс труда, отражающий более точно характер распределения фактических затрат труда по сферам и отраслям народного хозяйства, баланс  рабочих мест, характеризующий надобность в рабочей силе по отраслям и сферам хозяйственной деятельности.

Одно из существенных противоречий обеспечения занятости - невозможность  добиться абсолютной синхронности перемен в цепочке: структурные сдвиги в экономике -  модернизация рабочих мест - изменения потребности в кадрах - высвобождение работающих - предоставление новой работы. Учитывая это можно утверждать, что полная занятость есть величина вероятностная,  допускающая  колебания  вокруг  точки  равновесия  между  спросом  на  рабочую силу и ее предложением и лишь в редких случаях соответствующая ей. Поэтому к безработице необходимо относиться как к постоянной  спутнице рыночной экономики.

Как известно, главный причиной возникновения и существования  безработицы в странах с рыночной экономикой является рост  органического строения производства. Явная (скрытая была и раньше)  безработица сейчас есть и у нас, но ее глубинная причина иная; коротко  говоря, это состояние общего кризиса экономики, обусловленное многими  обстоятельствами, среди  которых   видное  место   занимают   факторы  политического  характера. Проявляется  эта  безработица  по-разному под  влиянием особенностей  той или иной отрасли хозяйства и региональной  специализации. Последние в сельском хозяйстве более ощутимы, чем в других отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственная политика борьбы с безработицей. Особенности безработицы в России.

3.1. Основные направления государственной политики регулирования занятости в РФ.

Государственное регулирование экономики выполняется на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом государственный сектор располагает собственными доходами из определенных денежных источников и расходами своих бюджетов.

Социальная политика государства является главным направлением государственного регулирования экономики. Она основана на перераспределении доходов. В любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, в итоге возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью. Чтобы убавить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты, политики заработной платы и жилищной политики. Главным направлением государственного регулирования перераспределения дохода являются социальные меры, принимаемые на рынке труда.

 

Правительство является активным субъектом  политики занятости рынка труда и выполняет следующие функции:

 

1) создание спроса на рабочую  силу в государственном секторе  экономики;

2) контроль спроса на рабочую  силу в частном секторе посредством  налоговых льгот и регулирования  численности армии, студентов.

 

Правительство применяет следующие меры регулирования занятости.

1) организацию работы бирж труда и модернизацию системы информации о свободных рабочих местах для сокращения общего времени поиска работы;

2) содержание учреждений подготовки, профессионального обучения и переквалификации кадров;

3) контроль и демонополизацию  рынка труда;

4) организацию общественных работ  для создания новых рабочих  мест;

5) стимулирование НТП (научно-технического  прогресса) и развития трудоемких  отраслей, что влечет за собой  появление новых рабочих мест;

6) поддержку малого бизнеса;

7) разработку и внедрение специальных  программ с целью облегчения  трудоустройства наиболее социально  уязвимых слоев населения.

К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддержка  безработных, а именно:

1) выплата компенсаций незанятым  за потерю работы;

2) выплата пособий по безработице  и предоставление помощи безработным.

 

Государство может вмешиваться  в формирование рыночных цен. Устанавливается минимальный размер оплаты труда. Правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назначения, навигационные системы, национальную оборону, строительство дорог. Производство этих услуг связано с некомпенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализации).

 

Для того чтобы общество могло пользоваться этими благами и услугами, государство  их финансирует из своего бюджета, пополняющегося за счет налогов.

Государство стимулирует развитие производства. Проводится политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.

Интересно и такое направление  государственного регулирования экономической  системы, как нейтрализация внешних  эффектов.

Внешние эффекты  являются выгодами от рыночных сделок, не отраженных в ценах. Эффекты бывают положительные и отрицательные.

Отрицательные возникают при деятельности одного экономического агента, который обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шумы.

Положительные эффекты приносят выгоду для отдельных граждан и общества в целом, например образование, театр.

Для нейтрализации внешних эффектов правительство использует:

1) корректировку налога, представляющую  собой введение дополнительной  налоговой нагрузки на производителя  вредных товаров;

2) корректировку субсидий, применяемую  при положительном эффекте для  трансформации внешних эффектов  во внутренние;

3) льготное налогообложение (при  положительном эффекте);

4) административные санкции (при  отрицательном эффекте);

5) введение лицензирования рыночной  деятельности, для регулирования  и контроля выбросов отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Особенности российской безработицы.

Проблема занятости занимает важное место в процессе трансформации плановой экономики в рыночную.

Проблема занятости одна из злободневных социально-экономических проблем переходной экономики. Занятость является значимым сектором социально-экономического развития общества, соединяющего в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы.

Множество социальных, демографических, экономических явлений в выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.

Занятость - отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения заработка (трудового дохода), личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены с необходимостью адаптироваться и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, складывавшиеся не одно десятилетие.

Недавно в целях обеспечения полной занятости населения и удовлетворения потребностей отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные органы ориентировались на большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и такой подход распространялся на все социально-демографические группы населения. В стране сложился высокий уровень занятости. В 1950г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960г.- 73% и в 1970г.- 85%. Дальше показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически стал одинаковым уровень занятости женщин и мужчин. В конце 50-х годов большая часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные цифры говорят о потребности населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики и низких трудовых доходов.

К началу 70-х годов уровень занятости населения в целом по стране характеризовался как сверхзанятость.

Занятость населения переходного  периода находится под влиянием формирующегося рынка труда и  отражает многие противоречия этого  периода.

Излишнее число занятых на предприятиях и в организациях при спаде производства, работа без оплаты, снижение эффективности труда, деформированная связь между трудовым вкладом человека и его доходами, отсутствие на производстве реальных условий для людей эффективным трудом улучшать свое материальное положение, размытость фактического положения человека по статусу занятости и незанятости, когда многие занятые являются по существу безработными,- все это проявление нерыночных элементов развития занятости в 90-х годах.

Еще одна особенность российского  рынка труда заключается в том, что формируется он в определенной мере стихийно и ярким примером тому служит наличие в больших масштабах неформальной занятости либо как самостоятельного вида деятельности, либо как возможности иметь дополнительный доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении рабочей силы по видам деятельности, вызванное переходом к рынку и меняющимся спросом на товары и услуги.

Характерная черта периода  до 2000 года - сохранение тенденции уменьшения численности занятых, но затухающими  темпами. Если перейти далее к  цифрам и фактам, то численность  населения, не занятого в экономике  и ищущего работу, в России на середину 2002 г. составила 5,9 млн. человек, или свыше 8,2% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации  труда, из них 1,2 млн.- официально зарегистрированы как безработные.

Качественные изменения  в структуре рынка труда, например, Ростовской области, характеризуются  исчезновением государственного принуждения  к труду и практически существовавшей государственной монополии на рабочие  места. Безработица в переходной экономике - не результат высвобождения  работников в ходе совершенствования  производства, а в основном следствие  экономического кризиса.

Современный этап развития рынка труда в России характеризуется  следующими особенностями:

1. Рост безработицы.

2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их использования.

3. Появление 2 млн. беженцев  и вынужденных переселенцев, нуждающихся  в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал  общества используется все менее  эффективно: объем производства  сократился в гораздо большей  степени, чем численность занятых,  а существовавший и ранее на  многих предприятиях избыток  рабочей силы стал еще более  очевиден.

5. Неполная занятость,  обусловленная не гибкостью, а  простоями предприятий: 3,7 млн. человек (6% неработающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%)-находились в вынужденных отпусках.

6. Глубокая территориальная  дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы  в экономически активных и  депрессивных регионах. Такая дифференциация  в уровнях безработицы по регионам  обусловлена степенью деловой  активности в регионах, сохранившимися  у населения навыками самостоятельного  хозяйствования, в частности на  земле.

Информация о работе Безработица