Бизнес-планирование на предприятии как предпосылка стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы «Бизнес-планирование на предприятии как предпосылка стратегического управления» является актуальной, так как планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.
Предметом изучения является изучение структуры планирования на предприятии.
Объектом исследования является ОАО «Губкинский мясокомбинат»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Бизнес-планирование на предприятии……………………………………….4
2. Бизнес-план как особая форма планирования на предприятии…………..13
3. Маркетинговый срез внутренней среды ОАО «Губкинский мясокомбинат». Стратегия продвижения на рынок………..18
3.1. Краткая характеристика предприятия………………………………18
3.2. Анализ деятельности предприятия………………………………….23
3.3. Расчет эффективности мероприятия……………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовик рахманин.docx

— 77.52 Кб (Скачать файл)
 

     Губкинский  филиал ГОУ ВПО

       «Белгородский государственный  Технологический университет

       им. В.Г. Шухова» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Стратегическое управление»

на тему: «Бизнес-планирование на предприятии  как предпосылка стратегического  управления» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Выполнил студент

                                                       Группы ЭК-41

                                                                                                            

                                                                                     Проверил:

                                                                                     Рахманин В.М. 
 
 
 
 
 

Губкин 2011 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Бизнес-планирование  на предприятии……………………………………….4

2.  Бизнес-план  как особая форма планирования  на предприятии…………..13

3. Маркетинговый срез  внутренней среды  ОАО «Губкинский  мясокомбинат». Стратегия  продвижения на  рынок………..18

     3.1. Краткая характеристика предприятия………………………………18

     3.2. Анализ деятельности предприятия………………………………….23

           3.3. Расчет эффективности мероприятия……………………………….30

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  курсовой работы «Бизнес-планирование на предприятии как предпосылка стратегического управления» является актуальной, так как планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.

     Предметом изучения является изучение структуры  планирования на предприятии.

     Объектом  исследования является ОАО «Губкинский мясокомбинат»

     Цель  курсовой работы – рассмотреть бизнес-планирование на предприятии как предпосылку стратегического управления, а также изучить особенности программа маркетинга ОАО «Губкинский мясокомбинат» в узком и широком смысле.

     Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • изучен теоретический материал по заданной теме;
  • рассмотрено бизнес-планирование на предприятии;
  • изучены условия применения бизнес-план как особой форма планирования на предприятии;
  • представлена краткая характеристика предприятия;
  • проанализированы основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Губкинский мясокомбинат»;
  • оценена эффективность предложенного мероприятия.

     В курсовой работе использованы такие  методы как анализ, синтез, обобщение.

     Теоретической основой для написания курсовой работы явились работы отечественных  авторов, а также данные предприятия  ОАО «Губкинский мясокомбинат». 

     1. Бизнес-планирование  на предприятии

     В странах с развитой рыночной экономикой в 60-70-е гг. XX получила развитие теория стратегического планирования. Это  явилось началом нового этапа  развития теории управления и планирования.

     Каждое  предприятие определяет цели своей  хозяйственно-производственной деятельности. Цели подразделяются на глобальные и  локальные.

     Глобальные - это общие цели предприятия, которые  являются фундаментом, основой его  деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели - это долговременные цели.

     В ряде учебных пособий ошибочно отмечалась целесообразность выработки единой стратегии. В определенной мере это  оправдывалось условиями плановой экономики, когда гарантированы  были цены, сбыт продукции, сроки поставки, поставщики и потребители. В условиях рынка условия работы предприятия  «переменные», мало предсказуемые, и  целесообразно придерживаться в  хозяйственной деятельности аксиомы  рыночной экономики: многовариантность  стратегий развития предприятия  с учетом изменения внутренней и  внешней среды.[2]

     Локальные цели - это совокупность взаимодополняющих  друг друга целей, реализация которых  направлена на достижение глобальных целей.

     Сочетание глобальных и локальных целей  является основой стратегического  планирования.

     Новые рыночные отношения в России рождают  новые, соответствующие внешним  условиям, стратегии.

     В условиях плановой экономики действовала  стратегия концентрации производства. Эта стратегия полностью соответствовала  общественной собственности на средства производства, малые предприятия  объединялись, рабочие места создавались  на крупных и средних предприятиях.

     В условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности, в условиях экономического кризиса в России действует в настоящее время  другая стратегия - стратегия диверсификации производства.

     В условиях сегодняшней экономической  ситуации в стране имеют место:

     1) диверсификация денежных капиталов,  т. е. распределение их между  различными объектами вложений, с целью снижения риска возникновения  потерь капитала или доходов  от него;

     2) диверсификация горизонтальная - расширение  ассортимента за счет новых  товаров-аналогов для повышения  интереса к товару;

     3) диверсификация концентрическая  - стратегия выпуска новых товаров  в дополнение к существующим;

     4) диверсификация валютных резервов, т. е. распределение их между  различными свободно конвертируемыми  валютами;

     5) диверсификация экспорта - распределение  экспортных ресурсов страны между  большим числом стран-потребителей;

     6) диверсификация рабочих мест, т.  е. поощрение малых предприятий,  где создаются рабочие места.[3]

     Еще в 1926 г. была открыта экономическая закономерность: удвоение объемов производства снижает затраты на 20%, а следовательно, имеет место рост эффективности производства.

     Современные исследования показывают, что вновь  создаваемые малые предприятия  выживают в конкурентной борьбе в  том случае, когда имеет место  ежегодное увеличение производства и продаж в 2 раза. Казалось бы, главная  стратегия предприятия - рост объема производства. Однако в практике работы сегодняшнего предприятия чаще имеет  место сокращение производства, и  надо искать другую стратегию.[6]

     Разработка  любой стратегии должна учитывать  взаимное влияние факторов внутренней и внешней среды.

     Экономисты  выделяют узкий и расширенный  варианты факторов внутренней среды, определяющих ту или иную стратегию предприятия, и от этого зависит уровень  точности стратегии.

     Первый  фактор - персонал. Эффективность работы предприятия во многом зависит от уровня квалификации кадров, стажа  их работы по избранной специальности, возраста, профессиональной подготовки, а также от принятой системы материального  стимулирования работников.

     От  предприятия требуется проведение сбалансированной кадровой политики, включающей в себя все элементы управления персоналом предприятия. Необходимо помнить  рыночную аксиому: предприятие может  иметь высокую технологию, качественные материальные ресурсы, значительные финансовые ресурсы, но если на предприятии управленческий персонал имеет низкую квалификацию, то предприятие все равно станет банкротом

     В системе многоуровнего управленческого  маркетинга должна быть разработана  стратегия карьерной лестницы административно-управленческого  персонала, по которой каждый работник продвигается благодаря своему труду, своему умению, дисциплине.

     Второй  фактор - техника и технология. Это  комплексный фактор, включающий в  себя оборудование, транспортные средства, инструмент, технологию. Данный фактор, а вернее, группа факторов, находятся  в зависимости от уровня НТП, направления  специализации предприятия, потребностей рынка.

     Третий, наиболее подвижный фактор - материальные ресурсы. На предприятии очень быстро расширяется и изменяется состав материальных ресурсов за счет внедрения  новых, прежде всего искусственных  материалов, которые заменяют традиционные (металл, дерево). Изменяется состав материальных ресурсов, расширяется ассортимент  за счет изменения технологии, а  также в результате изменения  уровня кооперирования поставок, когда  материалы, сырье заменяются поставками полуфабрикатов и комплектующих  изделий.

     Четвертый фактор - научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Этот фактор имеет ограниченное применение, так как далеко не все  предприятия проводят научные исследования. Фактор НИОКР очень важен для  предприятия-лидера в отрасли. В  этом случае стратегия предприятия  предусматривает постоянное совершенствование  конструкции выпускаемой продукции, а следовательно, выделение определенных финансовых ресурсов на развитие НИОКР.

     Пятый фактор - менеджмент. Налаживание эффективной  деятельности предприятия на ближайшую  и дальнюю перспективу - главное  в менеджменте. Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает: использование  современной информационной базы для  многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; привлечение  всех сотрудников предприятия к  управлению им; осуществление управления на основе предвиденья изменений, гибких решений; проведение глубокого экономического анализа экономической ситуации в стране, на предприятии и на этой основе разумно рисковать.

     Шестой  фактор - маркетинг. В современных  условиях жизненный цикл продукции  становится все короче. От предприятия  требуется гораздо большая гибкость и динамичность, что достигается  маркетингом. Маркетинг дает ответы на многие вопросы хозяйственной  и предпринимательской деятельности предприятия. [4]

     Следует учитывать, что некоторые факторы  внутренней среды могут оказывать  как прямое воздействие на конкретные результаты деятельности предприятия, так и косвенное влияние на другие факторы внутренней среды. Так, изменение спроса на отдельные товары ведет к необходимости разработки и освоению производства новых видов  товаров, что влечет за собой изменение  в структуре используемых материальных ресурсов, а также потребует дополнительного  обучения кадров.

     В стратегическом планировании выделяют макрофакторы и микрофакторы внешней  среды. Такое разделение необходимо для более эффективного управления предприятием.

     К макрофакторам внешней среды  как факторам прямого воздействия  относят:

     - поставщиков материальных ресурсов;

     - поставщиков техники и технологий;

     - поставщиков кадров предприятия;

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии как предпосылка стратегического управления