Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей формирования бюджета в России.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические характеристики бюджета,
2. Исследовать особенности бюджетной политики 2008-2009 годы,

Содержание работы

Введение
Глава 1. Бюджетная политика, как фактор экономического развития национальной экономики
1.1. Теоретические подходы к формированию бюджетной политики
1.2. Особенности бюджетной политики в России, история развития
Глава 2. Основные направления реформирования бюджетной политики в России
2.1. Особенности бюджетной политики в условиях экономического кризиса 2008-2009 гг.
2.2. Совершенствование инструментов и механизма бюджетной политики в России
2.3. Особенности государственного долга как фактора бюджетной политики
2.4. Зарубежный опыт формирования бюджетной системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовой_Бюджет 42.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

До 1992 года доля собственных налоговых  и неналоговых доходов региональных бюджетов во всем объеме их доходов  составляла около 3%. При этом местные  органы власти не имели права вводить новые налоги или манипулировать ставками существующих национальных налогов. В 1993 году, как один из этапов программы децентрализации налоговой и бюджетной систем, было установлено, что органы власти регионов имеют право изменять ставки некоторых национальных налогов в установленных пределах. Также было решено, что в доходы региональных бюджетов будут зачисляться поступления целевого налога на здравоохранение, который взимается с фонда оплаты труда и с доходов физических лиц, причем региональным органам власти были переданы права по изменению ставок этого налога. С учетом указанных изменений, доля собственных налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов региональных бюджетов в 1993 году возросла до 48.6%.

Наибольшей  финансовой самостоятельностью среди всех уровней субнациональных органов власти обладают муниципалитеты. При этом поступления налогов на имущество, на занятие определенными видами предпринимательской деятельности полностью зачисляются в доходы муниципальных бюджетов.

Как уже упоминалось выше, основную часть  доходов бюджетов субнационального уровня составляют средства, передаваемые в виде грантов из бюджетов вышестоящего уровня. Предоставляемые гранты, или  трансферты, подразделяются на имеющие  целевой характер и на нецелевые гранты. Последний вид трансфертов в региональном разрезе имеет достаточно низкое значение, так как доходы в виде нецелевых трансфертов составляют всего около 3% всех доходов региональных бюджетов. При этом, источниками нецелевых грантов региональным бюджетам являются два национальных бюджетных фонда — общий фонд и фонд регионального развития. Оба этих фонда распределяются между регионами пропорционально численности населения, площади региона и уровню безработицы в регионе. В основном, средства указанных фондов направляются в южные, менее развитые в экономическом отношении, регионы страны.

Нецелевые гранты, которые выделяются муниципальным  бюджетам из центрального бюджета, носят  более разносторонний характер, источниками  этих средств являются три различных фонда, трансферты из которых выделяются в соответствии с различными критериями — с целью финансирования стандартных текущих расходов, специальных расходных программ (например, программы занятости молодежи) и с целью компенсации недостаточности налоговой базы в муниципалитетах.

Наряду  с нецелевыми, в Италии существуют и целевые виды грантов, которые  составляют основной объем доходов  региональных и местных бюджетов. Основными источниками таких  грантов являются два бюджетных  фонда — Национального фонда финансирования здравоохранения и Национального транспортного фонда. Необходимо отметить, что транспортные и медицинские услуги не оказываются напрямую региональными учреждениями, так как пассажирский транспорт находится в собственности муниципальных корпораций, а медицинские учреждения состоят на балансе местных округов здравоохранения, но тем не менее, финансирование разницы между себестоимостью оказываемых услуг и доходами от их оплаты осуществляется из бюджетов регионов.

Касаясь вопросов привлечения бюджетами субнационального уровня заемных средств, следует отметить, что регионам разрешено привлекать займы только для целей финансирования расходов капитального характера при условии, что объем заимствований с учетом обслуживания долга не должен превышать 25% собственных доходов бюджета. Источниками заимствований для регионов служат как коммерческие банки, так и Депозитный и ссудный фонд, средства которого выделяются на возвратной и платной основе. Важной особенностью итальянской бюджетной системы является то, что центральное правительство несет ответственность по задолженности субнациональных бюджетов, которая погашается путем проведения периодических клиринговых процедур между бюджетами различных уровней.

До  середины 1970х годов в Италии не существовало жесткого контроля за источниками, объемами и условиями заимствований муниципальных органов власти, что привело к накоплению большого объема задолженности по основной сумме и процентным платежам. В итоге, в 1977 году было решено конвертировать краткосрочную задолженность муниципалитетов в 10-летние казначейские облигации, а за привлечением заемных средств муниципальными бюджетами был установлен жесткий контроль: в частности, было запрещено привлекать краткосрочные займы для финансирования текущих расходов, были также введены требования о сбалансированности местных бюджетов и установлен строгий контроль за ростом их расходов.

Выводы:

Одним из последствий кризиса стало  отклонение реальной политики от ряда принципиальных положений, закрепленных в Бюджетном кодексе, что свидетельствует о высокой неопределенности базовых принципов бюджетной политики, которая будет оказывать негативное влияние на устойчивость бюджетной сферы вне зависимости от сценариев развития мировой и российской экономики.

Ряд мер текущей бюджетной политики был направлен скорее не на ее совершенствование, а на адаптацию к ситуации финансово-экономического кризиса. Так в проекте Закона о федеральном бюджете 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. был принят ряд решений, имеющих значимые последствия в среднесрочной перспективе.

Во-первых, речь идет о предстоящей в 2010 г. валоризации  пенсионных прав граждан, во-вторых, бюджет принял на себя ряд политически значимых обязательств: проведение Олимпиады-2014 в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке; заметное повышение расходов на оборону и правоохранительную деятельность.

Рост  социальной и политической составляющих в расходах федерального бюджета  в 2010 г. при сохранении общей величины расходов был обеспечен за счет    сокращения    расходов    на   национальную   экономику – прежде всего, расходов антикризисного пакета.

Несмотря  на негативные эффекты самого кризиса  и сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем бюджетных реформ, решению которых может способствовать выделение следующих задач на среднесрочную перспективу:

  • реформирование бюджетной сети в основных секторах бюджетной сферы;
  • повышение эффективности управления государственным заказом;
  • совершенствование технологии принятия бюджетных решений и других инструментов управления по результатам;
  • совершенствовании механизмов управления государственными инвестициями, в том числе в рамках развития государственно-частного партнерства;
  • разграничение расходных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
  • оптимизация механизмов управления финансовой поддержкой  субъектам Российской Федерации.

 

 

 

Заключение

 

По  итогам исследования можно сказать, что бюджетная политика является центральным звеном развития сектора  государственного управления. Представляя собой комплекс решений и мероприятий по осуществлению бюджетного процесса и исполнению государственных функций, она оказывает определяющее воздействие практически на все области жизнедеятельности. Это достигается посредством планирования достижения целевых показателей доходов и расходов государственного бюджета и распределения его денежных ресурсов по приоритетным направлениям бюджетной политики. Данные направления определяются Президентом России в ежегодном Бюджетном послании Федеральному Собранию, что является главным основанием для разработки проекта закона о федеральном бюджете на следующий год и плановый период. Приоритеты бюджетной политики объединяются в несколько взаимосвязанных блоков, среди которых особо можно выделить политику: в области доходов,  расходов, управления государственным долгом, межбюджетных отношений.

Стабильный   период   развития национального  хозяйства  с  2000 по 2008 гг., позволил увеличить и расходную часть  консолидированного бюджета. В нем  преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%). Однако сравнение данных показателей со странами ОЭСР показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.

За  последние годы большие сдвиги произошли  в области межбюджетных отношений. Осуществлен переход к новой  методике распределения трансфертов ФФПР, основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий. В результате реформы 2003-2004гг. на постоянной основе разграничены доходы и расходные обязательства между уровнями бюджетной системы, повышена эффективность механизмов горизонтального и вертикального выравнивания бюджетов за счет введения дополнительных отчислений из более обеспеченных бюджетов менее обеспеченным, обеспечения минимального уровня бюджетной обеспеченности наиболее отсталых территорий.

Тем не менее, несмотря на успешное развитие всех самых значимых сторон бюджетной  сферы в докризисный период, в  бюджетной политике России уже тогда  сохранялись многие системные недостатки, которые с началом кризисного времени только усилились. Финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, дестабилизировал ситуацию на мировых рынках, что привело к падению доходов федерального бюджета более чем на 20% за 2009 год и образованию его дефицита в размере 5,9% ВВП. Масштабные денежные вливания, совершенные в рамках антикризисной программы, и рост цен на нефть во второй половине 2009 года, позволили несколько ослабить негативные последствия для экономики и социальной сферы. Тем не менее, в параметрах федерального бюджета на 2010 год и плановый период уже в значительной степени учтены пессимистичные прогнозы многих экспертов. Так по самым общим оценкам ожидается сохранение дефицита федерального бюджета в 2010 году, а вероятность продолжения этой тенденции остается высокой. На его покрытие в 2010-2012 гг. предусмотрены внешние заимствования в сумме 60 млрд. долл., а рост общего объема государственного долга  к концу 2012 года по сравнению с 2009-ым ожидается более чем в 2 раза, что составит 15,4% ВВП.

Несмотря  на то, что кризисное годы обнажили многие системные недостатки в функционировании сферы государственных финансов, только решение сегодняшних первоочередных проблем позволит нашей стране получить возможность впоследствии провести полноценную модернизацию в экономике и со временем встать на инновационный путь развития. В данном исследовании была сделана попытка особо выделить некоторые из этих проблем и обозначить пути их эффективного решения.

 

Список литературы:

 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (опубликован в Собрании законодательства РФ от 28.12.2009)
  2. Акиндинова Н.В., Петроневич М.В. Устойчивость бюджетной сферы в 2010-2012 гг. // Форсайт. – 2009. – №12. – с. 34
  3. Александров И.М. Бюджетная  система Российской Федерации: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. –  486 с.
  4. Банк России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010.]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
  5. Бюджетная система России: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 1999. – 550 с.
  6. Годин А. М., Подпорина И. В.  Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 340 с.
  7. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: РАГС, 2007. –  640 с.
  8. Заключение Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок БДО Юникон по проекту Федерального закона о бюджете. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2009]. – Режим доступа: http://www.bdo.ru/media/smi/cmei/expert.pdf
  9. Зубаревич Н.В. Влияние кризиса на регионы России: мониторинг. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://atlas.socpol.ru/overviews/social_sphere/kris.shtml
  10. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
  11. Каплина А.В. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансовые исследования. – 2007. – №15  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finis.rsue.ru/2007-2/Ka.pdf
  12. КонсультантПлюс. ВерсияПроф  [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  13. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
  14. Мордвинцева А.Д. Государственный и муниципальный долг: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2006]. – Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/gos_i_mun_dolg/page0003.asp
  15. Обзор экономических показателей. Экономическая экспертная группа Минфина РФ. – 9 февраля, 2010. – с. 45-47. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eeg.ru
  16. Обязательное социальное страхование: сценарии развития. Институт современного развития [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2009]. – Режим доступа: http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/341
  17. Плюсы и минусы отмены ЕСН // Адвокатский Вестник. – №51. – ноябрь 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.advpalataro.ru/publications/index.php?ID=6094
  18. Проблема внешнего долга // Эксперт. – 1999. – №25. – с. 22.
  19. Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023г.  Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
  20. Пшенинникова Ю.И. Роль долговой политики в перспективном финансовом планировании // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2007. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.m-economy.ru/art.php3?Artid=22910
  21. Региональные бюджеты: текущее состояние и перспективы. Финансовый портал Бюджет.ru. – 10 ноября. – 2009г. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://bujet.ru/article/63793.php
  22. Росстат [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  23. Сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/news/10291
  24. Стародубровская И.В.  Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации  / И.В. Стародубровская. – М.: ИЭПП, 2008. – 184 с.
  25. Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа:. http://www.ach.gov.ru
  26. Тенденции развития межбюджетных отношений в РФ. Аналитический вестник Совета Федерации. – 2006. – №23. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.council.gov.ru
  27. Федеральное Казначейство [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа :   http://www.roskazna.ru
  28. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. 
  29. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с. 
  30. Финансы: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2004. – 504 с.
  31. Чернышев О.А., Калашникова Е.О. Развитие государственно-частного партнерства в России. – 17 февраля. – 2009г. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=113838

 


Информация о работе Бюджетная политика