Бюджетное финансирование социальной сферы на примере науки и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 03:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу на примере науки и культуры. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
• Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
• Описать процесс финансирования социальной сферы;
• Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социаль-ную сферу, а в частности на науку и культуру

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Характеристика социальной сферы 5
1. Структура социальной сферы 5
2. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере 9
Глава 2 Исследование бюджетного финансирования на примере науки и культуры 14
1. Бюджетное финансирование науки 14
2. Бюджетное финансирование культуры 18
Глава 3 Анализ финансирования социальной сферы 24
1. Финансирование социальной сферы (науки и культуры) в 2010 -2012 гг. 24
2. Структурный анализ финансирования отраслей социальной сферы 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Словарь терминов 37

Файлы: 1 файл

Экономика Курсовик .docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сибирская  академия государственной службы»

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра Экономической теории

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Экономическая теория»

Тема: «Бюджетное финансирование социальной сферы

на примере  науки и культуры»

 

Выполнил: студентка 2 курса. Гр. 09112, ГМУ  
Овчинникова Е.В.

Проверил: Доцент кафедры, к.э.н. 
Чернякова М.М.

 

 

 

Новосибирск 2011

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Характеристика социальной сферы 5

1. Структура социальной сферы 5

2. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере 9

Глава 2 Исследование бюджетного финансирования на примере науки и культуры 14

1. Бюджетное финансирование науки 14

2. Бюджетное финансирование культуры 18

Глава 3 Анализ финансирования социальной сферы 24

1. Финансирование социальной сферы (науки и культуры) в 2010 -2012 гг. 24

2. Структурный анализ финансирования отраслей социальной сферы 25

Заключение 32

Список использованных источников и литературы 35

Словарь терминов 37

Введение

Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Социальная сфера затрагивает различные слои общества, людей разных возрастов, доходов, взглядов на жизнь и т.п., так как отрасли социальной сферы весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и другие отрасли.

Важнейшим инструментом регулирования  развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирование затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета  на социальную сферу на примере науки и культуры. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

    • Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
    • Описать процесс финансирования социальной сферы;
    • Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу, а в частности на науку и культуру.

Глава 1 
Характеристика социальной сферы

  1. Структура социальной сферы

Социальная сфера  – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).1

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и  предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы  призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети - сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия - бюджет государства, доплата к пенсии - местный.

По способу получения  меры социальной защиты можно классифицировать:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям, имеющим  детей;

4) пособия по безработице;

5) государственное обеспечение  детей - сирот;

6) государственное обеспечение  заключенных;

7) материальная помощь  в виде дополнительных выплат;

8) натуральная помощь в  виде предметов первой необходимости  и продуктов;

9) оказание социальной  услуги на дому;

10) бесплатное питание;

11) бесплатное лечение;

12) бесплатное или льготное  предоставление лекарств и протезно-ортопедических  изделий;

13) льготная оплата коммунальных  услуг;

14) бесплатное или льготное  обучение или переобучение;

15) ночное проживание бездомных;

16) бесплатный или льготный  проезд на общественном транспорте;

17) финансирование предприятий  с целью организации рабочих  мест для инвалидов.

Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми, показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации - подрастающего поколения будущего страны. настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое). Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В России все больше людей  нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов. Например, культура - отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг. Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

  1. Содержание  и цели управления финансами в  социальной сфере

Экономические системы получают статус социально-ориентированных  в тех случаях, когда проводимая государством политика имеет целью  перераспределения национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальной солидарности. Именно такая концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Российской Федерации. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики. Безусловными стратегическими задачами России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений провозглашены:

    • Создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;
    • Улучшение состояния здоровья населения, развития массовой физической культуры, спорта, туризма;
    • Развитие культурного потенциала страны, доступность культурных ценностей широким слоям населения;
    • Создание цивилизованного рынка труда;
    • Обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;
    • Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;
    • Проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

Бюджет является одним  из универсальных механизмов, с помощью  которых государство участвует  в финансировании расходов и содействует  развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета. Однако вернемся к общим вопросам управления. Нельзя не признать, что стратегия дальнейшего развития отраслей социальной сферы строится с учетом изменений, происходящих в социально-экономических отношениях и государственно-политическом устройстве России: переход на рыночные механизмы экономического развития и преобразования форм собственности, децентрализация управления, возрастание полномочий, самостоятельности и ответственности субъектов РФ по решению финансовых проблем социальной сферы. Можно выделить четыре направления совершенствования управления, напрямую связанных с финансами:

Информация о работе Бюджетное финансирование социальной сферы на примере науки и культуры