Бюджетное финансирование социальной сферы на примере науки и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 03:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу на примере науки и культуры. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
• Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
• Описать процесс финансирования социальной сферы;
• Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социаль-ную сферу, а в частности на науку и культуру

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Характеристика социальной сферы 5
1. Структура социальной сферы 5
2. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере 9
Глава 2 Исследование бюджетного финансирования на примере науки и культуры 14
1. Бюджетное финансирование науки 14
2. Бюджетное финансирование культуры 18
Глава 3 Анализ финансирования социальной сферы 24
1. Финансирование социальной сферы (науки и культуры) в 2010 -2012 гг. 24
2. Структурный анализ финансирования отраслей социальной сферы 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Словарь терминов 37

Файлы: 1 файл

Экономика Курсовик .docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

Данная динамика подтверждается и итогами исполнения федерального бюджета за 2007 год. Из 32 федеральных целевых программ 2007 года, в рамках которых планировалось выполнять НИОКР, только 13 содержали индикаторы, характеризующие эффективность выполнения и влияния НИОКР на достижение целей программ. Из 1289 тем НИОКР, проводимых в рамках федеральных целевых программ и финансируемых как за счет средств федерального бюджета 2007 года, так и из внебюджетных источников и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации, только по 570 контрактам было запланировано создание нематериальных активов.

Анализ представленных с  проектом федерального бюджета материалов  не позволяет сделать вывод о  решении поставленной в Бюджетном  послании задачи обеспечения корреляции докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на 2009 – 2011 годы, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.

Кроме того, анализ проектов докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности на 2009 – 2011 годы,  проведенный Счетной палатой, показал, что в ряде случаев стратегические цели, тактические задачи и показатели по их реализации  требуют корректировки и уточнения.

Не в полной мере сбалансирована система показателей, которые не всегда отвечают поставленным целям  и задачам (Минрегион России, Минпромторг России, Минкомсвязи России, Минобрнауки России). В ряде случаев не приведены целевые значения показателей (Минпромторг России, Минсельхоз России, Минкомсвязи России, Минюст России) или слабо обоснованы (Минтранс России, Минфин России, Минобрнауки России, Минрегион России, МЧС России), приняты недостаточно напряженные планы по целевому уровню показателей (Минобрнауки России, Минкультуры России).

В проектах докладов Минпромторга России, Минтранса России, Минюста России, МВД России не представлено распределение бюджетных средств по  целям и задачам. В ряде случаев динамика планируемых результатов ниже темпов роста соответствующих затрат федерального бюджета (Минкультуры России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минобрнауки России,  Минприроды России, МЧС России).

В целом принципы бюджетирования, ориентированного на результат, в проектах докладов реализованы не в полной мере.

Требуют совершенствования  методики определения экономической эффективности достижения поставленных целей и решения задач.

Счетная палата полагает необходимым  ускорить разработку проекта Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2009 – 2011 годы, который должен быть важнейшим интегрирующим инструментом стратегического планирования и бюджетирования, ориентированного на результат. Необходимо ускорить принятие положения, регламентирующего порядок разработки Сводного доклада на очередной финансовый год и плановый период, а также предусматривающего изменение действующего формата докладов субъектов бюджетного планирования, процедуры их рассмотрения и утверждения.

Заключение

Итак, в данной курсовой работе была рассмотрена одна из главных на сегодня проблем финансирование социальной сферы.

Важную роль в организации  рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

    • получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
    • целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
    • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений; безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Основные задачи в области  бюджетных расходов:

    • сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах; снизить расходы на содержание государственного аппарата;
    • продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
    • повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
    • снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
    • усилить контроль за использованием бюджетных средств;
    • обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Федеральный бюджет является главным источником финансирования российской науки . В настоящее время свыше 73% организаций научно-технической сферы относятся к государственному сектору, так как находятся в государственной собственности. В них работает 77,1% персонала, занятого исследованиями и разработками. По общему объему финансирования науки за счет консолидированного бюджета на государственный сектор приходится свыше 98%. Это указывает на диспропорциональность развития отечественной инновационной системы, и в частности на практически неразвитый частнопредпринимательский сектор.

Особенность финансирования культуры в том, что бюджетное  финансирование должно органично сочетаться с финансированием, полученным за счет средств от коммерческой деятельности самих учреждений культуры. При этом значительная часть затрат за счет средств бюджета покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

Ежегодно на финансовое обеспечение  социально-культурных мероприятий  направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7-8% ресурсов федерального бюджета и 45-47% бюджетов территорий). Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ: библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России (1,3% бюджета). Источником финансирования организаций культуры субъектов РФ выступают региональные бюджеты. Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры.

 

 

 

Список  использованных источников и литературы

 

    1. Федеральный закон Российской Федерации  от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ «Федеральный закон о федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010»
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
    3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ
    4. Заключение счетной палаты на проект бюджета 2009-2011 гг.
    5. Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2011-2013 гг.
    6. Бюджетная система России : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. -703с. –(серия «Золотой фонд российских учебников»).
    7. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов / под ред. А.С. Нешитой – М.,2007г.
    8. Дежина И.Г. Механизмы государственного финансирования науки в России. - М.: ИЭПП, 2006. - 128с. - (Научные труды).
    9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.. 1999
    10. Роик В.Д. Социальный бюджет России: Содержание, структура и методы оценки. - М.: Изд-во РАГС, 2007.-236с
    11. Экономическая теория: Метод. Рекомендации по выполнению курсовых работ / И.В. Брызгалова, Н.С. Епифанова.- Новосибирск: СибАГС, 2004.-72с.
    12. Изучаем бюджетную систему - 1. Финансирование культуры и искусства URL: http://bydgets.ru/lektsii-qbyudzhetnaya-sistema-rfq/22-1-finansirovanie-kultury-i-iskusstva.html Дата обращения: 13.04.2011.

 

 

Словарь терминов

Ассигнования – целевые денежные средства, выделенные из государственных и других источников на определенные нужды или конкретным организациям, лицам.

Федеральный бюджет – основной финансовый план правительства государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Основной фонд денежных средств федерального правительства. Бюджет федеральный утверждается органом законодательной власти и является главным звеном бюджетной системы федеративного государства.

Бюджет субъекта Федерации – фонд денежных средств правительства субъекта Федерации, его финансовый план на текущий год. В широком значении под бюджетом субъекта Федерации понимается консолидированный бюджет субъекта Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает в себя наряду с бюджетом субъекта Федерации бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта Федерации.

Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.. 1999.

2 Дежина, И.Г. Механизмы государственного финансирования науки в России /Дежина И. Г. – Москва: ИЭПП, 2006. – 130 с.: ил. – (Научные труды /Ин-т экономики переходного периода; № 99Р)

URL: http://bydgets.ru/lektsii-qbyudzhetnaya-sistema-rfq/22-1-finansirovanie-kultury-i-iskusstva.html 3


Информация о работе Бюджетное финансирование социальной сферы на примере науки и культуры