Бюджетное финансирование социальной сферы на примере науки и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 03:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу на примере науки и культуры. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
• Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
• Описать процесс финансирования социальной сферы;
• Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социаль-ную сферу, а в частности на науку и культуру

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Характеристика социальной сферы 5
1. Структура социальной сферы 5
2. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере 9
Глава 2 Исследование бюджетного финансирования на примере науки и культуры 14
1. Бюджетное финансирование науки 14
2. Бюджетное финансирование культуры 18
Глава 3 Анализ финансирования социальной сферы 24
1. Финансирование социальной сферы (науки и культуры) в 2010 -2012 гг. 24
2. Структурный анализ финансирования отраслей социальной сферы 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Словарь терминов 37

Файлы: 1 файл

Экономика Курсовик .docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям определяются объемы предполагаемого  поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания других услуг населению.

Методика расчета расходов по основным статьям не имеет каких-либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяется на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые спектакли, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов, которые получит от коммерческой деятельности театр и бюджетных поступлений. Особенность финансирования в театрах в том,  что бюджетные средства, как правило, выдаются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из 2 разделов: доходы и поступления, расходы и отчисления.

В отличии от театров концертная деятельность включает различные жанры (эстрадный, филармония). В данном случае государственная финансовая поддержка оказывается филармония. Так как из-за своей специфики они наиболее убыточны.

Расчеты и обоснования  по финансированию концертных организаций  аналогичны театральным. Содержание зданий, оплата коммунальных услуг – по нормам.

В настоящее время Министерство культуры РФ финансирует федеральные  учреждения и организации. Их перечень определяется Правительством РФ. В  этот перечень входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения (ВГИК), имеющие  особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства. В каждом субъекте РФ также имеются  организации культуры, имеющие общероссийское значение.

Финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным. По-разному строится механизм распределения общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы (уровень Республики, Края, Области) делятся на 2 части: первая предназначается для финансирования государственных учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечение деятельности негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология «от достигнутого уровня» или выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание культуры и искусства. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств из бюджета. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются:

    1. сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
    2. сохранение народных традиций, а именно: поддержка фольклорных ансамблей, центров декоративно-прикладного искусства;
    3. развитие национальных культур малочисленных народов: создание центров народных культур, развитие творчества детей и молодых дарований;
    4. организация семейного отдыха им создание условий для здорового образа жизни.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

    • осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
    • стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
    • устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
    • способствовать развитию благотворительности в области культуры;
    • осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

Ежегодно  на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов  консолидированного бюджета России (7-8% ресурсов федерального бюджета и 45-47% бюджетов территорий). Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ: библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России (1,3% бюджета). Источником финансирования организаций культуры субъектов РФ выступают региональные бюджеты. Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры.

 

 

Глава 3 
Анализ финансирования социальной сферы

  1. Финансирование  социальной сферы (науки и культуры)

Главные распорядители

2010

2010

2011

Министерство культуры РФ

70 878 823,1

76712697,7

81372974,2

Министерство образования и науки  РФ

1 726 187,1

1726187,1

339332407,2


Структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (наука и культура)

Наименование 

2008 год (№198-ФЗ с изм.) 

в % к итогу 

2009 год 

в % к итогу

2010 год 

в % к итогу

2011

в % к итогу

Расходы, всего (без учета условно утвержденных расходов) 

7021, 9

100,0

9 024,7

100,0

10062,3

100,0

10751,8

100,0

Образование  и наука

336,1

4,8

423,1

4,7

468,8

4,7

484,9

4,5

Культура, кинематография, средства массовой информации 

93,7

1,3

113,9

1,3

114,4

1,1

114,4

1,1


 

  1. Структурный анализ финансирования отраслей социальной сферы

Культура, кинематография и средства массовой информации

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту  по данному разделу показывает, что изменение расходов в 2009 – 2011 годах незначительно, в то же время они значительно увеличиваются по сравнению с расходами, утвержденными Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями).

Приведенные в пояснительной  записке к законопроекту данные уточненной бюджетной росписи по состоянию на 1 июля 2008 года по данному  разделу превышают объемы, утвержденные Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями), в 2008 году на   0,5 %, в 2009 году – на 55,7 %, в 2010 году – на 68,8 %.

Расходы федерального бюджета  по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации»  в соответствии с ведомственной  структурой в 2009 году будут осуществлять 30 главных распорядителей бюджетных  средств, в 2010 году – 29, в 2011 году – 22. Наиболее крупные из них – преобразованные  Министерство культуры Российской Федерации  и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а также Федеральное  агентство по печати и массовым коммуникациям, на которые в 2009 – 2011 годах будет приходиться 84 % – 87 % расходов по данному разделу.

Несмотря на увеличение бюджетных  ассигнований на оплату труда работников федеральных государственных учреждений культуры, включая индексацию фондов оплаты труда, на реформирование системы оплаты труда и выплату грантов работникам федеральных государственных учреждений культуры (2009 год в сумме 2 828,8 млн. рублей, 2010 год – 4 412,6 млн. рублей, 2011 год – 15 147,9 млн. рублей), среднегодовое увеличение ассигнований 3-летнего периода на реформирование системы оплаты труда работников федеральных учреждений культуры составит 1,8 % бюджетных назначений на 2008 год, а потребность отрасли, по данным Минкультуры России, будет удовлетворена лишь на 13 %.

Сохраняется проблема достаточности  выделения средств на укрепление материально-технической базы федеральных учреждений культуры, образования и архивов, увеличение ассигнований на оплату труда творческих работников (индексация оплаты труда по контрактной системе творческих работников Государственного академического Большого театра России не осуществлялась с 2003 года).

Несмотря на увеличение бюджетных  ассигнований в 2009 – 2011 годах по подразделу 0801 «Культура» по сравнению с 2008 годом  на 24,6 %, 27,8 % и 35,2 % соответственно, сохраняется  потребность в бюджетных ассигнованиях  на капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры. Так, по информации Минкультуры России, более 15 % зданий, занимаемых учреждениями культуры, около 40 % учебных корпусов и 70 % студенческих общежитий находятся в аварийном состоянии.

По подразделу 0803 «Телевидение и радиовещание» планируется  снижение бюджетных ассигнований на 2010 год по сравнению с 2009 годом  на 1,4 % и на 2011 год по сравнению  с 2010 годом на 7 %. Основной причиной сокращения бюджетных ассигнований в 2011 году является снижение субсидий общероссийским телерадиовещательным организациям на оплату предоставленных ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» услуг по распространению и трансляции их программ.

Расходы федерального бюджета на науку

Реализация поставленной в Бюджетном послании задачи по обеспечению  инновационной направленности социально-экономического развития страны предполагается за счет направления на научные исследования гражданского назначения фундаментального и прикладного характера средств федерального бюджета в 2009 году в объеме 248,3 млрд. рублей, в 2010 году – 263,6 млрд. рублей, в 2011 году – 298,7 млрд. рублей, что выше уровня 2008 года на 50,3 %, 59,5 % и 80,8 % соответственно. Доля указанных расходов в общем объеме расходов в 2009 году составляет 2,7 %, в 2010 году –    2,6 %, в 2011 году – 2,6 %. В то же время установленная Протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 года минимальная доля расходов на науку гражданского назначения в проекте федерального бюджета составляет 3,6 % на 2009 год и 4,0 % на 2010 год.

Законопроектом на финансирование фундаментальных исследований гражданского назначения планируется направить в 2009 году 83,8 млрд. рублей, в           2010 году – 99,8 млрд. рублей, в 2011 году – 108,6 млрд. рублей, что превышает уровень          2008 года на 35,3 %, 61,1 % и 75,3 % соответственно.

В планируемый период продолжится  финансирование Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы, средства которой предполагается направить на поддержание научного приоритета Российской Федерации в фундаментальных научных исследованиях мирового уровня и создание условий для активизации инновационной деятельности в стране, а также на обеспечение эффективного участия Российской Федерации  в международном разделении труда в научно-технической сфере. Однако предусмотренный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р порядок выделения ассигнований из федерального бюджета на реализацию программы до настоящего времени не разработан.

На финансирование прикладных научных исследований гражданского назначения законопроектом предусмотрены ассигнования в 2009 году в объеме 164,5 млрд. рублей, в 2010 году – 163,8 млрд. рублей, в 2011 году – 190,2 млн. рублей, что превышает уровень 2008 года на 59,3 %, 58,6 %, 84,1 % соответственно.

Основной объем увеличения финансирования прикладных научных  исследований гражданского назначения планируется по подразделу 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики», прирост ассигнований  по которому в 2009 году по отношению к 2008 году составит 81,8 %, в 2010 году – 71,0 %, в 2011 году – 77,3 %. Бюджетные ассигнования на прикладные научные исследования гражданского назначения в рамках финансирования Росрыболовства и Роскосмоса планируется направить на финансирование действующих и вновь принимаемых федеральных целевых программ: «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)», «Развитие гражданской морской техники на 2009 – 2016 годы», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 – 2015 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы».

В законопроекте темпы  роста расходов федерального бюджета  на 2009 – 2011 годы на прикладные научные  исследования гражданского назначения выше, чем на фундаментальные научные  исследования гражданского назначения.

При тенденции роста объема расходов федерального бюджета на науку  основной проблемой российского сектора науки и высоких технологий остается крайне низкая эффективность использования имеющихся ресурсов (кадровых, технологических и других). По данным Минобрнауки России, для активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок недостаточно только увеличения объема бюджетных ассигнований, поскольку основными препятствиями на пути ускоренного инновационного развития остаются, с одной стороны, недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, с другой – низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов. Поэтому для эффективного использования бюджетных ассигнований немаловажную роль приобретает разработка нормативных правовых документов, с тем чтобы увеличение бюджетного обеспечения сферы научных исследований приводило к увеличению объема ее финансовых ресурсов в целом, а не вытесняло и замещало в ней средства частного сектора.

Существующие перспективные  технологические заделы не находят  широкого применения в отечественной экономике, до коммерческого использования доведено лишь   16 % технологий, только половина из которых соответствуют мировому уровню. Кроме того, в экономике наблюдается значительный разрыв между разработкой и созданием технологий в сфере НИОКР и их использованием в массовом производстве.

Информация о работе Бюджетное финансирование социальной сферы на примере науки и культуры