Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 03:24, реферат
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу на примере науки и культуры. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
• Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
• Описать процесс финансирования социальной сферы;
• Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социаль-ную сферу, а в частности на науку и культуру
Введение 3
Глава 1 Характеристика социальной сферы 5
1. Структура социальной сферы 5
2. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере 9
Глава 2 Исследование бюджетного финансирования на примере науки и культуры 14
1. Бюджетное финансирование науки 14
2. Бюджетное финансирование культуры 18
Глава 3 Анализ финансирования социальной сферы 24
1. Финансирование социальной сферы (науки и культуры) в 2010 -2012 гг. 24
2. Структурный анализ финансирования отраслей социальной сферы 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Словарь терминов 37
При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания других услуг населению.
Методика расчета расходов по основным статьям не имеет каких-либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяется на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые спектакли, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов, которые получит от коммерческой деятельности театр и бюджетных поступлений. Особенность финансирования в театрах в том, что бюджетные средства, как правило, выдаются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из 2 разделов: доходы и поступления, расходы и отчисления.
В отличии от театров концертная деятельность включает различные жанры (эстрадный, филармония). В данном случае государственная финансовая поддержка оказывается филармония. Так как из-за своей специфики они наиболее убыточны.
Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным. Содержание зданий, оплата коммунальных услуг – по нормам.
В настоящее время Министерство культуры РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется Правительством РФ. В этот перечень входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения (ВГИК), имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства. В каждом субъекте РФ также имеются организации культуры, имеющие общероссийское значение.
Финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным. По-разному строится механизм распределения общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы (уровень Республики, Края, Области) делятся на 2 части: первая предназначается для финансирования государственных учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечение деятельности негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология «от достигнутого уровня» или выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание культуры и искусства. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств из бюджета. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются:
Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:
Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.
Ежегодно
на финансовое обеспечение социально-
Главные распорядители |
2010 |
2010 |
2011 |
Министерство культуры РФ |
70 878 823,1 |
76712697,7 |
81372974,2 |
Министерство образования и |
1 726 187,1 |
1726187,1 |
339332407,2 |
Структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (наука и культура)
Наименование |
2008 год (№198-ФЗ с изм.) |
в % к итогу |
2009 год |
в % к итогу |
2010 год |
в % к итогу |
2011 |
в % к итогу |
Расходы, всего (без учета условно утвержденных расходов) |
7021, 9 |
100,0 |
9 024,7 |
100,0 |
10062,3 |
100,0 |
10751,8 |
100,0 |
Образование и наука |
336,1 |
4,8 |
423,1 |
4,7 |
468,8 |
4,7 |
484,9 |
4,5 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
93,7 |
1,3 |
113,9 |
1,3 |
114,4 |
1,1 |
114,4 |
1,1 |
Культура, кинематография и средства массовой информации
Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что изменение расходов в 2009 – 2011 годах незначительно, в то же время они значительно увеличиваются по сравнению с расходами, утвержденными Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями).
Приведенные в пояснительной записке к законопроекту данные уточненной бюджетной росписи по состоянию на 1 июля 2008 года по данному разделу превышают объемы, утвержденные Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями), в 2008 году на 0,5 %, в 2009 году – на 55,7 %, в 2010 году – на 68,8 %.
Расходы федерального бюджета по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» в соответствии с ведомственной структурой в 2009 году будут осуществлять 30 главных распорядителей бюджетных средств, в 2010 году – 29, в 2011 году – 22. Наиболее крупные из них – преобразованные Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а также Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, на которые в 2009 – 2011 годах будет приходиться 84 % – 87 % расходов по данному разделу.
Несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда работников федеральных государственных учреждений культуры, включая индексацию фондов оплаты труда, на реформирование системы оплаты труда и выплату грантов работникам федеральных государственных учреждений культуры (2009 год в сумме 2 828,8 млн. рублей, 2010 год – 4 412,6 млн. рублей, 2011 год – 15 147,9 млн. рублей), среднегодовое увеличение ассигнований 3-летнего периода на реформирование системы оплаты труда работников федеральных учреждений культуры составит 1,8 % бюджетных назначений на 2008 год, а потребность отрасли, по данным Минкультуры России, будет удовлетворена лишь на 13 %.
Сохраняется проблема достаточности выделения средств на укрепление материально-технической базы федеральных учреждений культуры, образования и архивов, увеличение ассигнований на оплату труда творческих работников (индексация оплаты труда по контрактной системе творческих работников Государственного академического Большого театра России не осуществлялась с 2003 года).
Несмотря на увеличение бюджетных
ассигнований в 2009 – 2011 годах по подразделу
0801 «Культура» по сравнению с 2008 годом
на 24,6 %, 27,8 % и 35,2 % соответственно, сохраняется
потребность в бюджетных
По подразделу 0803 «Телевидение и радиовещание» планируется снижение бюджетных ассигнований на 2010 год по сравнению с 2009 годом на 1,4 % и на 2011 год по сравнению с 2010 годом на 7 %. Основной причиной сокращения бюджетных ассигнований в 2011 году является снижение субсидий общероссийским телерадиовещательным организациям на оплату предоставленных ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» услуг по распространению и трансляции их программ.
Расходы федерального бюджета на науку
Реализация поставленной в Бюджетном послании задачи по обеспечению инновационной направленности социально-экономического развития страны предполагается за счет направления на научные исследования гражданского назначения фундаментального и прикладного характера средств федерального бюджета в 2009 году в объеме 248,3 млрд. рублей, в 2010 году – 263,6 млрд. рублей, в 2011 году – 298,7 млрд. рублей, что выше уровня 2008 года на 50,3 %, 59,5 % и 80,8 % соответственно. Доля указанных расходов в общем объеме расходов в 2009 году составляет 2,7 %, в 2010 году – 2,6 %, в 2011 году – 2,6 %. В то же время установленная Протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 года минимальная доля расходов на науку гражданского назначения в проекте федерального бюджета составляет 3,6 % на 2009 год и 4,0 % на 2010 год.
Законопроектом на финансирование фундаментальных исследований гражданского назначения планируется направить в 2009 году 83,8 млрд. рублей, в 2010 году – 99,8 млрд. рублей, в 2011 году – 108,6 млрд. рублей, что превышает уровень 2008 года на 35,3 %, 61,1 % и 75,3 % соответственно.
В планируемый период продолжится финансирование Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы, средства которой предполагается направить на поддержание научного приоритета Российской Федерации в фундаментальных научных исследованиях мирового уровня и создание условий для активизации инновационной деятельности в стране, а также на обеспечение эффективного участия Российской Федерации в международном разделении труда в научно-технической сфере. Однако предусмотренный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р порядок выделения ассигнований из федерального бюджета на реализацию программы до настоящего времени не разработан.
На финансирование прикладных научных исследований гражданского назначения законопроектом предусмотрены ассигнования в 2009 году в объеме 164,5 млрд. рублей, в 2010 году – 163,8 млрд. рублей, в 2011 году – 190,2 млн. рублей, что превышает уровень 2008 года на 59,3 %, 58,6 %, 84,1 % соответственно.
Основной объем увеличения финансирования прикладных научных исследований гражданского назначения планируется по подразделу 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики», прирост ассигнований по которому в 2009 году по отношению к 2008 году составит 81,8 %, в 2010 году – 71,0 %, в 2011 году – 77,3 %. Бюджетные ассигнования на прикладные научные исследования гражданского назначения в рамках финансирования Росрыболовства и Роскосмоса планируется направить на финансирование действующих и вновь принимаемых федеральных целевых программ: «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)», «Развитие гражданской морской техники на 2009 – 2016 годы», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 – 2015 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы».
В законопроекте темпы роста расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы на прикладные научные исследования гражданского назначения выше, чем на фундаментальные научные исследования гражданского назначения.
При тенденции роста объема расходов федерального бюджета на науку основной проблемой российского сектора науки и высоких технологий остается крайне низкая эффективность использования имеющихся ресурсов (кадровых, технологических и других). По данным Минобрнауки России, для активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок недостаточно только увеличения объема бюджетных ассигнований, поскольку основными препятствиями на пути ускоренного инновационного развития остаются, с одной стороны, недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, с другой – низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов. Поэтому для эффективного использования бюджетных ассигнований немаловажную роль приобретает разработка нормативных правовых документов, с тем чтобы увеличение бюджетного обеспечения сферы научных исследований приводило к увеличению объема ее финансовых ресурсов в целом, а не вытесняло и замещало в ней средства частного сектора.
Существующие перспективные технологические заделы не находят широкого применения в отечественной экономике, до коммерческого использования доведено лишь 16 % технологий, только половина из которых соответствуют мировому уровню. Кроме того, в экономике наблюдается значительный разрыв между разработкой и созданием технологий в сфере НИОКР и их использованием в массовом производстве.
Информация о работе Бюджетное финансирование социальной сферы на примере науки и культуры