Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:26, курсовая работа
Снижение или рост цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы, путём изучения теории потребительского поведения, рассмотреть подробно такие понятия как бюджетное ограничение выбора, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения
Введение…………………………………………………………………………. 3-4
Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности……. 4-5
Теория потребительского выбора……………………………………………….6-7
Общая модель поведения потребителя……………………………….……..…..7-8
Бюджетное ограничение……………………………………………….…….…8-10
Линия бюджетного ограничения……………………………………………...10-14
Изменения бюджетной линии………………………………..…………….....14-15
Потребительский набор………………………………………………………..15-17
Влияние бюджетного ограничения на потребительский выбор………...….17-18
Кривая безразличия………………………………………………………...….18-21
Свойство кривых безразличия……………………………………………...…21-23
Карта кривых безразличия………………………………………………………..23
Эффект дохода и эффект замещения……………………………………...….24-25
Эффект замещения……………………………………………………………..25-26
Эффект дохода………………………………………………………………....26-27
Эффект замены и дохода по Хиксу и Слуцкому………………………….....27-28
Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………………….....28-29
Эффект замены и эффект дохода для товара Гиффена (по Хиксу)…………….30
Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому………………………………....31
Заключения…………………………………………………………………..…32-33
Список литературы……………………………………………………………..…34
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
Тема работы: Бюджетное ограничение выбора, кривые безразличия. Эффект дохода и эффект замещения.
Студентки: Иващенко Марии Олеговны
Группа: ДЭЭ (ДЭФ) - 101 |
Специальность: 060400 «Финансы и кредиты» |
Работа сдана: ____________ Подпись преподавателя_____________ |
Работа защищена: ____________ Оценка |
Преподаватель: ____________ |
Калининград
2011
Введение…………………………………………………………
Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности…….
4-5
Теория потребительского выбора……………………………………………….6-7
Бюджетное ограничение……………………………………………….
Линия бюджетного ограничения……………………………………………..
Изменения бюджетной линии………………………………..…
Потребительский набор………………………………………………………..
Влияние бюджетного ограничения на потребительский выбор………...….17-18
Кривая безразличия…………………………………………………
Свойство кривых безразличия……………………………………………..
Карта кривых безразличия…………………………………………………
Эффект дохода и эффект замещения……………………………………...….
Эффект замещения……………………………………
Эффект дохода……………………………………………
Эффект замены и дохода по Хиксу и Слуцкому………………………….....27-28
Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………………….....28-29
Эффект замены и эффект дохода для товара Гиффена (по Хиксу)…………….30
Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому………………………………....31
Заключения……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Человек ограничен в своих возможностях. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. И не только человек – все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как и в любой момент прошлого и будущего, постоянная недостаточность наличных ресурсов - главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста.
Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы невозможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выбор был бы не нужным. Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов. Проблема выбора бесконечна. «Выбор» значит, что мы не ограниченны каким-то одним решением, а имеем некоторое множество решений, из которых нам и следует сделать выбор.
Экономическая теория поведения потребителя очень проста: экономисты полагают, что потребители выбирают лучший товарный набор, который могут себе позволить. Чтобы наполнить эту теорию конкретным содержанием, мы должны более точно описать, что именно подразумевается под "лучшим" и что именно подразумевается под "могут себе позволить". Мы рассмотрим, что потребитель может себе позволить, и что является "лучшим" для него.
Любому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным причинам. Изменение цены на товары прежде всего затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который мы приобретаем повышается - благосостояние потребителя снижается, и наоборот.
Снижение или рост цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы, путём изучения теории потребительского поведения, рассмотреть подробно такие понятия как бюджетное ограничение выбора, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения
ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.
Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода. Полезность – способность товаров удовлетворять определенные потребности.1 Таким образом, это субъективное понятие, поскольку одни и те же товары по-разному полезны для каждого отдельно взятого индивида.
Экономический субъект всегда, выбирая для потребления те или иные блага, со своей точки зрения оценивает пользу, которую они могут принести, и насколько хорошо и полно смогут удовлетворить его потребности. В то же время, регулярно осуществляя процесс потребления, мы постепенно начинаем понимать, что товары, которые мы употребляли раньше, перестают приносить такого же удовольствия сейчас. Иными словами, мы получаем все меньшее удовлетворение от каждой последующей единицы потребленного блага. Такая закономерность в науке представлена в виде закона убывающей предельной полезности.
Предельная полезность как экономическая категория показывает дополнительную полезность каждой дополнительной единицы товара. Данное понятие имеет практическую основу. Ведь полезность сама по себе характеризует одинаковую величину одно и того же блага независимо от его объема, можно сказать, это средняя полезность, или полезность одной единицы. А предельная полезность дает возможность определить оптимальный объем потребляемых благ с учетом заданной величины дохода определенной степени потребности. Закон убывающей предельной полезности был открыт Генрихом Госсеном. Он представляет собой зависимость величины полезности от текущего потребления каждой дополнительной единицы блага, т. е. при повторном акте потребления полезность продукта оказывается уже значительно ниже по сравнению с первоначальной. [1]
Например, пусть в роли блага будет шоколад. Когда мы едим его в первый раз, получаем глубокое удовлетворение, особенно если в этом была большая потребность. Постепенно наедаясь, экономический субъект перестает потреблять данное благо, и полезность его начинает падать, пока не достигнет нуля, в случае чего процесс потребления прекращается. Иными словами, закон убывающей предельной полезности можно представить на плоскости в виде наклонной кривой, выпуклой к центру осей X и Y подобно кривой спроса.
С данным законом тесно связано понятие максимизации полезности. Чтобы получить наибольшую общую полезность от всего набора потребляемых товаров и услуг в условиях ограниченного дохода, времени и других факторов, необходимо каждое из этих благ потреблять строго в таком количестве, чтобы их предельные полезности по отношению к ценам составляли одну и ту же величину. Иными словами:
MU1/P1=MU2/P2=…=MUn/Pn, [1]
где MU – предельная полезность
каждого блага; Р – их цены.
Получается, что последний рубль, который потребитель платит за покупку, например мяса, должен составлять точно такую же полезность, как и рубль, затраченный на приобретение хлеба или другого товара потребительской корзины. Иначе правило максимизации полезности называется условием равновесия потребителя. Получается, что от всех благ, которые экономический субъект потребляет, он остается одинаково удовлетворен. В этом случае покупатель наиболее рационально использует денежные средства собственного бюджета и максимизирует выгоду от своего потребительского выбора.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА.
Потребитель основной целью своей хозяйственной деятельности ставит извлечение максимальной полезности потребления в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно больше благ для собственного потребления, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления – основа потребительской теории. При реализации принятого решения, касающегося состава потребительской корзины, экономический субъект всегда обращает внимание на современную рыночную ситуацию, поэтому руководствуется следующими факторами.
1. Потребительские предпочтения. Потребительские предпочтения показывают изменения вкусов и доходов потребителей, их готовность приобретать те или иные товары и услуги. Однако реклама, способна вызывать потребление тех товаров, в которых потребитель не нуждается.
2. Рациональность выбора. Потребитель на рынке стремится к покупке такого набора благ, полезность от потребления которых была бы максимальной. Это может быть достигнуто в том случае, когда потребитель делает свой выбор осознанно, при этом учитывая возможную полезность различных альтернативных благ.
3. Бюджетные ограничения. Субъект и его выбор всегда ограничен величиной дохода, которым он располагает на определенный момент времени. Именно в этих рамках он и приобретает те или иные блага. Иными словами, доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бесконечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях.
4. Относительность цен. Потребитель выберет из всех качественных товаров более дешевый, а из одинаковых по цене – более качественный. Этим определяется рациональность потребителя, его желание осуществить максимально полезный выбор.
Два товара по-разному удовлетворяют потребности потребителя и поэтому, отказывая себе в потреблении одного из товаров, субъект может компенсировать это потреблением исключительно другого в большем количестве. Следовательно, покупателю безразлично, какие товаров он получит, главное, чтобы их полезность была одинакова.
Равновесие потребителя достигается в том случае, когда он может получить наибольшую полезность от потребления при заданной величине дохода, рыночных цен и иных рыночных характеристиках экономики. Правило максимизации полезности гласит: последний рубль, затраченный на один вид продукта, должен по своей полезности быть равным рублю, затраченному на приобретение другого товара.[1]
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.
Каждый экономический субъект, в процессе своей жизнедеятельности, рано или поздно сталкивается с проблемой доходности, под которой понимается финансовая способность приобретать необходимые товары и услуги. Потребители, осуществляя свой выбор на рынке готовой продукции, ориентируются на собственные потребности, предпочтения и вкусы. Именно они, а также структура дохода и уровень цен определяют состав потребительской корзины.
Таким образом, поведение потребителя можно представить как экономически сложный процесс обобщения и анализа потенциальных потребностей и привычек, которые так или иначе формируют величину спроса и оказывают значительное влияние на структуру предложения на потребительском рынке. Следует отметить, что экономически человек – существо рациональное, поэтому он ищет наибольшую выгоду от сделок, т. е. стремится сделать такую покупку, которая удовлетворила бы его потребности и в то же время подходила по цене. Здесь не последнюю роль играет система относительных цен. Это означает, что потребитель между двумя товарами, одинаковыми по всем качественным характеристикам, но различающимися по цене, непременно выберет более дешевый.
Полезность блага
В связи с этим можно сказать, что потребительское поведение может быть изучено с точки зрения определенных факторов.
Это позволит составить
общую модель рационального
1) субъект всегда стремится
к рациональности на основании
существующих потребностей, он принимает
решение, ставит цель и
2) экономический выбор осуществляется исключительно на основе потребительских предпочтений и возможностей, и как факт, совершаются торговые сделки на рынке товаров и услуг;