Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:26, курсовая работа
Снижение или рост цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы, путём изучения теории потребительского поведения, рассмотреть подробно такие понятия как бюджетное ограничение выбора, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения
Введение…………………………………………………………………………. 3-4
Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности……. 4-5
Теория потребительского выбора……………………………………………….6-7
Общая модель поведения потребителя……………………………….……..…..7-8
Бюджетное ограничение……………………………………………….…….…8-10
Линия бюджетного ограничения……………………………………………...10-14
Изменения бюджетной линии………………………………..…………….....14-15
Потребительский набор………………………………………………………..15-17
Влияние бюджетного ограничения на потребительский выбор………...….17-18
Кривая безразличия………………………………………………………...….18-21
Свойство кривых безразличия……………………………………………...…21-23
Карта кривых безразличия………………………………………………………..23
Эффект дохода и эффект замещения……………………………………...….24-25
Эффект замещения……………………………………………………………..25-26
Эффект дохода………………………………………………………………....26-27
Эффект замены и дохода по Хиксу и Слуцкому………………………….....27-28
Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………………….....28-29
Эффект замены и эффект дохода для товара Гиффена (по Хиксу)…………….30
Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому………………………………....31
Заключения…………………………………………………………………..…32-33
Список литературы……………………………………………………………..…34
3) наличие бюджетных ограничений. Покупатель, приобретая товары и услуги, рассчитывает только на денежную сумму своего дохода или сбережений. Порой эта величина сильно ограничивает субъекта в выборе, особенно если заработная плата или другие факторные доходы не соответствуют динамике цен в стране и уровню жизни;
4) важным условием покупки является ее доступность по цене, а также существующее противоречие между ценой и качеством. Стремление купить более дешевый товар не всегда оборачивается выгодой для потребителя, поскольку такой товар может иметь отрицательные характеристики, вредные для здоровья. Однако существует ряд случаев, когда цена не отвечает за качество, например, распродажи, скидки и другие программные акции фирм-производителей.
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ.
На рынке товаров и услуг потребитель стремится приобрести такой товар, который отвечал бы его потребностям и приносил высокую степень удовлетворения. Это легко объясняется стремлением к максимальному извлечению полезности. К сожалению, нельзя приобрести все и сразу, поскольку выбор экономического субъекта всегда ограничен рядом факторов. Основным из них является уровень дохода, поскольку именно он определяет возможности приобретения тех или иных благ и определяет состав потребительской корзины. Через эти свойства уровень дохода формирует спрос на произведенный продукт и воздействует на установление рыночного равновесия.
Выделяют два основных ограничения потребителя время и доход. Такое ограничение как время называется бюджетным, т.е. потребителю доступны только те рыночные решения, которые он сможет осуществить за счет денежных средств. Графически его можно изобразить в виде некоторой линии, очерчивающей поле возможностей (поле выбора) потребителя.
Начнем с рассмотрения понятия бюджетного ограничения. Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.
Математически бюджетное ограничение можно записать как:
где I – доход потребителя; Px – цена товара X; Py - цена товара Y; Qx - количество товара X; Qy - количество товара Y.
Финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражающиеся в форме предельно допустимых расходов. Финансовые ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете («денежной сумке») государства, региона, предприятия, семьи.
Также бюджетное ограничение выступает в роли барьера на пути к совершению на рынке сделки купли-продажи, оно может возникнуть вследствие нестабильности цен или доходов. Иными словами, экономический субъект имеет возможность выбора только в рамках имеющейся у него денежной суммы. С другой стороны с развитием системы кредитования широкое распространение получили покупки «в долг» с обязательством возврата на определенный момент времени с возмещением процентов. [4]
Наиболее часто термин «бюджетное ограничение» используется в теории потребления и означает, что денежные расходы экономического агента на все приобретаемые им товары не могут превышать его денежного дохода, т. е. выходить за пределы бюджетной линии, называемой иначе линией цен или линией возможностей потребления. [3]
ЛИНИЯ БЮДЖЕТНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ.
Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) - это прямая, которая показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю. [5]
При положительной предельной полезности благ потребитель всегда выбирает набор, изображаемый одной их точек этой линии, иначе оставалась бы неизрасходованной часть денег, на которые можно было бы купить дополнительные товары, повысив свое благосостояние. Линия бюджетного ограничения может быть и более сложной: составной, ломаной, выпуклой - в зависимости от условий, определяющих возможность потребителя покупать данный товар. Например, ломаная бюджетная линия возникает, если в бюджетное ограничение включается такое условие, как ограничение не только по денежным ресурсам, но и по времени.
Рассмотрим некоторые свойства бюджетной линии: [6]
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах.
3. Коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ, взятому с противоположным знаком. Коэффициент наклона бюджетной линии представляет собой отношение цены блага, отсчитываемого по горизонтали, к цене блага, отсчитываемого по вертикали, т. е. крутизна наклона равна (- Px/Py)
Знак "-" указывает на отрицательный наклон бюджетной линии, поскольку цены на товар Х и Y являются положительными величинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь для покупки единицы товара Y.
Линию бюджетного ограничения можно сравнить с известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя.
Многие люди с удовольствием увеличили бы потребление высококачественных товаров и услуг. Разве кто-нибудь будет возражать против продолжительного отпуска, покупки автомобиля последней модели или посещения престижного ресторана? Однако мы вынуждены потреблять меньше чем хотелось бы, поскольку наши расходы ограничены доходами. Рассмотрим на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку. Предположим, что любимые лакомства нашего потребителя Pepsi и пицца и в месяц он может потратить на закупку этих продуктов $1тыс. Цена одной пиццы $10, цена одной бутылки Pepsi $2. В таблице приведены различные комбинации количества продуктов, которые потребитель может приобрести за $1тыс.
Количество Pepsi, в бутылках |
Количество пиццы |
Расходы на Pepsi, в $ |
Расходы на пиццу, в $ |
Общая сумма расходов, в $ | |||||
0 |
100 |
0 |
1000 |
1000 | |||||
50 |
90 |
100 |
900 |
1000 | |||||
100 |
80 |
200 |
800 |
1000 | |||||
150 |
70 |
300 |
700 |
1000 | |||||
200 |
60 |
400 |
600 |
1000 | |||||
250 |
50 |
500 |
500 |
1000 | |||||
300 |
40 |
600 |
400 |
1000 | |||||
350 |
30 |
700 |
300 |
1000 | |||||
400 |
20 |
800 |
200 |
1000 | |||||
450 |
10 |
900 |
100 |
1000 | |||||
500 |
0 |
1000 |
0 |
1000 |
На рис. приведен график изменения возможного состава набора продуктов, приобретаемого потребителем. По вертикальной оси откладывается количество бутылок Pepsi, а по горизонтальной - количество пиццы.
Количество
Pepsi
В бутылках
500
0 50 100 Количество пиццы
На графике отмечены три точки. Точка А отражает покупку 100 шт. Пиццы, точка В - приобретение 500 бутылок Pepsi, точка С соответствует набору из 50 шт. пиццы и 250 бутылок Pepsi. В точке С, находящейся на графике ровно посередине между точками А и В, на каждый вид товара расходуется одинаковая сумма - $500. Избранные нами точки отмечают только три комбинации количества Pepsi и пиццы, которые имеет возможность выбрать потребитель, однако ему доступна любая точка на линии АВ.
Эта линия, называемая линией
бюджетного ограничения,
ИЗМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИИ.
Уже сейчас можно сделать некоторые выводы, вытекающие из того, что мы узнали о бюджетной линии.
Во-первых, можно отметить, что поскольку при умножении всех цен и дохода на положительное число бюджетный набор не изменяется, оптимальный набор, выбираемый потребителем из бюджетного множества, также не может измениться.
Во-вторых, можно сделать некоторые утверждения в отношении уровня благосостояния потребителя при различных ценах и доходах. Допустим, что доход потребителя растет, а все цены остаются неизменными. Следовательно, любой набор, потреблявшийся потребителем при более низком уровне дохода, может также быть выбран при более высоком доходе. Но тогда при более высоком доходе благосостояние потребителя должно быть по крайней мере не ниже, чем при более низком доходе, поскольку доступными объектами выбора потребителя теперь являются те же самые наборы, что и раньше, плюс какие-то еще. Аналогично если цена на один из товаров снижается, а все другие цены остаются прежними, благосостояние потребителя должно остаться по крайней мере на прежнем уровне.
Увеличение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии наружу. Увеличение цены товара 1 делает бюджетную линию более крутой. Увеличение цены товара 2 делает бюджетную линию более пологой.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР.
Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении. [7] При этом в состав потребительской корзины должны быть включены те блага, которые необходимы в первую очередь. Для каждого отдельного экономического субъекта состав потребительской корзины будет различен, поскольку потребности крайне дифференцированы не только вследствие разности вкусов, но и в результате чрезмерной разницы уровня доходов в стране.
Например, потребитель имеет 150 руб. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает чай в столовой и книги в книжных магазинах города, где он живет и учится. При этом чай стоит 10 руб., а книга - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у него есть несколько вариантов того, как потратить свои 150 руб. Назовем хотя бы четыре варианта:
Потребительские наборы, доступные потребителю | |||||
Потребительские наборы |
Чай (ст.) |
Книги (шт.) |
Общие расходы = доходу (руб) | ||
кол-во |
расходы |
кол-во |
расходы |
||
A |
15 |
150 |
0 |
0 |
150 |
B |
9 |
90 |
3 |
60 |
150 |
C |
5 |
50 |
5 |
100 |
150 |
D |
0 |
0 |
7 |
140 |
140 |
Выбирая комбинацию А, потребитель покупает только чай (15 стаканов), а выбирая комбинацию D, он покупает только книги (7 книг). Потребительские наборы В и С включают не только чай, но и книги (соответственно 9 ст. чая и 3 книги, 5 ст. чая и 5 книги). Каждый раз его выбор ограничен ценами на блага и его доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.