Бюджетное ограничение выбора, кривые безразличия. Эффект дохода и эффект замещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Снижение или рост цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы, путём изучения теории потребительского поведения, рассмотреть подробно такие понятия как бюджетное ограничение выбора, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3-4
Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности……. 4-5
Теория потребительского выбора……………………………………………….6-7
Общая модель поведения потребителя……………………………….……..…..7-8
Бюджетное ограничение……………………………………………….…….…8-10
Линия бюджетного ограничения……………………………………………...10-14
Изменения бюджетной линии………………………………..…………….....14-15
Потребительский набор………………………………………………………..15-17
Влияние бюджетного ограничения на потребительский выбор………...….17-18
Кривая безразличия………………………………………………………...….18-21
Свойство кривых безразличия……………………………………………...…21-23
Карта кривых безразличия………………………………………………………..23
Эффект дохода и эффект замещения……………………………………...….24-25
Эффект замещения……………………………………………………………..25-26
Эффект дохода………………………………………………………………....26-27
Эффект замены и дохода по Хиксу и Слуцкому………………………….....27-28
Эффект замены и эффект дохода по Хиксу……………………………….....28-29
Эффект замены и эффект дохода для товара Гиффена (по Хиксу)…………….30
Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому………………………………....31
Заключения…………………………………………………………………..…32-33
Список литературы……………………………………………………………..…34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МИКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

расходы на чай + расходы на книги = доход.

Математически доход может быть представлен при помощи следующей формулы:

I = P(X) ∙ Q(X) + P(Y) ∙ Q(Y), [8]

где I – это доход; X и Y – два различных блага; Р (X) и Р (Y) – их цены; Q (X) и Q (Y) – количество.

Если одно из двух имеющихся  благ вообще не потребляется, т. е. Q = 0, то уравнение принимает вид:

I = PхQ   =>   Q = I/P. [8]

Подобно функции спроса данное соотношение показывает обратную пропорциональность уровня цен и количества приобретаемого блага. Кроме того, следует отметить большую роль закона потребительского оптимума (оптимум по Парето) при определении структуры потребительского набора. Ведь экономический субъект имеет строго определенный и установленный уровень дохода, а его потребности не ограничиваются приобретением одного блага. Следовательно, ему приходится выбирать, какое благо для него наиболее полезно и представляет особую значимость. В связи с этим потребитель покупает его в большем количестве. Количественно пренебрегая одним товаром, он увеличивает общую полезность потребительской корзины.

Таким образом, срабатывает принцип Парето-эффективности:

«Нельзя улучшить собственное благосостояние без того, чтобы не уменьшить благосостояние другого».

В рамках данной темы этот принцип аналогичен: чтобы потребить  большее количество одного продукта, нужно отказаться от некоторого количества другого. Такой подход предполагает определение оптимальной комбинации двух благ, что предоставляет субъекту возможность осуществления рационального выбора с учетом бюджетных ограничений.

Формируя свой потребительский набор, человек руководствуется субъективными настроениями, своими вкусами и желаниями.

Однако в реальной деятельности покупатель вынужден далеко не в последнюю очередь согласовать свои желания и предпочтения с экономическими возможностями.

Данные экономические возможности определяются:

а) уровнем денежного дохода или теми денежными средствами, которыми в определенный момент времени располагает домашнее хозяйство;

б) уровнем цен на те товары, которые с учетом сформировавшихся предпочтений входят в состав потребительской корзины.

Таким образом, реальную покупательную силу домашнего хозяйства определяют денежные доходы и цены.

 

ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  ВЫБОР.

На потребительский  выбор оказывает влияние бюджетное  ограничение в виде цен и доходов. Бюджетное ограничение означает ограничение платежеспособного  спроса потребителей, величиной их доходов; различные наборы благ которые  может приобрести покупатель на имеющиеся у него доходы.

Графическое изображение  бюджетного ограничения – бюджетная  линия.

Обозначая цену товаров, соответственно, через Рa и Рb можем  установить, какая сумма денег  затрачена на приобретение товара А (Рa*А) и на приобретение товара В (Рb*В).

 

 


 

 

 

Бюджетная линия указывает на все  сочетания двух товаров, при которых  общая сумма денег, затраченная  на их приобретение, равна доходу (I). В результате комбинация двух товаров, которые можно приобрести, будет  находиться на прямой, описываемой  следующим уравнением:


I = РaА + РbВ. [9]

Максимизации удовлетворения потребностей сводится к выбору оптимальной  точки на бюджетной линии, т.е. к  определению равновесного состояния  потребителя (совмещение на одном графике  карты безразличия и бюджетной  линии). Потребитель достигает оптимума, когда предельные полезности всех благ в наборе, соотнесенные с их ценами, равны друг другу:

MUy / Py = MUx / Px. [9]

 

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ.

Инструментом анализа  поведения потребителя служат кривые безразличия.

Кривая безразличия представляет собой линию, которая содержит в себе все комбинации товаров и услуг, дающих одинаковую полезность. Иными словами, потребителю все равно, какое соотношение предпочесть.

Кривые безразличия  были впервые введены в экономический  анализ Ф. Эджуортом в 1881 г.

Будем считать, что субъект  имеет строго регламентированную величину дохода, и большая его часть  за определенный временной период тратится именно на потребление. Для простоты примера предположим, что потребление  строится на основе двух благ: А и Б. Любому благу потребитель дает оценку с точки зрения полезности, поэтому всегда существует такая комбинация этих товаров, полезность которой будет одинаково высока. Из принципа Парето-эффективности следует, что, потребляя одно благо в меньшем размере, имеешь возможность потребить другое в большем. При этом абсолютно неважно, как будет строиться комбинация, поскольку самое главное – это максимальное удовлетворение существующих потребностей. Иными словами, экономическому субъекту все равно, потребит он 3 единицы блага А и 4 – блага Б или наоборот, лишь бы они максимально полно удовлетворяли его потребности.

Кривая безразличия  описывается обратной пропорциональностью  в потреблении заданных благ А  и Б, соответственно она имеет  отрицательный наклон. Иными словами, когда мы отдаем предпочтение одному типу блага, второе автоматически начинаем потреблять меньше. Это как составные части единого целого. Дело в том, что величина дохода строго ограничена, и вследствие стремления потребностей к положительной бесконечности просто невозможно купить все и сразу, чем-то обязательно придется на данный момент времени пожертвовать. [8]

 Можно сделать вывод,  что данные товары не являются  заменителями (субститутами) и наиболее  ценны именно по отдельности.  Если говорить о товарах-заменителях, то их взаимосвязь описывается простой линейной функцией, которая и является на плоскости кривой безразличия. Вообще кривая безразличия не может быть представлена в единственном варианте. Она зависит от уровня потребления, поэтому может легко «скользить» в пределах плоскости, в которой мы ее рассматриваем. Соответственно данная кривая смещается вверх при росте потребительского спроса и, наоборот, вниз при его падении.

Равновесие потребителя  может быть показано графически с помощью кривых безразличия. Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара В и т.д.). Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен.

                                                       Рис. 1

Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную  кривую безразличия U2 (рис. 1, а). Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любую точку на ней, то они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U2 – это лишь одна из бесчисленного множества возможных кривых. Если возьмем более высокий уровень удовлетворения потребности, то кривая примет иной вид. На рис. 1,а пунктирной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В.

Ранее условились, что  потребитель имеет фиксированный денежный доход. Пусть он тратит 10 руб. в день, причем товар А стоит 3 руб., а товар В – 2 руб. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 10 руб. На рис. 1,б прямая линия KL – это линия возможностей потребления для данного потребителя.

Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 1,в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться только по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он получит наибольшую полезность, т.е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М линия возможностей потребления KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена товара пропорциональна его предельной полезности.                           

 

СВОЙСТВА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ.

Свойство 1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Попробуем определить, в какой области  лежат точки, характеризующие комбинации благ, имеющие такой же уровень  полезности, как и набор А (рис. 2). Для этого проведем параллельно осям координат две перпендикулярные прямые линии, пересекающиеся в точке А. Эти линии разделяют пространство благ на четыре квадранта. Очевидно, что любой набор благ из квадранта I предпочтительнее набора А. Таким образом, набор А предпочтительнее любого набора из квадранта III. Следовательно, все наборы благ, имеющие равный с набором А уровень полезности, должны лежать в квадрантах II и IV. Иными словами, кривая безразличия имеет отрицательный наклон. Это обстоятельство вполне понятно - ведь чтобы сохранить тот же общий уровень полезности набора при уменьшении потребления благ X, потребитель должен компенсировать это уменьшение увеличением потребления благ Y. [10]

Свойство 2. Две кривые безразличия не могут пересекаться. Предположим, что две кривые безразличия пересекаются в точке А (рис. 3). Тогда (по определению кривой безразличия) B~A, C~A. Следовательно, должно быть B ~ C Но это неверно. На самом деле B > C.

Следовательно, две кривые безразличия не могут иметь общую  точку, так как один набор благ не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности.

Свойство 3. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ. Таким образом, мы получаем множество кривых безразличия - карту безразличия (рис. 4), содержащую полную информацию о системе предпочтений потребителя.


Свойство 4. Предельная норма замены уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Строго говоря, это условие может  иногда не соблюдаться. Рассмотрим два следующих случая: жесткая взаимодополняемость благ (правый и левый ботинок) и совершенная взаимозаменяемость (например, два сорта аспирина для потребителя, не видящего разницы между этими сортами).

На рис. 5 изображена кривая безразличия в случае жесткой взаимодополняемости, когда благ связаны в потреблении жестким соотношением и

MRS = 0. На рис. 6 представлен случай совершенной взаимозаменяемости, когда оба блага воспринимаются потребителем как один, и

MRS = постоянной величине(const.).

Все же мы считаем, что  большинство реальных кривых безразличия  лежит между этими двумя крайними случаями (при этом чем более взаимозаменяемы  блага, тем менее выпуклы кривые безразличия), и четвертое свойство кривых безразличия справедливо. [10]

 

КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ.

Карта кривых безразличия — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя, описывающая предпочтения человека по всем наборам продуктов и отвечающая свойствам 1-4.

 

                             Карта кривых безразличия

На графике показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую  полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.

Карта кривых безразличия  дает представление о вкусах конкретного  потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при  любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что  известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ.

Изменение цены блага  вызывает реакцию потребителя как результат действия эффекта замещения и эффекта дохода. Первый проявляется в реакции потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, что приводит к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие. Что касается второго, то он определяет увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цены. Для низших товаров и товара Гиффена ситуация зависит от степени влияния эффектов дохода и замещения на потребительский выбор.

Если для нормальных товаров эффект замещения и эффект дохода суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются.

Если расходы на низкокачественное  благо занимает в бюджете потребителя  значительное место, то положительный  эффект замещения перекрывается  отрицательным эффектом дохода. Спрос на товары Гиффена изменяется в том же направлении, что и цена. Спрос на другие низкокачественные товары изменяется в противоположном направлении изменению цены, т.к. эффект дохода перекрывается эффектом замещения.

Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. Как известно, все блага на рынке могут быть ранжированы по степени качественности: нормальные, низкокачественные и товары Гиффена. Это когда потребляются нормальные товары, оба эффекта действуют в одном направлении, а потребитель по мере роста дохода увеличивает спрос на них. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос. Когда падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в обратном направлении от эффекта замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисной ситуации вообще начинается ажиотаж.

Информация о работе Бюджетное ограничение выбора, кривые безразличия. Эффект дохода и эффект замещения