Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1 Понятие бюджетно – налоговой политики.
2 Налоги
3 Государственные расходы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

2 Курсовая работа по макроэкономики.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание

     Введение

     Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

     В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой  политики в государственной экономике  и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

     В прошлом, в течение длительного  времени, экономисты понимали лишь тот  факт, что государство через бюджетно-налоговую  политику определяет, в какой пропорции  объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

     Бюджет  играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

     Как правило, раз в год, во время утверждения  проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

     Бюджетно-налоговая  политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. С таким определением можно согласиться, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.

     Ныне  экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

     Рассмотрим  глубже, что же из себя представляет бюджетно-налоговая политика.

     Основная  часть

     1 Понятие бюджетно – налоговой политики.

     Бюджетно-налоговая политика это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).В дальнейшем описывается как фискальная политика.

     1.1 Цели фискальной политики.

     Выделяют  следующие цели фискальной политик:

  • сглаживание колебаний экономического цикла;
  • обеспечение устойчивого экономического роста;
  • достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

     1.2 Виды и инструменты фискальной политики.

     Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, но они входят и учитываются в личном и располагаемом доходе. Объем частного потребления зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

     Фискальная  политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная .

     Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей.

  Основными инструментами дискреционной политики являются:

  • изменение ставок налогообложения;
  • проекты общественных работ
  • трудоустройство населения.

     Дискреционная фискальная политика является активной политикой государства.

     Дискреционная фискальная политика, которая осуществляется в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

  1. Экспансионическая (стимулирующая). Она связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов .В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.
  2. Рестрикционная (контрактивная). По другому ее называют сдерживающей. Она связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов.

     Недискреционная фискальная политика не требует специальных решений правительства ,так как она основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Такая политика считается пассивной фискальной политикой.

     Основным  инструментом недискреционной фискальной политики являются встроенные стабилизаторы. К ним относятся :прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности,  субсидии фермерам, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, прогрессивные налоги (в том числе подоходный налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, прогрессивные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет. При помощи встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической коньюктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким оброзом они сглаживают, но не устраняют  циклические колебания.

     В период спада встроенные стабилизаторы  приводят к уменьшению налоговых  поступлений в государственный  бюджет, росту социальных выплат и  дефициту государственного бюджета. В  период подъема происходит обратный процесс.

     Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением  соответствующей денежно-кредитной  политики.

     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

     2 Налоги

Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Они являются основным рычагом фискальной политики государства. Изменяя размер налоговых ставок, правительство оказывает влияние на выпуск продукции.

     2.1 Функции налогов

     В современных условиях налоги выполняют  две основные функции: фискальную и регулирующая.

     Фискальная  функция - Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.

     Регулирующая  функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Эта функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.

     2.2 Сущность и виды налогов

     Особенность налога – это его безвозмездность. Он представляет как безвозмездное  изъятие государством части средств  предприятий, организаций и населения  по заранее установленным нормам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно.

     Налоги  можно рассматривать как плату  государству за те услуги, которые  оно оказывает населению и  другим субъектам экономики в  виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, которые относятся к категории общественных.

     Взимается налог по определенной ставке. Он представляет собой долю облагаемых налогом средств  субъектов экономики. При этом налог  может быть денежным и натуральным.

     По  объектам обложения налоги делятся:

  • на налог на доходы (выручка, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту)
  • налог на добавочную стоимость продукции, работ, услуг;
  • налог на имущество (предприятий и граждан);
  • налог га определенные виды деятельности и сделки(например сделки с ценными бумагами);
  • налог за пользование природными ресурсами.

     Налоги  могут устанавливаться на различных  уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это  означает, что они поступают в  соответствующие бюджеты.

     Налоги  могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

     По  платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

     Прямые  налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. К прямым налогам относятся: подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дом, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

     Косвенный налог – это обязательный платеж, включенный в цену товара или услуги. К таким налогам относятся: налог на добавочную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи.

     Каждый  из этих видов имеет свои достоинства  и недостатки с точки зрения как  государства, заинтересованное в получении  налогов, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от их уплаты.

     Главное достоинство прямых налогов заключается  в том, что они обеспечивают относительно стабильное поступление в госбюджет.

     Недостатки  прямых налогов связаны с их открытостью. Плательщики видят долю и величину изымаемого у них дохода и, если сумма  значительна, стремятся его как-то избежать, в том числе и путем  сокрытия доходов.

     Достоинства косвенных налогов связанны с  их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный  налог.

     Главный недостаток косвенных налогов заключается  в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации