Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1 Понятие бюджетно – налоговой политики.
2 Налоги
3 Государственные расходы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

2 Курсовая работа по макроэкономики.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

      2) В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на:

  1. федеральные (общегосударственные), которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;
  2. региональные, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны, законодательными органами ее субъектов;
  3. местные, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.
  4. По целевой направленности введения налоги классифицируются:
  5. абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;
  6. целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.
  7. В зависимости от субъекта-налогоплательщика это налоги:
  8. взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
  9. взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  10. смежные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
  11. По срокам уплаты налоги бывают:
  12. срочные, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
  13. периодично-календарные, которые подразделяются в свою очередь на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

     3.3 Основные принципы и методы бюджетного финансирования

     Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом.

     Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:

     1) Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.

     2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

     3) Предоставление бюджетных средств  только в меру использования  ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам,  с одной стороны, осуществлять  действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.

     4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств осуществляется без условий их обязательного возврата в госбюджет.

     5) Бесплатность бюджетных ассигнований означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в виде процентов, части доходов и т.п.

     В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

     1) сметное финансирование;

     2) программное финансирование;

     3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);

     4) финансирование капиталовложений.

     Наибольшее  распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению

     Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.

     Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы.

     Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты.

     Финансирование  капиталовложений– это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства.

     Начиная с 1997г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной  основе для строительства, реконструкции  и технического перевооружения негосударственным  предприятиям только при условии  оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности.

     3.4 Формы предоставления  бюджетных средств

     Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

     1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

     2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

     3) трансфертов населению;

     4) бюджетных кредитов юридическим лицам;

     5) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

     6) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

     7) бюджетных ссуд, дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

     8) кредитов иностранным государствам;

     9) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

     Ассигнования  на содержание бюджетных  учреждений предоставляются исключительно на:

    • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
    • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
    • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
    • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
    • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
    • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

     Средства  на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых  юридическими и физическими  лицами по государственным  или муниципальным  контрактам, выделяются в качестве самостоятельной формы предоставления бюджетных средств, поскольку предполагают особый порядок выделения бюджетных средств. Этот особый порядок возникает в том случае, когда закупки товаров, работ и услуг осуществляются на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда. В этом случае все закупки могут осуществляться только на основе государственных или муниципальных контрактов.

     Государственный или муниципальный контракт –  это договор, заключенный органом  государственной власти или органом  местного самоуправления, бюджетным  учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

     Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении условий контракта.

     Наличие государственного контракта:

  • позволяет облегчить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
  • стимулирует органы управления и бюджетных организаций рационально использовать бюджетные средства и осуществлять закупки по ценам, не превышающим средний уровень;
  • повышает ответственность организаций, реализующих товары бюджетным организациям, что способствует более эффективному использованию бюджетных средств.

     Совокупность  заключенных государственных и  муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета составляют государственный или муниципальный заказ.

     Трансферты  населению– это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Трансферты также включают:

  • ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

     Бюджетный кредит юридическим  лицам– это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит может предоставляться как государственным и муниципальным унитарным предприятиям, так и юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

     Если  бюджетные кредиты предоставляются государственным и муниципальным унитарным предприятиям, то их получатели обязаны вернуть его в установленный срок и уплатить проценты за пользование кредитом. Они обязаны также предоставить информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы. Бюджетные кредиты для государственных и муниципальных унитарных предприятий могут быть как процентными, так и беспроцентными. Они предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами.

     Субвенции и субсидии физическим и юридическим  лицам также являются одной их форм предоставления бюджетных средств, которая предусматривает возможность предоставления субсидий и субвенций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям. Такие субсидии и субвенции могут быть предоставлены из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами, решениями соответствующих органов власти. При выявлении фактов нецелевого использования субсидий и субвенций, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, они подлежат возврату в бюджет.

     Инвестиции  в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц могут осуществляться как в отношении государственных предприятий, так и в отношении юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

     Предоставление  бюджетных инвестиций юридическим  лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, может быть осуществлено только при  условии возникновения права  государственной или муниципальной  собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества.

     Бюджетные ссуды, дотации, субвенции  и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондом используются для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности и широко используются в системе межбюджетных отношений.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации