Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1 Понятие бюджетно – налоговой политики.
2 Налоги
3 Государственные расходы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

2 Курсовая работа по макроэкономики.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

     Обращение к формам налогов указывает на важность такой организации сбора  налогов, чтобы усиливались их достоинства ,а недостатки нейтрализовались или ослаблялись. Для этого важно соблюдать принципы налогообложения.

     2.3 Принципы налогообложения

     Принципы, которые должна соблюдать налоговая  система:

  1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков.
  2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее более уверенно и успешно.
  3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремятся по возможности свои доходы утаивать. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.

     Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов

(для этого,  например, бухгалтерия предприятий при определении выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги берут не раз в год, а ежемесячно – размер налога кажется не столь значительным.

  1. Принцип экономичности налогообложения. Во времена А.Смита объекта ми налогообложения были самые разнообразные вещи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

       В современных условиях принцип  экономичности рассматривается  более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения. Объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера (Приложение А).

     Кривая  хорошо показывает, что ставка налога не должна превышать 50%,

так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налоговых  поступлений.

  1. Кривая Лаффера выводит еще на один принцип, который выдвинул еще А.Смит – это принцип не отягощенности налогов. Размер налога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.

     К предложенным А.Смитом принципам налогообложения можно также добавить принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого в РФ созданы специальные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, которые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплательщиков.

     В заключение отметим еще один принцип  – системность налогообложения.

     Суть  его заключается в том, что  совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все ее элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.

     2.4 Система выплаты налогов

     Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, удобными и понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его половине. В России же доля подоходного налога с физических лиц составляет чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Такая структура налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями питали общество государственного социализма, организованного на принципах хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляется по следующим направлениям:

  • государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку бизнес имеет множество способов укрыть налоги;
  • налогообложение провоцирует инфляционные процессы, так как предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены;
  • возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряет социальную напряженность.

     В дальнейшем, по мере роста доходов  населения, Россия должна сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса.

     2.5 Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера.

     Тяжесть налогового бремени измеряется величиной  налоговых изъятий, отнесённых к валовому внутреннему продукту.

     На  неё оказывают влияние следующие  условия:

  • величина полученных доходов;
  • традиции, сложившиеся в стране;
  • фазы промышленного цикла.

     Чем выше доходы, тем больше доля налоговых  отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения. Тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре.

     Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была описана А. Лаффером. Графическое изображение  указанной зависимости получило название кривой А. Лаффера. (Приложение А)

     Согласно  кривой А. Лаффера, увеличение налоговых  ставок приводит к росту налоговых  поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.

     Кривая  Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

     Однако  не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.

  1. Государственные расходы
 

     Среди инструментов финансового регулирования  экономики особое место отводится  государственным расходам и налогам.

     Для того, чтобы приступить к рассмотрению государственных расходов необходимо дать определение такому понятию как государственный бюджет.

     Государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных ресурсов.

     3.1 Роль и значение  государственных  расходов

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам. Существует несколько классификационных расходов бюджета: экономическая, ведомственная, функциональная.

Все бюджетные  расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы составляют бюджет текущего потребления, а капитальные – бюджет развития. К текущим относятся затраты на оборону, трансфертные платежи, расходы на содержание органов государственной власти и управления, науку, выплату процентов по государственному долгу ит.д.

     В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, ряд из которых  относится к числу защищенных статей. Защищенными называются такие статьи бюджета, которые не подлежат сокращению в результате секвестрования бюджета. Эти статьи не могут быть сокращены ни при каких условиях, в том числе при недостатке доходных источников. К их числу относятся:

  1. заработная плата с начислениями;
  2. пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению;
  3. расходы на питание в организациях систем правоохранительной деятельности, в лечебно-профилактических учреждениях, домах для инвалидов, детских домах, школах, детских садах, детских дошкольных учреждениях, дневных профессионально-технических училищах, институтах-интернатах для инвалидов, специальных школах и т. п.;
  4. приобретение медикаментов и перевязочных материалов;
  5. приобретение мягкого инвентаря (расходы на приобретение постельных принадлежностей, штор, ковровых дорожек, матрацев, подушек, одеял) и обмундирования (приобретение фирменной одежды, обуви, халатов, курток и т. п.);
  6. компенсации за продовольственное обеспечение (расходы на выплату продовольственных пайков прикомандированным военнослужащим, работникам судов, органов прокуратуры, налоговой службы и т.п.);
  7. оплата специального топлива и горюче-смазочных материалов (расходы на бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и другое по системам национальной обороны, государственной безопасности, органов пограничной службы и правоохранительной деятельности, бюджетным организациям);
  8. оплата коммунальных услуг.

     Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

     На  протяжении длительного времени  основную часть расходов федерального бюджета РФ составляют текущие расходы – примерно 90% всех расходов. На долю капитальных расходов приходилось чуть меньше 10%. Такая ситуация не является нормальной, поскольку использование государственного бюджета в качестве инструмента развития предполагает использование более 20% расходов на капитальные расходы

     Для того, чтобы усилить инвестиционную направленность бюджета в конце 90-х гг. было решено образовать в составе федерального бюджета бюджет развития. Такой бюджет был действительно образован в 1997 году. И первоначально он рассматривался как важный финансовый инструмент активизации инвестиционной деятельности в стране. С его помощью государство надеялось стимулировать привлечение, в дополнение к средствам федерального бюджета, денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов.

     3.2 Классификация расходов

     Классификация налогов может быть проведена по разным критериям:

      1) По способу взимания:

    1. прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
  • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
  • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
  1. косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:
  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном товары, работы, услуги
  • фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации