Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:51, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что бюджетное кредитование и его регулирование - одна из наиболее сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы, а большинство современных российских специалистов в области финансов и кредита весьма скептически относятся к способности государственного кредита положительно влиять на экономику государства. Отечественная практика осуществления государственных заимствований на протяжении двух столетий показала, что если российское государство прибегает к займам, то рост государственного долга происходит в последующие годы в геометрической прогрессии
Введение 3
1 Общая характеристика бюджетного кредита 7
1.1 Понятие бюджетного кредита 7
1.2 Законодательное урегулирование бюджетных кредитов в РФ 11
1.3 Формы и механизмы бюджетных кредитов 15
2 Влияние бюджетных кредитов на экономику РФ 22
2.1 Роль бюджетных кредитов в экономике РФ 22
2.2 Роль бюджетных кредитов в экономике субъектов РФ 27
2.3 Роль бюджетных кредитов для юридических лиц 37
Заключение 43
Список литературы 47
Основополагающим документом, безусловно, является БК РФ, по которому бюджетный кредит– это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Бюджетный кредит выделяется: юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 76 БК РФ); государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ст. 77 БК РФ); бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (ст. 133 БК РФ).
По общему правилу юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетный кредит предоставляется только на условиях возвратности, возмездности, а также на условии 100-процентного имущественного обеспечения заемщиком исполнения своего обязательства по возврату кредита. Данное правило может детализироваться в ежегодных законах (решениях) о бюджете. Например, ст. 59 Федерального закона «О федеральном бюджете» обязывала Правительство РФ выдавать бюджетные кредиты российским юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными организациями, только под банковские гарантии, поручительства или залог имущества в размере 100 процентов выделяемых кредитов с учетом начисленных процентов по ним.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита указанной группе юридических лиц является проведение предварительной проверки их финансового состояния. Проверка осуществляется финансовым органом или по его поручению иным уполномоченным органом. Бюджетный кредит предоставляется только юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Правовое оформление бюджетного кредита негосударственным или немуниципальным юридическим лицам осуществляется в виде гражданско-правового договора [6, c. 14].
Основные условия предоставления бюджетных кредитов определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год (цели кредитования, порядок, лимиты, сроки предоставления, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов).
Целевое использование бюджетного кредита контролируется уполномоченными государственными или муниципальными органами. Не целевое использование бюджетного кредита образует состав правонарушения и влечет применение к заемщику мер финансовой ответственности. Так, ст. 73 указанного Федерального закона применительно к данной ситуации устанавливает санкцию в виде штрафа в размере двойной учетной ставки Центрального банка РФ. БК РФ устанавливает меры ответственности должностных лиц финансовых органов за нарушение установленного порядка предоставления бюджетных кредитов, а также за выдачу кредита под обеспечение низколиквидным имуществом.
Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям выделяются также на условиях возвратности и срочности, но не всегда на условиях платности. Названные заемщики обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления соответственно.
Бюджетный кредит, предоставляемый бюджету другого уровня, является не только формой финансирования расходов бюджета, но и одновременно формой финансовой помощи (ст. 133 БК РФ). Впервые правовое оформление межбюджетного кредитования в РСФСР было осуществлено в 1961 г. Законом РСФСР «О бюджетных правах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Автономных Советских Социалистических Республик и местных Советов народных депутатов» (ст. 76) [1].
Правовое содержание межбюджетных кредитов устанавливается БК РФ с последующей детализацией в соответствующем законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год. Порядок предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета определяется Правительством РФ. Таким образом, условия договоров межбюджетного кредитования полностью зависят от властвующего субъекта данных правоотношений - Российской Федерации в лице Федерального Собрания РФ и Правительства РФ. В то же время инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов РФ в лице их исполнительных органов (п.'З " ст. 104, п. 1 ст. 137 БК РФ), однако все последующие условия договоров определяются Правительством РФ [1].
Элементом правовой характеристики межбюджетного кредита является целенаправленность привлекаемых средств. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов бюджетов субъектов РФ по погашению возникших долговых обязательств (п. 1 ст. 104 БК РФ) [1].
Правовое оформление межбюджетного кредитования осуществляется в виде договоров и соглашений, представляющих собой форму долговых обязательств Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а объем основного долга по названным обязательствам включается в объем государственного (муниципального) долга заимствующей территории (п. 3, 4 ст. 99 БК РФ) [1]. Сведения об осуществленных заимствованиях вносятся в соответствующую государственную (муниципальную) долговую книгу (ст. 121 БК РФ) [1].
Законодательством не определяется срок возврата бюджетного кредита. Б К РФ и бюджетные правовые акты субъектов РФ устанавливают только максимальный срок погашения долговых обязательств субъекта РФ 30 лет, предоставляя сторонам по договору (соглашению) займа право самостоятельно определять сроки погашения бюджетного кредита (п. 4 ст. 99 БК РФ)[1].
В современных условиях финансирование расходов бюджетов на возвратной основе приобретает существенное значение, поскольку, с одной стороны, позволяет государству (муниципальному образованию) материально поддерживать юридических лиц всех форм собственности и территориальные образования, а с другой - сохранять право собственности на бюджетные денежные средства.
В настоящее время в России законодательством предусматривается достаточно сложныймеханизм государственного кредитования.
При этом, характеризуя его, мы будем исходить из общих положений механизма правового регулирования.
Так, общей теорией права закрепляются следующие элементы правового аспекта правового регулирования:
- нормы права;
- юридические факты, в том числе и акты (факультативный элемент) правоотношения; правоотношение;
- акты реализации прав и
- правоприменительный акт, носящий охранительный характер [7, c. 20].
Кроме того, тот или иной способ государственного кредитования, а также выбор источника кредитных средств, зависит от круга субъектов, которым предоставляются государственные кредиты.
Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет следующих субъектов кредитования:
- Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или юридическое лицо (ст. 93.2 БК РФ);
- иностранное государство и (или)
иностранное юридическое лицо - применительно
к государственному
Таким образом, можно говорить о двух механизмах бюджетного кредитования:
- механизм внутреннего
- механизм внешнего
По большей части нормы, устанавливающие порядок и условия предоставления бюджетных кредитов, закрепляются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ закрепляет следующие элементы бюджетного кредитования применительно к внутреннему кредиту, без существования которых бюджетный кредит предоставлен быть не может (ст. 93.2 БК РФ):
1. Бюджетный кредит
2. Бюджетный кредит
3. Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием).
4. Бюджетный кредит
5. Имеет целевой характер.
6. Бюджетный кредит может быть
предоставлен только при
7. Обязательным условием
Итак, бюджетное кредитование имеет по своей природе гражданско-правовую основу -гражданско-правовой договор. Несмотря на наличие акта органа государственной власти о выделении кредита, с получателем заключается договор. Тем самым государство перестает выступать как властный субъект и приобретает черты равнозначного с получателем кредита лицом.
Возможно, применительно к частным организациям этот подход и логичен. Но законодательно закрепляется положение о предоставлении бюджетного кредита инымпубличным формам организации - субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Однако такое положение дел дает возможность к злоупотреблениям со стороны указанных получателей. Речь идет о возможном неисполнении гражданско-правового договора и наступлении ответственности для данных субъектов.
Если применительно к частному капиталу, получившему государственный кредит, у государства имеется целый комплекс мер, от гражданско-правовой до уголовной ответственности, целая система органов, обеспечивающих правоохранительную защиту интересов государства, то публично-правовые субъекты выпадают из данной системы.
К указанным субъектам могут лишь применяться меры финансовой ответственности, связанной с ограничением поступления финансовых средств из федерального бюджета. Но в конечном итоге пострадает население того или иного публично-правового образования, не получившего необходимой финансовой поддержки. Особо остро данный вопрос стоит в отношении дотационных субъектов [10, c. 20].
Поэтому мы считаем, что распространение гражданско-правовой составляющей на вышеуказанные отношения является не совсем правильным. В данном случае речь идет об одном государстве, в котором, конечно, существуют различные виды субъектов со своими, индивидуальными, характеристиками. Но, как нам видится, механизм бюджетного кредитования неприменим к данным отношениям.
Необходимо выстроить отношения между федеральным центром и регионами таким образом, чтобы федерацией предоставлялись не бюджетные кредиты, а применялся принцип властеотношений, который в конечном итоге в наибольшей степени гарантировал бы возврат переданных финансовых средств.
Наша позиция подтверждается и существующей судебной практикой. Так, п. 9 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» по данному вопросу представлено следующее разъяснение:
- при рассмотрении споров, возникших
в связи с предоставлением
юридическому лицу публично-
- к публично-правовым образованиям нормы ГК РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ч. 1 ГК РФ);
- с учетом этих особенностей БК РФ установлены специальные правила регулирования указанных отношений, заключающиеся в предоставлении публично-правовому образованию права на бесспорное взыскание процентов (платы) за пользование кредитом и пеней, а также заемных средств при их нецелевом использовании или нарушении срока возврата (ст. 284, 284.1, 289, 290, 291 БК РФ, п. 2 ст. 854 ч. 2 ГК РФ) [9, c. 78].
В связи с тем, что бюджетный кредит предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на данные цели, предполагается планирование предоставления кредитов получателям. И это планирование должно завершиться принятием Федерального закона о федеральном бюджете, в котором будет предусмотрена возможность предоставления кредита определенному получателю.
Особенностью бюджетного кредита, предоставляемого субъекту Российской Федерации либо муниципальному образованию, Бюджетный кодекс называет следующее положение: основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 93.3 БК РФ).
Информация о работе Бюджетные кредиты,их влияние на экономику страны