Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:51, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что бюджетное кредитование и его регулирование - одна из наиболее сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы, а большинство современных российских специалистов в области финансов и кредита весьма скептически относятся к способности государственного кредита положительно влиять на экономику государства. Отечественная практика осуществления государственных заимствований на протяжении двух столетий показала, что если российское государство прибегает к займам, то рост государственного долга происходит в последующие годы в геометрической прогрессии
Введение 3
1 Общая характеристика бюджетного кредита 7
1.1 Понятие бюджетного кредита 7
1.2 Законодательное урегулирование бюджетных кредитов в РФ 11
1.3 Формы и механизмы бюджетных кредитов 15
2 Влияние бюджетных кредитов на экономику РФ 22
2.1 Роль бюджетных кредитов в экономике РФ 22
2.2 Роль бюджетных кредитов в экономике субъектов РФ 27
2.3 Роль бюджетных кредитов для юридических лиц 37
Заключение 43
Список литературы 47
Таким образом, в отношении публичных субъектов законодательство закрепляет формулу: решение о предоставлении кредита - федеральный закон - постановление Правительства - гражданско-правовой договор.
Что касается частных субъектов, то законодательно установлен следующий порядок бюджетного кредитования: целевой иностранный кредит (заимствования) - федеральный бюджет - решение о предоставлении кредита - гражданско-правовой договор.
Подводя итог, отметим, бюджетный кредит – это не что иное, как форма финансирования расходов, относящихся к бюджетным, которая предполагает предоставление определенных средств юридическим лицам. Также данный вид кредита может быть предоставлен на возмездной или возвратной основе и другому бюджету. Все основные положения изложены в бюджетном кодексе.
Бюджетный кредит может быть предоставлен самым разным юридическим лицам. Отметим, что оно необязательно должно быть муниципальным унитарным или государственным. В подобных случаях происходит заключение специального договора, который основывается на нормах гражданского законодательства. Заемщик дает обязательства вернуть кредит в указанный срок. Банковские гарантии в данном случае являются не единственными способами обеспечения исполнения обязательств возврата полученных из бюджета средств. К таким способам также можно отнести залог имущества, поручительство. Заложено может быть не только имущество, но и акции, паи и так далее. Степень ликвидности обеспечения исполнения обязательств должна быть достаточно высокой.
Бюджетные кредиты имеют немало обязательных условий получения. К ним можно отнести заблаговременная проверка финансового состояния предприятия, которое желает стать получателем такового. Выявленная неспособность обеспечения исполнения обязательств приводит к отказу в получении данных средств. Муниципальные унитарные, а также государственные организации могут получить бюджетный кредит намного проще. Условия получения прописаны в гражданском законодательстве, а лимиты предусмотрены тем бюджетом, кредит из которого они желают получить. Все отчеты и дополнительная информация, которая так или иначе связана с использованием полученного кредита, должна сообщаться в уполномоченный орган. Субъекты РФ могут получить из федерального бюджета определенную сумму более чем на год. Сама сумма должна быть прописана в законе о федеральном бюджете. Кредит выдается под установленный процент. Местные бюджеты имеют возможность получить кредит из бюджета субъекта. Срок также будет более одного года. Как уже говорилось выше, чтобы получить бюджетный кредит необходимо четко и точно представить те цели, для достижения которых будут использоваться полученные средства. В дальнейшем заемщик может ждать проверку целесообразного использования денежных средств в любой момент времени. Денежные средства в некоторых случаях приходится возвращать. Речь идет о тех конкретных ситуациях, когда удалось доказать, что заемщик тратит деньги не на достижение заранее указанных целей, тратит их необдуманно или не может представить какие-либо дополнительные гарантии исполнения обязательств. В некоторых случаях заемщик или же его поручители оказываются не в состоянии расплатиться по бюджетному кредиту. При таком раскладе уполномоченные органы предпринимают попытки принудительно взыскать с самого заемщика, его гаранта или поручителя все необходимое. За несвоевременную уплату могут быть назначены дополнительные проценты. Увеличение срока бюджетного кредита практически не практикуется, добиться его крайне сложно. Бюджетный кредит будет признан полностью уплаченным только с того момента, когда последний взнос будет зачислен в ЦБ РФ. С того момента все обязательств по кредитованию будут считать выполненными. В случае если все выплаты были своевременными, со временем заемщик сможет взять кредит из бюджета повторно. Бюджетный кредит хорош тем, что предполагает большие суммы займа. Оформить его сложно, но при желании можно потратить время и пройти все необходимые проверки.
Важнейшим шагом в исполнении бюджета является открытие бюджетных кредитов. Оно предопределяет направление и обусловливает эффективность всей последующей работы, связанной с бюджетным финансированием мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития России по подъему экономики народного хозяйства, инвестированию наиболее приоритетных отраслей, обеспечению социальной защиты, улучшению социально-культурного обслуживания населения, повышению качества воспроизводства рабочей силы, развитию рынка труда, укреплению обороноспособности страны и осуществлению других функций, возлагаемых на государство.
Планом социально-экономического развития и бюджетом как основным финансовым планом предусматриваются конкретные задания по хозяйственному строительству, размещению капитальных вложений, структурной перестройке экономики, содержанию органов управления и др., каждый из которых имеет самостоятельное значение. Все направления и виды расходования бюджета обеспечиваются необходимыми источниками финансирования, которыми могут быть собственные сродства субъектов хозяйствования, кредиты банков, государственные или частные инвестиции, бюджетные ассигнования. Определение конкретных источников финансирования (собственные, заемные или бюджетные) должно производиться в процессе бюджетного планирования [10, c. 21].
Важной особенностью бюджетного процесса является то, что бюджетное планирование всегда бывает конкретным и адресным и имеет в своей основе конкретных исполнителей (юридических лиц). Поэтому расходная часть бюджета представляет собой свод бюджетных назначений конкретным министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) исполнительных комитетов местных органов власти. Эти назначения носят название бюджетных кредитов. Иными словами, бюджетный кредит – это средства, предоставляемые министерствам, ведомствам, объединениям, отделам исполкомов местных Советов, предприятиям и учреждениям в текущем году из бюджета на цели, предусмотренные финансовым планом или сметой. Он имеет строго целевое назначение и предоставляется в зависимости от наличия средств на текущем счете соответствующего бюджета, с учетом действительных потребностей в бюджетных ассигнованиях и освоения ранее отпущенных средств. Открытие бюджетных кредитов финансовыми органами происходит путем перечисления бюджетных ассигнований, принятых на год, на счета главных и нижестоящих распорядителей кредитов.
Каждый бюджетный кредит имеет строго целевое назначение.
Кредиты предоставляются распорядителям кредитов не автоматически под годовой план, а в соответствии с квартальными распределениями, по мере выполнения производственных планов, заданий и при соблюдении заранее оговоренных условий. Обязательным условием открытия кредита является наличие утвержденных финансовых планов для хозяйствующих субъектов и смет затрат для бюджетных учреждений.
Бюджетные кредиты открываются, как правило, на квартал в пределах предусмотренных финансовых ассигнований. Кредиты открывают отдельно на каждый раздел, характеризующий ту или иную отрасль (здравоохранение, просвещение, управление, прокуратура и суд и др.).
Открытие кредитов производится по специальным формам – расходным расписаниям.
В практической деятельности имеются три типа расходных расписаний:
1. Расходное расписание по
2. Расходное расписание по
3. План финансирования (для финансирования капитальных вложений или геологоразведочных работ) [11, c. 220].
При открытии кредитов бюджетным организациям в расходном расписании осуществляется распределение кредитов по параграфам (характеризующим типы учреждений), а также по некоторым статьям расходов (заработная плата, стипендии, приобретение медикаментов, приобретение оборудования) в соответствии с бюджетной классификацией.
Для предприятий и хозяйственных организаций кредиты открываются отдельно расходным расписанием по каждой статье расходов – целевому назначению средств.
В Российской Федерации действующее законодательство детально регулирует возможности государства по покрытию бюджетного дефицита. Бюджетный кодекс Российской Федерации, закрепив, что в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета [1,ст. 92] , четко определяет, за счет каких именно источников может быть покрыт бюджетный дефицит.
Дефицит федерального бюджета может финансироваться за счет внутренних и внешних источников [1,ст. 94]. Внутренними источниками финансирования бюджетного дефицита являются:
– кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в российской валюте;
– государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
– бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
– поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
– сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
– изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета.
К внешним источникам финансирования федерального бюджетного дефицита относятся следующие:
– государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
– привлеченные Россией кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте.
В Бюджетном кодексе законодатель попытался ограничить возможность Правительства РФ прибегать к внешним займам путем установления правила определения предельного объема государственных внешних заимствований. Согласно ст. 106 БК РФ, предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
В данном положении с очевидностью просматривается государственная политика снижения зависимости Российской Федерации от заемных финансовых ресурсов иностранных государств и международных организаций. Как уже отмечалось, если использование государственного кредита неизбежно, то предпочтительнее осуществлять внутренние займы, поскольку внешние займы не только связаны с экономическими потерями (все проценты по займам уйдут из страны к нерезидентам, т.е. государственный кредит не будет способствовать повышению благосостояния собственных граждан государства-должника и дальнейшему обороту этих средств в пределах России), но и влекут за собой, как правило, определенные политические последствия, чаще всего неблагоприятные для государства-должника. Предоставление кредита иностранные кредиторы очень часто ставят в зависимость от принятия российским правительством каких-либо мер политического или экономического характера, что не может не отражаться на роли России и ее значении в мировом экономическом и политическом сообществе.
Предоставление из федерального бюджета средств бюджетам субъектов РФ на возвратной основе до недавнего времени рассматривалось в качестве неэффективного инструмента межбюджетного регулирования. И, следует признать, для этого имелись достаточно веские основания.
Еще в 2001 г. в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. бюджетные ссуды критиковались за неформализованность процедур и критериев предоставления бюджетам субъектов РФ этой финансовой помощи. А сама возможность пролонгации или реструктуризации соответствующей задолженности перед федеральным бюджетом вообще понималась как исключительная мера для «региона, находящегося в финансовом кризисе», что предусматривало ограничение соответствующих налогово-бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» бюджетные ссуды были заменены на бюджетные кредиты.
Интересно отметить, что и для ссуд, и для бюджетных кредитов устанавливались в целом достаточно жесткие условия их предоставления и погашения. В частности, непогашенная задолженность должна была быть компенсирована за счет финансовой помощи конкретному субъекту РФ из федерального бюджета, а в случае ее недостаточности (или отсутствия) – за счет налогов и сборов, поступающих в региональный бюджет. Также было определено, что ссуды и кредиты носят именно временный характер, т.е. должны быть возвращены в тот же финансовый год, когда состоялось предоставление данных средств. То есть, получение данных займов не должно было приводить к увеличению дефицита региональных бюджетов по итогам их исполнения за год (данные средства должны были быть возвращены ранее).
Однако на практике указанные нормы соблюдались редко, а сами ссуды в действительности превращались в безвозвратную форму финансовой поддержки (буквально – в дотации). Случаи погашения задолженности за счет налогов и сборов, поступающих в бюджеты субъектов РФ в начале 2000-х гг. (то есть, до отмены бюджетных ссуд) зафиксированы не были.
А вместо сокращения размеров финансовой поддержки для регионов-должников применялся иной механизм.
В целом к недостаткам бюджетных ссуд как формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета можно было отнести следующие.
1. Сугубо индивидуальный
2. Негативное влияние на
Иначе говоря, параллельное существование, например, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и бюджетных ссуд (по факту – не возвращаемых, то есть тех же дотаций) вносило искажения во всю систему межбюджетного регулирования.
Так, становилось полностью неясным, почему, например, конкретный субъект РФ, не имеющий права на получение искомой величины «обычной» финансовой помощи, может на деле получить ее, но уже в форме ссуды, впоследствии «прощаемой». Справедливо и обратное.
Информация о работе Бюджетные кредиты,их влияние на экономику страны