Бюджетный дефицит как инструмент финансового регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование финансовой системы, ее инструментов, рассмотрение сущности дефицита бюджета как инструмента финансового регулирования экономики и способов его финансирования.
Данную цель можно достигнуть посредством выполнения следующих задач:
- рассмотрение сущности дефицита, его разновидностей, причин возникновения, способов покрытия и регулирования;
- анализ дефицита регионального и федерального бюджетов и оценка факторов, его обусловивших;
- определение сущности финансовой политики, рассмотрение ее
инструментов;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3

Теоретические основы финансового регулирования экономики…………………………………………………….4
Финансовая политика государства и её инструменты…………………………………………… 4
Сущность дефицита, причины возникновения и источники его покрытия………………………………12
Анализ доходов и расходов федерального бюджета……..13
Анализ финансовой политики государства в части доходов и расходов федерального бюджета ………………13
Анализ способов покрытия дефицита федерального бюджета…………………………………..
Роль бюджетного дефицита в реализации финансовой политики государства

Заключение…………………………………26

Список литературы……………………….27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное агентство по образованию

 

Байкальский государственный университет экономики и права

 

Финансово-экономический факультет

 

 

Кафедра финансов

 

 

Специальность 06 04 00  Финансы и кредит

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Финансы»

 

Тема: Бюджетный дефицит как инструмент финансового  регулирования экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2011

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

                                                                  

  1. Теоретические основы финансового регулирования экономики…………………………………………………….4
    1. Финансовая политика государства и её инструменты…………………………………………… 4
    2. Сущность дефицита, причины возникновения и источники его покрытия………………………………12
  2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета……..13
    1. Анализ финансовой политики государства в части доходов и расходов федерального бюджета ………………13
    2. Анализ способов покрытия дефицита федерального бюджета…………………………………..
  3. Роль бюджетного дефицита в реализации финансовой политики государства

 

Заключение…………………………………26

 

Список литературы……………………….27

 

Приложение………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики.

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансированности. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому данной проблеме уделяется большое внимание.

Целью работы является исследование финансовой системы, ее инструментов, рассмотрение сущности дефицита бюджета как инструмента финансового регулирования экономики и способов его финансирования.

Данную цель можно достигнуть посредством выполнения следующих задач:

- рассмотрение сущности дефицита, его разновидностей,  причин  возникновения, способов покрытия и регулирования;

- анализ дефицита регионального  и федерального бюджетов и оценка факторов, его обусловивших;

- определение сущности финансовой  политики, рассмотрение  ее

 инструментов;

- рассмотрение динамики доходов  и расходов федерального бюджета  как факторов, определяющих состояние  бюджета;

- рассмотрение и анализ результатов проводимой финансовой политики как основного инструмента снижения дефицита бюджета;

 

 

 

  1. Теоретические основы финансового регулирования

экономики

    1. Финансовая политика государства и её инструменты

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

  • выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом  исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
  • осуществление практических действий, мероприятий и контроль за их осуществлением, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:

- налоговой политики;

- бюджетной политики;

- денежно-кредитной политики;

- ценовой политики;

- таможенной политики;

- социальной политики;

- инвестиционной политики;

- внешнеторговой политики.

Налоговая политика должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц, должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

- дальнейшее комплексное  реформирование  отечественного налогового законодательства  в целях оптимизации налоговой  базы и снижения уровня неплатежей;

- оптимизация налоговых и таможенных  льгот и преференций;

- создание единого реестра налогоплательщиков;

- усиление налогового администрирования;

- реструктуризация в обоснованных  случаях пеней и штрафов по  платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика сводится к определению доли ВВП, мобилизуемой в бюджет, установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, оптимизации структуры расходной части бюджета, распределению расходов между бюджетами разных уровней, определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета, управлению государственным долгом, определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.

Периодически экономика страны, а следовательно, и ее денежно-кредитная политика оказываются в критических ситуациях, естественным следствием возникновения которых является появление множества предположений о возможных путях выхода из сложившихся обстоятельств с наименьшими потерями. Исследование денежно-кредитной политики Российской Федерации как элемента финансовой политики представляет в этом смысле определенный интерес.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним  задач и функций. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. В процессе ее разработки и реализации обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом.

Финансовая политика включает следующие звенья:

1) выработку научно обоснованных концепций развития финансов, в том числе денежного обращения;

2) определение основных направлений использования финансов как на перспективу, так и на текущий период;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна денежно-кредитная политика, не содержащая основных концепций развития денежного обращения, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей. Вместе с тем нереалистична денежно-кредитная политика, ограниченная только выработкой основных концепций без подкрепления этих концепций практическими действиями государства.

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на услуги естественных монополий. Государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:

1. Затормозить инфляционный рост  цен в результате обесценения  денег в военный период, устранить  диспропорции цен на отдельные  виды изделий и услуг.

2. Достигнуть необходимых соотношений  в развитии производства.

3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.

4. Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.

5. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Таможенная политика – это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействуют на цену товаров и услуг. Таможенная политика ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживает или поощряет экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулирование вынужденной миграции.

Государственная инвестиционная политика -- составная часть социально- экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она содержит:

1) определяет цели;

2) определяет направления;

3) определяет формы государственного  управления инвестиционной деятельностью  в Российской Федерации.

Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.

Инвестиционная политика включает в себя :

- повышение роли бюджета РФ  как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

- создание условий для организованного  накопления и инвестирования  сбережений населения;

- развитие ипотечного кредитования;

- привлечение прямых иностранных  инвестиций.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:

- изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

- изменение объема экспорта  и импорта;

- изменение структуры внешней  торговли;

- обеспечение страны необходимыми  ресурсами;

- изменение соотношение экспортных  и импортных цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая из торговых партнеров, либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.

Таможенные пошлины – вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота.

Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию торговли.

Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики:

  • политика экономического роста;
  • политика стабилизации;
  • политика ограничения деловой активности;

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов ВНП и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая политика включает:

Информация о работе Бюджетный дефицит как инструмент финансового регулирования экономики