Бюджетный дефицит как инструмент финансового регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование финансовой системы, ее инструментов, рассмотрение сущности дефицита бюджета как инструмента финансового регулирования экономики и способов его финансирования.
Данную цель можно достигнуть посредством выполнения следующих задач:
- рассмотрение сущности дефицита, его разновидностей, причин возникновения, способов покрытия и регулирования;
- анализ дефицита регионального и федерального бюджетов и оценка факторов, его обусловивших;
- определение сущности финансовой политики, рассмотрение ее
инструментов;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3

Теоретические основы финансового регулирования экономики…………………………………………………….4
Финансовая политика государства и её инструменты…………………………………………… 4
Сущность дефицита, причины возникновения и источники его покрытия………………………………12
Анализ доходов и расходов федерального бюджета……..13
Анализ финансовой политики государства в части доходов и расходов федерального бюджета ………………13
Анализ способов покрытия дефицита федерального бюджета…………………………………..
Роль бюджетного дефицита в реализации финансовой политики государства

Заключение…………………………………26

Список литературы……………………….27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

- рост государственных расходов;

- снижение налогового бремени.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддерживать  стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

В свою очередь политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания  кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Существует два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управленческих органов.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

- общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

- социальные программы;

- правительственные закупки;

- государственные инвестиции;

- изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

- управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) Политика в области государственных  расходов.

2)Фискальная политика.

К инструментам финансовой политики относятся:

Основными инструментами финансовой политики являются:

1. Разграничение прямого и косвенного налогообложения.

2. Управление государственными расходами.

3. Управление дефицитом бюджета.

 

Разграничение прямого и косвенного налогообложения. Для выполнения государственных задач власти должны осуществлять определенные расходы. Для осуществления расходов им необходимы доходы. Основную часть бюджетных доходов составляют налоговые поступления.

Разграничение прямого и косвенного налогообложения представляет собой введение и конкретизацию прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков.

Основными группами налогоплательщиков являются физические и юридические лица. Считается, что в рыночной экономике налоговое бремя должно быть смещено в сторону физических лиц. Основную часть населения в развитых странах составляет средний класс, доходы которого позволяют выдержать дополнительную налоговую нагрузку.

Предприятия, напротив, должны освобождаться от чрезмерного налогового бремени, так как они являются основой экономики, играют главную роль в создании совокупного общественного продукта, создают рабочие места и, соответственно, выплачивают зарплату.

Для смещения налогового бремени в сторону физических лиц, кроме прямых налогов на их доходы, вводятся также косвенные налоги — акцизы, представляющие собой надбавку к цене товара. Формально косвенными налогами облагаются предприятия. Фактические косвенные налоги уплачивают потребители подакцизных товаров.

Управление государственными расходами. Управление государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства. В условиях рынка государство использует косвенные (экономические) методы регулирования экономики. Изменение методов регулирования экономики требует изменения системы государственных расходов и перестройки бюджетного механизма. Изменение системы государственных расходов выражается в изменении их состава и объемов.

Государственные расходы имеют большое значение для экономики, так как направляются на структурную перестройку экономики, увеличение научно-технического потенциала, модернизацию и техническое переоснащение предприятий, на проведение природоохранных мероприятий, распространение экологически чистых технологий.

Важную экономическую и социальную роль играют децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями.

Управление дефицитом бюджета. Дефицит бюджета — превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами — достаточно распространенное явление. Практически каждая страна в своей истории сталкивалась с превышением расходов государственного бюджета над его доходами.

Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику или чрезвычайными событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами).

В первом случае превышение расходов над доходами государственного бюджета является обоснованным, а дефицит бюджета вызван государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением властей обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Во втором случае превышение расходов над доходами вызвано негативными причинами, при этом государственных резервов для покрытия вынужденных расходов может оказаться недостаточно.

 

    1. Сущность дефицита, причины возникновения и источники его покрытия

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.

Бюджетный дефицит может классифицироваться:

1) По причинам возникновения.

  • Вынужденный (следствие недостаточности финансовых ресурсов у государства, низкий уровень производства ВВП);
  • Сознательный (следствие финансовой политики государства).
  • Активный дефицит бюджета – как результат государственного регулирования экономики;
  • Пассивный дефицит бюджета – как следствие кризисных явлений в экономике.

- В зависимости от полноты  учета доходов и расходов.

  • Конечный  дефицит бюджета – итоговая разница между доходами и расходами;
  • Первичный дефицит бюджета – отрицательная разница между всеми доходами и расходами доходами, а также расходами бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга;
  • Не нефтегазовый дефицит – отрицательная разница между доходами, без учета нефтегазовых доходов  и доходов от управлении средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также всеми расходами.

2) По форме проявления:

  • Открытый (официально провозглашенный в законе о бюджете на соответствующий год);
  • Скрытый  (не определенный официально, проявляется в повышении плановых объемов доходов, включенных в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита).

Скрытый дефицит бюджета содержит в себе такие составляющие:

- финансирование государственными  предприятиями излишней занятости в государственном секторе и выплаты ими заработной платы по ставкам, более высоким, чем рыночные, за счет банковских займов или путем накопления взаимной задолженности;

- накопления в коммерческих  банках, которые отсоединились на  начальных стадиях экономических реформ от Центрального банка страны, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти кредиты выплачиваются в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переходных экономиках весьма значительны;

- отдельные операции, связанные  с государственным долгом, а также  финансирование ЦБ убытков от мероприятий касательно стабилизации обмена курса валют, беспроцентных и льготных кредитов правительству, рефинансирование Центральным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодный сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.

- По критериям определенности составных частей бюджетного дефицита они выделяют фактический бюджетный дефицит, структурный бюджетный дефицит, циклический бюджетный дефицит.

Если фактический бюджетный дефицит является внешним проявлением разбалансированности доходной и затратной частей бюджета, то структурный и циклический дефициты являются его внутренними составляющими. Фактический дефицит отображает реальные доходы, затраты бюджета и дефицит за определенный период.

Структурный дефицит – это дефицит при условии полной или высокой занятости потенциальный производственных ресурсов.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами: монетарным и немонетарным. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение остатков ликвидных финансовых средств у органов государственного управления.

Монетарный способ - покрытие дефицита за счет выпуска новых денег. Увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов. Достоинствами данного способа являются бессрочность и бесплатность. 

Немонетарный способ – внутренние и внешние заимствования.

Особо следует отметить, что на сокращение дефицита бюджета определенное косвенное влияние оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции охотно используются всеми государствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой, и с их помощью решаются задачи не только фискального, но и экономического:

- сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;

- расширяется база для производства  товаров и услуг;

- улучшается состояние платежного  баланса.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государство в лице Российской Федерации может осуществлять займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Информация о работе Бюджетный дефицит как инструмент финансового регулирования экономики