Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 12:13, курсовая работа
Целью работы является исследование финансовой системы, ее инструментов, рассмотрение сущности дефицита бюджета как инструмента финансового регулирования экономики и способов его финансирования.
Данную цель можно достигнуть посредством выполнения следующих задач:
- рассмотрение сущности дефицита, его разновидностей, причин возникновения, способов покрытия и регулирования;
- анализ дефицита регионального и федерального бюджетов и оценка факторов, его обусловивших;
- определение сущности финансовой политики, рассмотрение ее
инструментов;
Введение……………………………………………………………..3
Теоретические основы финансового регулирования экономики…………………………………………………….4
Финансовая политика государства и её инструменты…………………………………………… 4
Сущность дефицита, причины возникновения и источники его покрытия………………………………12
Анализ доходов и расходов федерального бюджета……..13
Анализ финансовой политики государства в части доходов и расходов федерального бюджета ………………13
Анализ способов покрытия дефицита федерального бюджета…………………………………..
Роль бюджетного дефицита в реализации финансовой политики государства
Заключение…………………………………26
Список литературы……………………….27
Государственные внешние заимствования Российской Федерации – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.
Государственные заимствования субъектов Российской Федерации, муниципальные заимствования - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, в выраженные в валюте обязательств.
При осуществлении заимствований органы власти соответствующего уровня могут выступать как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. При этом для регулирования дефицита бюджета Бюджетным кодексом РФ введены следующие ограничения:
Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.
Анализ федерального бюджета на 2011-2013 года
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод « скользящей трехлетки», при котором раннее утвержденные проектировки
2.2 Анализ способов
покрытия дефицита
Проект федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов сформирован с дефицитом.
Комитет отмечает, что Правительству Российской Федерации не удалось полностью адаптировать расходы федерального бюджета к сложившемуся уровню доходов, что связано, с одной стороны, со снижением налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, осуществленным в качестве антикризисной меры, с другой стороны, принятием новых расходных обязательств федерального бюджета.
В 2011 году превышение расходов федерального бюджета над доходами запланировано на уровне 3,6% ВВП (1 814,0 млрд.рублей), при этом ожидаемый дефицит федерального бюджета в 2010 году составит 5,3% ВВП (2 371,9 млрд.рублей).
В 2012-2013 годах объем дефицита федерального бюджета, снижаясь в процентном отношении к ВВП, практически не изменяется в номинальном выражении: в 2012 году – 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. рублей), в 2013 году – 2,9% ВВП (1 795,7 млрд.рублей).
Комитет отмечает, что, если в 2009-2010 годах основными источниками покрытия дефицита федерального бюджета являлись средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, то в 2011-2013 годах в связи с исчерпанием средств Резервного фонда к концу 2011 года и принятым решением о сохранении объема Фонда национального благосостояния на существующем уровне (2 603,7 млрд.рублей) главными источниками финансирования дефицита федерального бюджета станут государственные заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, поступления от приватизации федеральной собственности.
«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках за три года составит 4 721,4 млрд. рублей, в том числе, в 2011 году – 1 432,9 млрд. рублей, в 2012 году – 1 651,8 млрд. рублей и в 2013 году – 1 636,7 млрд. рублей, из них на внутреннем рынке: 1 340,7 млрд.рублей в 2011 году, 1 504, 4 млрд.рублей - в 2012 году, 1 485,3 млрд.рублей - в 2013 году.
В этой связи Комитет обращает внимание на то, что объем планируемых заимствований в 2011–2013 годах беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга. В последние годы Министерство финансов Российской Федерации не размещало на открытом рынке облигаций на сумму более 420 млрд. рублей за один календарный год. В результате таких заимствований может образоваться дефицит на внутреннем рынке заемного капитала, что неминуемо приведет к росту процентных ставок по кредитам для предприятий реального сектора экономики, у которых, в большинстве своем, нет доступа к внешнему финансированию. В 2011-2013 годах Министерству финансов Российской Федерации при реализации намеченной долговой политики необходимо соизмерять потребности федерального бюджета в заемном капитале с возможностями внутреннего финансового рынка и удовлетворять их без ущерба для всей экономики в целом.
Сохраняющийся с 2009 года дефицит федерального бюджета повлиял на рост долговой нагрузки. Государственный долг Российской Федерации в трехлетнем периоде увеличивается с 13,6% ВВП (6 844,2 млрд.рублей) на конец 2011 года до 18% ВВП (11 169,9 млрд.рублей) к началу 2014 года. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга будет нарастать с 75% до 79% при соответствующем снижении доли внешнего долга.
В период с 2011 года по 2013 год государственный долг Российской Федерации увеличивается не только в номинальном выражении, но и относительно ВВП, однако параметры долговой нагрузки федерального бюджета не превышают допустимый уровень в соответствии с принятыми международными стандартами.
В то же время, Комитет обращает внимание на то, что к началу 2014 года государственный долг Российской Федерации (11 169,9 млрд.рублей) будет превышать прогнозируемые годовые доходы федерального бюджета (10 379,9 млрд.рублей) на 790 млрд.рублей.
С ростом государственного долга Российской Федерации увеличиваются и расходы федерального бюджета на его обслуживание с 280,0 млрд.рублей в 2010 году до 600,7 млрд.рублей в 2013 году (в 2,1 раза).
Рост процентных расходов федерального бюджета сопровождается также увеличением их доли в общих расходах федерального бюджета с 3,6% в 2011 году до 4,9% в 2013 году, что соизмеримо с такими расходами федерального бюджета, как оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации.
Основную долю в бюджетных ассигнованиях на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят расходы на обслуживание внутреннего государственного долга: в 2011 году они увеличатся на 52,3% по сравнению с 2010 годом и составят – 298,6 млрд. рублей, в 2012 году – 416,7 млрд. рублей и в 2013 году – 487,1 млрд. рублей.
Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации прогнозируется в 2011 году в размере 2,9 млрд. долларов США (91,3 млрд. рублей). В 2012-2013 годах указанные бюджетные ассигнования составят 3,3 млрд. долларов США (101,6 млрд. рублей) и 3,6 млрд. долларов США (113,5 млрд. рублей) соответственно.
В этой связи Комитет считает, что Правительству Российской Федерации необходимо продолжить работу по снижению дефицита федерального бюджета и бюджетной системы в целом. Дальнейшее финансирование дефицита федерального бюджета за счет наращивания государственного внутреннего долга может негативно отразиться на экономическом развитии Российской Федерации, стабильности национальной валюты, благосостоянии российских граждан.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает необходимым отметить, что, несмотря на сохранение Российской Федерацией в 2011-2013 годах долговой устойчивости (при запланированном уровне государственного долга и расходов на его обслуживание), ориентиром в проводимой Правительством Российской Федерации бюджетной политике должно стать достижение бездефицитного федерального бюджета в принятых условиях прогнозирования по стоимости нефти, начиная уже с 2014, в крайнем случае с 2015 года.
Дефицит бюджета – это инструмент финансовой политики, с помощью которого регулируется совокупный спрос, потребность государственного сектора экономики в заимствованиях на рынке капитала, величина государственного долга. Дефицит бюджета служит объектом управления в целях достижения устойчивого экономического роста.
В странах с развитой рыночной экономикой дефицит государственного бюджета не всегда рассматривается как негативное явление, которое следует обязательно избегать.
Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент политики государства. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Ограниченный бюджетный дефицит может способствовать экономическому росту. Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло повышения совокупного спроса и оживления производства. В случае если начинает преобладать инфляционная составляющая, возникает необходимость корректировки финансовой политики. Пределы допустимого дефицита зависят от экономической ситуации.
В условиях стабильно развивающейся экономики считается допустимым бюджетный дефицит в пределах 2 – 3% ВВП и 10% расходов бюджета. При осуществленном спаде производства и недостатке денежной массы в обращении масштабы дефицита, очевидно, могут быть увеличены с учетом источников его покрытия и направлений расходования средств.
Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.
Концепция дефицитного финансирования бюджетных расходов подразумевает следующее:
Из всего вышесказанного можно сделать кое-какие выводы:
Заключение
В приведенной курсовой работе были рассмотрены вопросы финансовой политики страны в целом, особое внимание уделено проблемам дефицита бюджета и источникам его покрытия. На основе приведенных данных можно сделать следующие выводы, основанные на исследовании бюджетной политики.
Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. В ходе исследования мы определили инструменты финансовой политики, с помощью которых правительство осуществляет регулирование доходов и расходов государства.
Информация о работе Бюджетный дефицит как инструмент финансового регулирования экономики