Бюджетный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является – бюджетный процесс в РФ. Целью является анализ бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ. Задачи:
Понять сущность бюджетного процесса;
Разобраться в механизме составления, рассмотрения и утверждения, и исполнения бюджетов;
Определить участников бюджетного процесса и их полномочия;
Усвоить основные принципы формирования бюджетов в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…....4
1. Сущность и содержание бюджетного процесса………………………...…5
2. Этапы составления бюджета…………………………………………….......8
2.1. Составление проектов бюджетов…………………………………....8
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета……………………………..12
2.3. Казначейская система исполнения бюджета……………………….16
2.4. Утверждение отчета об исполнении бюджета……………..……....19
3. Участники бюджетного процесса и их полномочия………………………22
4. Организация бюджетного процесса…………………….……………….…26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемой литературы……………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджетный процесс в РФ2.docx

— 73.66 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…....4

1. Сущность и содержание бюджетного процесса………………………...…5

2. Этапы составления бюджета…………………………………………….......8

        2.1. Составление проектов бюджетов…………………………………....8

        2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета……………………………..12

        2.3. Казначейская система исполнения бюджета……………………….16

        2.4. Утверждение  отчета об исполнении бюджета……………..……....19

3. Участники бюджетного процесса  и их полномочия………………………22

4. Организация бюджетного процесса…………………….……………….…26

Заключение……………………………………………………………………...30

Список используемой литературы……………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (БК РФ гл.1, ст.6)1.

Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план государства, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ в форме закона. Государственный  бюджет концентрирует основную часть  бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства.

Через государственный  бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации реализации финансово-бюджетной политики страны.

В Российской Федерации под бюджетом государства  понимается бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты субъектов РФ. На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные  бюджеты.

Бюджет  государства играет значительную роль в политической и хозяйственной  жизни страны. Он должен обеспечивать необходимым финансированием социально  – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и  утверждению бюджетной отчетности (БК РФ гл.1, ст.6)

Объектом  данной курсовой работы является – бюджетный процесс в РФ. Целью является анализ бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ.

Задачи:

  • Понять сущность бюджетного процесса;
  • Разобраться в механизме составления, рассмотрения и утверждения, и исполнения бюджетов;
  • Определить участников бюджетного процесса и их полномочия;
  • Усвоить основные принципы формирования бюджетов в РФ.

В данной курсовой работе были использованы такие нормативные документы, как Бюджетный Кодекс РФ, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ; учебный материал по финансам и бюджетному процессу существующий как в печатном виде, так и размещенные в электронном виде в сети Интернет.

 

1. Сущность и содержание

бюджетного  процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов  власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным  и бюджетным устройством страны.

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности».

Задачами  бюджетного процесса являются:

  • Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;
  • Определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  • Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  • Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  • Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.2

Общую структуру  бюджетного процесса можно представить  в виде схемы 1.1., из которой видно, что бюджетный процесс не просто стадии, а сложный многоплановый механизм социально-экономической жизнедеятельности физических, юридических лиц и государства.

 

Схема 1. 1. Механизм бюджетного процесса.

Механизм  бюджетного процесса в РФ строиться  на принципах соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных  уровней власти. Именно бюджетные  права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов. Свое отражение  они находят в законах соответствующих  органов власти о бюджетном процессе3

В хронологическом  аспекте бюджетный процесс развивается  сверху вниз, от федерального бюджета  к местным. Такая система обусловлена  многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также  характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций. Например, федеральный  бюджет РФ на 2010г. и на плановый период 2011 и 2012 годов был принят Государственной Думой 20 ноября 2009г., одобрен Советом Федерации 25 ноября 2009г. и подписан Президентом РФ 02 декабря 2009г.

Общая официальная  продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: составление, рассмотрение и утверждение – 10 месяцев, исполнение – один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению  различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация сложнее, поскольку их законодательство еще окончательно не сформулировало.

В основе организации бюджетного процесса лежат  определенные принципы, соблюдение которых  дает возможность правильно и  в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить  бюджет.

Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

  • единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;
  • реальность планируемых бюджетных доходов;
  • гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;
  • соблюдение бюджетной классификации (при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы);
  • периодичность бюджетов;
  • отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Бюджетный процесс в Российской Федерации  строится в соответствии с законодательством  Российской Федерации — БК РФ, а  также законами республик в составе  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы составления бюджета.

2.1. Составление проектов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются в соответствии с нормами  и нормативами, установленными законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетная политика Российской Федерации на очередной  финансовый год определяется в Бюджетном  послании Президента РФ.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Проекты бюджетов непосредственно разрабатывают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета базируется на:

– концепции  социально-экономического развития и  основных направлений экономической  и социальной политики РФ;

– прогнозе социально-экономического развития соответствующей  территории;

– основных направлениях бюджетной и налоговой  политики соответствующей территории;

– прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;

– плане  развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей  территории.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается  по данным социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Изменение такого прогноза в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Перспективный финансовый план – документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он разрабатывается в целях: информирования законодательных (представительных) органов власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года и ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (при этом плановый период сдвигается на один год вперед). Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс  финансовых ресурсов представляет собой  баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

В процессе составления бюджета каждому  главному распорядителю, распорядителю  бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.

Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает  и утверждает нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг.

При составлении  проекта бюджета выделение средств  конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на предоставление указанных услуг. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами.

План развития государственного или муниципального сектора экономики включает:

– перечень и сводный план финансово-хозяйственной  деятельности федеральных казенных предприятий;

– перечень и сводный план финансово-хозяйственной  деятельности государственных или  муниципальных унитарных предприятий;

– программу  приватизации (продажи) государственного или муниципального имущества и  приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;

– сведения о предельной штатной численности  государственных или муниципальных  служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ