Бюджетный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является – бюджетный процесс в РФ. Целью является анализ бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ. Задачи:
Понять сущность бюджетного процесса;
Разобраться в механизме составления, рассмотрения и утверждения, и исполнения бюджетов;
Определить участников бюджетного процесса и их полномочия;
Усвоить основные принципы формирования бюджетов в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…....4
1. Сущность и содержание бюджетного процесса………………………...…5
2. Этапы составления бюджета…………………………………………….......8
2.1. Составление проектов бюджетов…………………………………....8
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета……………………………..12
2.3. Казначейская система исполнения бюджета……………………….16
2.4. Утверждение отчета об исполнении бюджета……………..……....19
3. Участники бюджетного процесса и их полномочия………………………22
4. Организация бюджетного процесса…………………….……………….…26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемой литературы……………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджетный процесс в РФ2.docx

— 73.66 Кб (Скачать файл)

Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются  на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех запланированных расходов с единого счета бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

С 1 января 2005 г. деятельность Федерального казначейства (как федеральной службы в составе  Минфина) регламентируется Положением «О Федеральном казначействе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.04 г. № 703.

Исполнение  федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета находится в Центральном Банке РФ.

В целях  управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать другие счета федерального бюджета.

Счета Федерального казначейства в ЦБ РФ и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с законодательством. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима производятся при наличии соответствующего решения Федерального казначейства.

Исполнение  федерального бюджета по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;

• распределение  в соответствии с утвержденным федеральным  бюджетом федеральных регулирующих налогов;

• возврат  излишне уплаченных сумм доходов;

• учет доходов  федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

Сводная бюджетная  роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

В целях  исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета, действуют процедуры санкционирования расходов федерального бюджета:

• утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям;

• утверждение  и доведение до распорядителей и  получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;

• принятие бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета;

• подтверждение  бюджетных обязательств федерального бюджета.

На основании  сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.

Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями средств федерального бюджета.

Объем распорядительных прав получателей средств федерального бюджета на принятие бюджетных обязательств федерального бюджета устанавливается в порядке утверждения и доведения

На основании  уведомлений о выделенном лимите обязательств федерального бюджета получатель средств федерального бюджета осуществляет закупки, начисляет установленные денежные выплаты, в том числе авансовые платежи, принимает другие бюджетные обязательства федерального бюджета согласно смете доходов и расходов и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и других документов, необходимых для совершения расхода, требованиям закона, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Подтвержденное  бюджетное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходов средств федерального бюджета. На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списывая средства с единого счета федерального бюджета и отражая выполненную операцию на лицевом счете.

В процессе осуществления платежа соответствующая  сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа из федерального бюджета не превышает сумму, указанную в подтвержденных бюджетных обязательствах.

Исполнение  федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

Исполнение  федерального бюджета завершается  31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие в это же время. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря.

До 31 декабря  включительно Федеральное казначейство оплачивает принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию 31 декабря.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета учитывается в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве свободного остатка средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце  каждого года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом  и бюджета каждого внебюджетного  фонда в отдельности. На основании  этого распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые  отчеты по доходам и расходам.

В отчетах  бюджетных учреждений отражаются степень  выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных  услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного  за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители  сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений.

Получатели  бюджетных средств, предоставленных  в форме субвенций, бюджетных  кредитов и бюджетных ссуд, готовят  отчеты по расходам указанных средств. Минфин РФ как главный распорядитель  бюджетных средств по указанным  расходам готовит сводный отчет  о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных  кредитов и бюджетных ссуд.

Минфин  РФ либо иной уполномоченный орган  исполнительной власти совместно с  Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом готовит сводный отчет о расходовании средств бюджета, вложенных в уставные капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

Государственные заказчики готовят сводный отчет  об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным  заказам.

Федеральные казенные предприятия готовят годовые  и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям.

Ежегодно  не позднее 1 августа Правительство РФ представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в форме федерального закона.

Одновременно  с отчетом об исполнении бюджета  за отчетный год в Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет об исполнении федерального бюджета  составляется в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона о бюджете на отчетный год.

Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется в Думу одновременно со следующими документами и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства РФ и Президента РФ;
  • отчетом Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;
  • отчетом Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам;
  • отчетом о доходах, полученных от использования государственного имущества;
  • сводными отчетами о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
  • сводными отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям;
  • реестром федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного года;
  • отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного года;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета после представления Правительством РФ указанного отчета в Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Заключение  Счетной палаты РФ включает:

  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю с указанием выявленных сумм нецелевого использования средств, руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании средств, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю, по которым выявлено расходование средств бюджета сверх утвержденных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных законом о бюджете либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований бюджетного законодательства;
  • анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных гарантией, за счет бюджетных средств;
  • анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса;
  • анализ выполнения заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на их предоставление;

По  итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Дума принимает одно из следующих решений - об утверждении отчета либо о его отклонении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ