Цели и инструменты кредитно-денежной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены теоретические основы кредитно-денежной политики, будет проанализирована кредитно-денежная политика, проводимая Банком России за период с 2008-209 гг., дан прогноз на 2013-2015 гг. и предложены основные пути повышения ее эффективности.
Исходные данные: законодательные и нормативно-правовые акты РФ, статистические данные Росстата, Министерства экономического развития, Министерства финансов, а также публикации отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
a) раскрыть сущность кредитно-денежной политики;
b) провести анализ реализации кредитно-денежной политики России;
c) выработать рекомендации по совершенствованию кредитно-денежной политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики государства 7
1.1 Кейнсианская и монетаристская концепции денежно-кредитной политики 8
1.2 Мировой опыт реализации кредитно-денежной политики 8
2. Роль, функции и инструменты Центробанка РФ 8
2.1 Характеристика денежно-кредитной политики Банка России, осуществляемая в 2008 - 2009 гг. 8
2.2 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах 8
3. Перспективы развития кредитно-денежной политики Российской Федерации 8
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики России 8
3.2 Инструменты совершенствования денежно-кредитной политики 8
Заключение 8
Приложение А 8
Список использованной литературы 8

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК МАКРОЭКОНОМИКА..docx

— 173.62 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Российская академия предпринимательства

Новосибирский филиал

                                                                                     Кафедра

                                                                                      Экономики и менеджмента

                                                                                   

Курсовая работа

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Цели и инструменты кредитно-денежной политики государства»

 

                                                                                  

 Выполнила: студентка,

                                                                                   2  курс, группа Э11-з

                                                                          Афанасьева М.А.  

                                                                                        (подпись)                                                                                             

                                                                        

 

 Руководитель: к.э.н. доцент

                                                                    Москвин Д.В.  

                                                                           (подпись)

Новосибирск,

2013

 

Оглавление

 

Введение

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитной политики, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства, субъектов системы бизнеса.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать [14].

Сегодня в России эффективная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная.

Кредитно-денежная политика - это попытка государства (не всегда удачная) стабилизировать цены путем изменения банковских резервов.

Денежно-кредитная политика - политика правительства и центрального банка страны, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок.

В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.

 Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка.

Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом.

Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструментов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм [14].

Учитывая величину территории России и различия в экономическом развитии российских регионов, проблема оценки на местах действенности денежно-кредитного регулирования, проводимого по единому курсу, в настоящий момент особенно актуальна.

Актуальность курсовой работы вызвана экономической и социальной значимостью проблемы, недостаточная проработанность ряда важнейших вопросов в изучении взаимосвязи региональной экономики и денежно-кредитной политики.

В данной работе будут рассмотрены теоретические основы кредитно-денежной политики, будет проанализирована кредитно-денежная политика, проводимая Банком России за период с 2008-209 гг., дан прогноз на 2013-2015 гг. и предложены основные пути повышения ее эффективности.

Исходные данные: законодательные и нормативно-правовые акты РФ, статистические данные Росстата, Министерства экономического развития, Министерства финансов, а также публикации отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме.

Перечень подлежащих разработке вопросов:

  1. раскрыть сущность кредитно-денежной политики;
  2. провести анализ реализации кредитно-денежной политики России;
  3. выработать рекомендации по совершенствованию кредитно-денежной политики.

Перечень графического материала: таблицы, схемы, рисунки, отражающие основные аспекты кредитно-денежной политики.

Аннотация:

В данной курсовой работе «Кредитно-денежная политика государства» рассмотрены вопросы кредитно-денежной политики на примере Российской Федерации.

Структура данной работы выглядит следующим образом:

В первой главе рассмотрены теоретические основы и особенности кредитно-денежной политики, инструменты и цели кредитно-денежной политики, модели, а также мировой опыт реализации данной политики.

Во второй главе проведен анализ кредитно-денежной политики на период с 2008г по 2011г, рассмотрены особенности реализации кредитно денежной политики в Российской Федерации.

В третьей главе представлены рекомендации по улучшения и совершенствованию кредитно-денежной политики, а также прогноз в Российской Федерации.

 

 

  1. Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики государства

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Монетарная, или денежно-кредитная, политика государства - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения не инфляционного экономического роста.

Кредитно-денежная политика - часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен [15].

Для достижения целей кредитно-денежной политики государства являются:

  • устойчивые темпы роста национального производства;
  • стабильные цены;
  • высокий уровень занятости населения;
  • равновесие платежного баланса.

Так же цели кредитно-денежной политики могут подразделяться на первичные, промежуточные и тактические. На рисунке 1 - это продемонстрировано.

Рисунок 1 Цели кредитно-денежной политики

 

Кредитно-денежная политика осуществляется Центральным банком страны. Эффективность кредитно-денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно-денежного регулирования.

Основными общими инструментами кредитно-денежной политики являются:

  • установление обязательной нормы резервирования
  • регулирование официальной учетной ставки
  • операции на открытом рынке
  • административные меры

Политика учетной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку Центрального Банка.

Изменение величины учетной ставки зависит от состояния экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается, а объем кредитования сокращается.

Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков [8,с.25-27].

Регулирование денежной массы с помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже государственных облигаций кредитно-банковскими учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом уменьшает кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных институтов. Эти операции ЦБ уменьшают предложение кредита банками и, следовательно, способствуют повышению процентных ставок на рынке. И наоборот, скупая часть таких ценных бумаг, Центральный Банк расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Прямое административное воздействие государства на кредитно-банковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки.

Центральный Банк контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией.

С кредитным регулированием тесно связано регулирование налично-денежной массы в обращении, также осуществляемое Центральным Банком. Его политика в этой области тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а следовательно, сферы обращения кредитных (депозитных) денег. Между кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и наоборот, покупка таких бумаг равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики Центрального Банка, и системы обязательных резервов. Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению народным хозяйством, в том числе и в сфере денежно-кредитных отношений [5].

1.1 Кейнсианская и монетаристская концепции денежно-кредитной политики

Представители различных экономических школ предлагают по-разному воздействовать на макроэкономические параметры с помощью денежно-кредитной политики. Наиболее известными являются кейнсианская и монетаристская концепции денежно - кредитной политики [8].

Кейнсианская концепция возникла в 30-х годах ХХ века. На практике она была применена в США администрацией президента Ф.Рузвельта для выхода из экономического кризиса, который получил название «Великая депрессия». Такого рода политика после Второй мировой войны также широко использовалось в странах Западной Европы.

Кейнсианская концепция предусматривает активную роль процентной ставки в деле стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности. Дж.М. Кейнс предлагал в периоды экономического спада использовать «политику дешевых денег» путем понижения учетной ставки процента. И, наоборот, в периоды экономического подъема он предлагал использовать «политику дорогих денег», повышая учетную процентную ставку, чтобы не допускать перегрева экономики и высокой инфляции, которая, как правило, сопровождает экономический бум.

Информация о работе Цели и инструменты кредитно-денежной политики государства