Цели и инструменты кредитно-денежной политики государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 16:13, курсовая работа
Описание работы
В данной работе будут рассмотрены теоретические основы кредитно-денежной политики, будет проанализирована кредитно-денежная политика, проводимая Банком России за период с 2008-209 гг., дан прогноз на 2013-2015 гг. и предложены основные пути повышения ее эффективности. Исходные данные: законодательные и нормативно-правовые акты РФ, статистические данные Росстата, Министерства экономического развития, Министерства финансов, а также публикации отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме. Перечень подлежащих разработке вопросов: a) раскрыть сущность кредитно-денежной политики; b) провести анализ реализации кредитно-денежной политики России; c) выработать рекомендации по совершенствованию кредитно-денежной политики.
Содержание работы
Введение 3 1. Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики государства 7 1.1 Кейнсианская и монетаристская концепции денежно-кредитной политики 8 1.2 Мировой опыт реализации кредитно-денежной политики 8 2. Роль, функции и инструменты Центробанка РФ 8 2.1 Характеристика денежно-кредитной политики Банка России, осуществляемая в 2008 - 2009 гг. 8 2.2 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах 8 3. Перспективы развития кредитно-денежной политики Российской Федерации 8 3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики России 8 3.2 Инструменты совершенствования денежно-кредитной политики 8 Заключение 8 Приложение А 8 Список использованной литературы 8
В 2013 и 2014 гг. Банк России продолжит
осуществлять курсовую политику, не препятствуя
формированию тенденций в динамике курса
рубля, обусловленных действием фундаментальных
макроэкономических факторов, и не устанавливая
каких-либо фиксированных ограничений
на уровень курса национальной валюты.
После перехода к режиму плавающего
валютного курса Банк России предполагает
отказаться от использования операционных
ориентиров курсовой политики, связанных
с уровнями валютного курса. В то же время
даже после перехода к указанному режиму
Банк России допускает возможность проведения
интервенций на внутреннем валютном рынке,
объемы которых будут определяться с учетом
конъюнктуры денежного рынка.
Система инструментов продолжит
учитывать особенности взаимодействия
Банка России с региональными кредитными
организациями, характеристики трансмиссионного
механизма денежно-кредитной политики
и состояние российского финансового
рынка [11].
Основа действующей системы
инструментов денежно-кредитной политики
- коридор процентных ставок Банка России
в рассматриваемый период сохранится,
при этом Банк России рассмотрит возможность
его сужения в целях повышения действенности
процентной политики. В качестве инструментов,
обеспечивающих нахождение краткосрочных
ставок межбанковского рынка в границах
процентного коридора, будут применяться
депозитные операции и операции рефинансирования
постоянного действия на срок 1 день.
Применение инструментов рефинансирования
на сроки свыше 1 недели будет направлено
преимущественно на поддержание финансовой
стабильности. В целях ограничения влияния
данных операций на соответствующий сегмент
кривой рыночных процентных ставок и недопущения
искажения сигналов процентной политики
Банк России рассмотрит целесообразность
перехода к их осуществлению по плавающей
ставке. В этом случае не исключается дополнение
системы инструментов Банка России сделками
своп с иностранной валютой и драгоценными
металлами на срок до 1 года для расширения
доступа кредитных организаций к рефинансированию
на эти сроки.
Банк России также продолжит
использование нормативов обязательных
резервов в качестве инструмента денежно-кредитной
политики, принимая решения об их изменении
в зависимости от макроэкономической
ситуации и состояния ликвидности банковского
сектора [15].
Помимо работы над совершенствованием
собственной системы инструментов Банк
России придает большое значение взаимодействию
с государственными органами по вопросам
реализации денежно-кредитной политики
и развития финансовых рынков. Будет продолжено
сотрудничество с Минфином России и Федеральным
казначейством по вопросу развития механизма
размещения временно свободных средств
бюджета в банковском секторе, задачей
которого является минимизация сезонного
воздействия бюджетных потоков на объем
ликвидности банковского сектора.
3.1 Меры по совершенствованию
денежно-кредитной политики России
Главной целью денежно-кредитной
политики в рамках программы финансовой
стабилизации является поддержание низких
текущих темпов инфляции и создание условий
для роста инвестиций, обеспечение благоприятной
динамики курса национальной валюты, способствующей
улучшению состояния платежного баланса.
Для достижения этой цели усилия
органов денежно-кредитного регулирования
должны быть сосредоточены на решении
следующих задач:
ограничение денежной массы
объемом, необходимым для осуществления
экономической деятельности;
оптимизация структуры денежной
массы и ее распределения между секторами
и субъектами экономики;
предотвращение оттока капитала
за рубеж;
поддержание на заданном уровне валютных резервов.
Решение этих задач требует
осуществления комплекса перечисленных
ниже мер.
Чтобы добиться контроля за
инфляцией и поддерживать динамическую
стабильность курса национальной валюты
необходимо ограничить темпы роста денежной
массы и колебания уровня процентных ставок
по кредитам и депозитам экономике.
Оперативное регулирование
банковской ликвидности и ставок
межбанковского рынка позволит
обеспечить стабильность расчетов,
уменьшит спекуляции на денежном
рынке [11].
Предельное ограничение роста
курса национальной валюты в периоды инфляции,
нельзя допускать прямого кредитования
дефицита госбюджета, поэтапный перевод
требований к правительству по внутреннему
долгу в среднесрочные государственные
ценные бумаги и с положительной реальной
процентной ставкой, обеспечивающей их
доходность на уровне государственных
ценных бумаг.
Краткосрочное кредитование
кассового разрыва в доходах и расходах
государственного бюджета посредством
покупки государственных краткосрочных
ценных бумаг позволит создать условия
для оперативной поддержки госбюджета
в рыночных формах, а также необходимо
установление потолка роста денежной
массы и чистых внутренних активов ЦБ
с целью ограничения роста денежной массы
- это гарантированное ограничение темпов
инфляции и предсказуемость ее изменения.
Необходимо установить учетную
ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива,
действующего в сопредельных государствах
это, в конце концов, должно привести к
снижению уровня инфляции, рост инвестиционной
активности, стабилизация производства
[14,с.112-117].
3.2
Инструменты совершенствования
денежно-кредитной политики
Так же важнейшим инструментом
совершенствования денежно-кредитной
политики должно стать совершенствование
системы рефинансирования коммерческих
банков для стабилизации предложения
денег экономике страны. Этого можно добиться
при помощи следующих мер:
обеспечение создания коридора
базовых ставок рефинансирования банков
на основе аукционных и ломбардных кредитов,
что позволит перейти от количественных
к ценовым методам регулирования банковской
ликвидности и снижение ставок по кредитам
экономике;
совершенствование процедуры
быстрого реагирования на изменение объемов
банковской ликвидности и колебание ставок
межбанковского рынка путем операций
на открытом рынке обеспечит точную настройку
уровня ставок межбанковского рынка в
заданном коридоре базисных ставок рефинансирования;
упорядочивание процедур предоставления
резервного кредита отдельным банкам,
испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность
банковской системы при кризисах ликвидности
у крупных банков, которые оказывают влияние
на экономику;
ограничение эмиссии краткосрочных
обязательств Центрального Банка по мере
расширения эмиссии государственных ценных
бумаг правительства, позволит сэкономить
государственные средства на цели регулирования
денежного рынка (300-400 млрд. руб. в год).
И последним шагом совершенствования должно явится
совершенствование систем резервных требований
к коммерческим банкам;
дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику;
осуществление поэтапного пересмотра
норм обязательного резервирования в
сторону их снижения по мере сокращения
темпов инфляции и роста спроса на кредитные
ресурсы для долгосрочных инвестиций,
следствием этого должно явиться сбалансированность
деловой активности и денежного предложения
в экономике, повышение мобильности предложения
денег;
создание системы мониторинга
конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов
и на этой основе осуществление моделирования
и прогнозирования финансовых потоков
в увязке с процессами макроэкономического
развития страны это способствует повышению
эффективности государственного регулирования денежного рынка[9].
Для осуществления тех целей,
которые Центральный Банк поставил перед
собой на 2013-2015 года, следует разумно воспользоваться
мерами описанными выше.
Заключение
Основным проводником денежно-кредитной
политики в РФ является Банк России, который
в настоящее время наиболее активно использует
четыре основных инструмента денежно-кредитной
политики: это регулирование объемов рефинансирования
коммерческих банков, изменение норм обязательных
резервов, операции на открытом рынке
и валютные интервенции. С помощью данных
инструментов Банк России стремиться
выполнить главную цель денежно-кредитной
политики - плавное снижение инфляции.
Проведенный анализ денежно-кредитной
политики в России в период с 2000-2006 гг.
показал недостаточную связь между политикой,
реально проводимой Банком России, и целями,
декларируемыми им в программных документах.
Отклонения заявляемых целевых ориентиров
от фактических результатов слишком велики,
чтобы говорить об эффективности проведенной
денежно-кредитной политики.
Важнейшим способом решения
проблемы преодоления инфляции в течение
последних лет служило осуществление
денежно-кредитной политики, направленной,
прежде всего, на ограничение совокупного
спроса мерами, призванными ограничить
возможности предоставления ссуд коммерческим
банкам и тем самым оказать влияние на
снижение объема платежеспособного спроса.
Активная денежно-кредитная политика
позволила добиться определенных результатов
в плавном снижении инфляции, правда, цена
этих успехов весьма велика.
Это, прежде всего огромный
спад производства, одной из причин которого
является уменьшение платежеспособного
спроса. Проводимая денежно-кредитная
политика оказывала воздействие лишь
на сферу обращения и не предусматривала
непосредственного положительного влияния
на сферу производства [7].
В этой связи необходимо осуществить
поворот к использованию кредита в качестве
важного рычага роста производства и предложения
товаров, что будет способствовать снижению
инфляции.
Недостаточная кредитная активность
российских банков делает инструменты
денежно-кредитной политики не эффективными.
В связи с этим Банку России необходимо
начать использовать их в первую очередь
не на плавное снижение инфляции, а на
увеличение инвестиционной активности
коммерческих банков. Но перед этим Банк
России должен теоретически изучить влияние
каждого инструмента на регулирование
экономической конъюнктуры, а уже потом
начать использовать их на практике.
В работе получены следующие
результаты :
1) В процессе изучения были
сделаны короткие выводы по всем задачам;
2)Считаем цель курсовой
работы достигнутой.
Приложение
А
В настоящее время в Центральном
банке Российской Федерации функционируют
следующие структурные подразделения:
Сводный экономический департамент
. Департамент исследований и информации
. Департамент наличного денежного обращения
Департамент регулирования,
управления и мониторинга платежной системы
Банка России
Департамент регулирования
расчетов . Департамент бухгалтерского
учета и отчетности
Департамент лицензирования
деятельности и финансового оздоровления
кредитных организаций . Департамент банковского
надзора . Департамент банковского регулирования
. Департамент финансовой стабильности
. Главная инспекция кредитных организаций
. Департамент операций на финансовых
рынках
Департамент обеспечения и
контроля операций на финансовых рынках
. Департамент финансового мониторинга
и валютного контроля . Департамент платежного
баланса
Департамент методологии и
организации обслуживания счетов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
. Юридический департамент . Департамент
полевых учреждений . Департамент информационных
систем
Департамент кадровой политики
и обеспечения работы с персоналом . Финансовый
департамент . Департамент внутреннего
аудита
Департамент международных
финансово-экономических отношений . Департамент внешних и общественных связей. Административный департамент . Главное управление недвижимости Банка России
Главное управление экспертизы
и планирования капитальных затрат Банка
России . Главное управление безопасности
и защиты информации.
Список
использованной литературы
Антикризисная политика российского
правительства и Банка России в 2008-2009 гг.
// Вопросы экономики. - 2009. - №6
Банк России: организация деятельности
/ Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова; Центр. Банк РФ, Моск. банк. шк.. - М. : Издат.-Консалтинговая Компания «ДеКа», 2010. - 704 с.
Банковская система России.
Настольная книга банкира / Под ред. А.Г. Грязнова. - М.: ДЭКА, 2012.
Вдовиченко А.Г., Воронина В.Г. Правила денежно-кредитной политики Банка России. // Москва: EERC, 2009
Деньги, кредит, банки: Учебник
/ Под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 448 с.: ил.
Зверьков А. И. Эффективность
денежно-кредитной политики РФ в современных
условиях. Монография. - Оренбург: Белфорт - принт, ГОУ ВПО ОГУ, 2011. - 88 с.
Конституция РФ принята всенародным
голосованием 12.12.2008 г.(с учетом поправок,
внесенных Законами Российской Федерации
о поправках к Конституции Российской
Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание
законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст.
75
Ларцев М.И. Денежно-кредитная
политика развитых стран: современные
направления развития. XXIII Международные Плехановские чтения. Тезисы докладов аспирантов, докторантов и научных работников. - М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 2010, 0,1 п.л.
Общая теория денег и кредита:
учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.
2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011
Основы банковской деятельности
(Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 720 с.
Российская Федерация. Законы.
О банках и банковской деятельности N 395-1
- ФЗ от 02.12.1990 г. : федер. Закон : [Принят Гос. Думой 7 февраля 1990 г. : одобр. Советом Федерации 21 1990 г.]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. consultant.ru
Российская Федерация. Законы.
Федеральный закон О Центральном банке
Российской Федерации: [Федеральный закон:
принят Государственной Думой 10 июля 2002]
// Собрание Законодательства Российской
Федерации. -2001. N 86-ФЗ
Российская Федерация. Законы.
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О
рынке ценных бумаг" (ред. от 06.12.2007, с изм. и доп. от 01.01.2008) // Источник: http://www.cbr.ru
Савинский Ю.П. Денежно-кредитное
регулирование: Учебное пособие. М.: Финансовая
академия при Правительстве РФ, 2008. - 132
с.
Садков В.Г., Кирин Е.А. Системный
анализ денежно-кредитной политики России
за период с 2007 по 2009 г. и пути ее модернизации
// Финансы и кредит. - 2009. - №21. - С. 12-17.