Цели и инструменты кредитно-денежной политики государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 16:13, курсовая работа
Описание работы
В данной работе будут рассмотрены теоретические основы кредитно-денежной политики, будет проанализирована кредитно-денежная политика, проводимая Банком России за период с 2008-209 гг., дан прогноз на 2013-2015 гг. и предложены основные пути повышения ее эффективности. Исходные данные: законодательные и нормативно-правовые акты РФ, статистические данные Росстата, Министерства экономического развития, Министерства финансов, а также публикации отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме. Перечень подлежащих разработке вопросов: a) раскрыть сущность кредитно-денежной политики; b) провести анализ реализации кредитно-денежной политики России; c) выработать рекомендации по совершенствованию кредитно-денежной политики.
Содержание работы
Введение 3 1. Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики государства 7 1.1 Кейнсианская и монетаристская концепции денежно-кредитной политики 8 1.2 Мировой опыт реализации кредитно-денежной политики 8 2. Роль, функции и инструменты Центробанка РФ 8 2.1 Характеристика денежно-кредитной политики Банка России, осуществляемая в 2008 - 2009 гг. 8 2.2 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах 8 3. Перспективы развития кредитно-денежной политики Российской Федерации 8 3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики России 8 3.2 Инструменты совершенствования денежно-кредитной политики 8 Заключение 8 Приложение А 8 Список использованной литературы 8
Центральный банк Российской
Федерации представляет собой единую
централизованную систему с вертикальной
структурой управления. В систему входят:
центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры, полевые учреждения
и учебные заведения, хранилища, а также
другие предприятия, учреждения и организации,
в том числе подразделения безопасности,
необходимые для успешной деятельности
банка [7,с.43-46].
Структура Центрального
Банка Российской Федерации наглядно
представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 Схема структуры
Центрального Банка в России
Национальные банки республик,
входящих в состав Российской Федерации,
являются территориальными учреждениями
Банка России. Они не имеют статуса юридического
лица и не имеют права принимать решения,
носящие нормативный характер, а также
выдавать гарантии и поручительства, вексельные
и другие обязательства без разрешения
Совета директоров Банка России.
Задачи и функции территориальных
учреждений Банка России определяются
Положением об этих учреждениях, утверждаемым
Советом директоров. В настоящее время
ЦБ РФ прорабатывается вопрос о том, что
они могут создаваться по экономическим
районам, объединяющим территории нескольких
субъектов Российской Федерации. Согласно
Положению Банка России, «территориальное
учреждение ЦБ РФ (ТУ) - это обособленное
подразделение Центрального банка Российской
Федерации, осуществляющее на территории
субъекта Российской Федерации часть
его функций».
Территориальными учреждениями
Банка России являются его главные управления
в краях, областях и автономных округах
Российской Федерации, городах Москве
и Санкт - Петербурге, Национальные банки
республик в составе Российской Федерации.
Территориальные учреждения Банка России
не имеют статуса юридического лица [11].
Высший орган Банка России -
Совет директоров. Это коллегиальный орган,
определяющий основные направления деятельности
Банка России и управляющий ею. В Совет
директоров входят Председатель Банка
России и 12 членов Совета.
Члены Совета директоров работают
здесь на постоянной основе. Они утверждаются
Государственной Думой по представлению
Председателя Банка, который является
одновременно Председателем Совета директоров.
Совет директоров во взаимодействии
с Правительством разрабатывает единую
государственную денежно-кредитную политику
и обеспечивает ее выполнение.
Структуру и штаты центрального
аппарата Банка России, а также уставы
других его структурных подразделений
утверждает этот Совет. Совет директоров
не только возглавляет и организует работу
Банка России, но и регулирует деятельность
коммерческих банков страны.
Наряду с ним функционирует
вне банка Национальный банковский совет.
В его состав включаются представители
Президента, представители высших органов
законодательной и исполнительной власти
и эксперты. Общая численность совета
не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются
Государственной Думой по представлению
Председателя Банка России [12].
Функциональная структура предполагает
существование в банке обособленных подразделений
(департаменты, управления), реализующих
функции банка в соответствии с делением
его деятельности на отдельные части.
Если объемы задач, решаемых данными подразделениями,
достаточно большие, то внутри них могут
создаваться дополнительные, более мелкие
структурные единицы - отделы [13]. Данная
функциональная структура представлена
в приложении А.
Для нормального функционирования
кредитно-денежной систем Центральный
Банк РФ использует следующие инструменты
и методы кредитно-денежной политики:
процентные ставки по операциям Банка России
нормативы обязательных резервов,
депонируемых в Банке РФ (резервные требования)
операции на открытом рынке
рефинансирование банков
валютное регулирование
управление наличной денежной массой
прямые количественные ограничения
эмиссия собственных ценных
бумаг.
2.1 Характеристика денежно-кредитной
политики Банка России, осуществляемая
в 2008 - 2009 гг.
К поступающей в Россию иностранной
валюте тесно привязана форма денежной
эмиссии Банка России - валютные интервенции.
Получателями таких «эмиссионных» безналичных
рублей становятся в основном крупные
резиденты-экспортеры, обязанные продавать
часть своей валютной выручки, которые
становятся владельцами избыточных денежных
сумм в рублях. Такие организации-резиденты
и обслуживающие их кредитные организации
испытывают определенные трудности с
размещением на денежно-кредитном рынке
или реинвестированием принадлежащих
им свободных рублевых ресурсов. При сложившемся
в России механизме денежно-кредитного
регулирования необходимые денежные средства
на достаточный для осуществления инвестиционного
процесса срок они получить не могут. Рубли,
эмитируемые Банком России в процессе
валютных интервенций, до них не доходят,
а несовершенство банковской системы,
недоверие между кредитными организациями
и небольшими предприятиями, дороговизна
банковского кредита не позволяют им приобрести
необходимые кредитные денежные средства
на рынке банковских услуг [10].
В результате низкой капитализации
банковской системы, опоры на самофинансирование,
недостаточного развития рынка корпоративных
облигаций отсутствовало активное использование
национальных сбережений. Поэтому, как
государственные, так и частные сбережения
уходили за рубеж, в том числе и в виде
накопленных государственных резервов,
которые впоследствии заимствовались
для инвестирования в российские компании.
Т.е. в связи с тем, что отечественный межбанковский
рынок был ориентирован на внешнее рефинансирование
(доля кредитов от банков-нерезидентов
превышала 70% общего объема кредитов, полученных
банками от других кредитных организаций),
почти полная приостановка предоставления
внешних займов российским банкам в результате
мирового финансового кризиса негативно
сказалась на функционировании всего
денежного рынка.
В результате сформировался
низкий уровень доверия к рублю вызван
снижением притока валюты в страну и значительным,
сравнимым с нашими резервами, уровнем
внешнего корпоративного долга компаний
и банков, составляющего по данным ЦБ РФ
на 01.10.2008г. около 388.9 млрд. долл. в иностранной
валюте и эквивалент 108.7 млрд. долл. в рублях.
В 4 квартале 2008г. российским компаниям
и банкам нужно было вернуть нерезидентам
по ранее взятым кредитам около 47.5 млрд.
долл. (42.5 - долг, 5 - проценты), но в 2009г. -
уже 115.7 млрд. долл. (100.1 -долг, 15.6 -проценты).
Поэтому деньги, которые осенью 2009г. были
выделены на поддержку банковской системы,
в значительной степени оказались на валютном
рынке, не доходя до экономики сокращая
резервы страны. (Золотовалютные резервы
РФ за период с01.08.2008 по 24.10.2008, т.е. почти
за 3 месяца, снизились на 18.6 % - 111.2 млрд.долл.
(с 595.9 до 484.7 млрд.долл.) [12].
Однако, в целом уровень монетизации
экономики РФ невысок (около 40%). Поэтому
основная проблема, и, собственно, причина
кризиса - в дефиците рублей. При этом одним
из наиболее важных экономических параметров
является объем и динамика денежной массы
(M2), представляющий объем наличных денег
в обращении (вне банков) и остатков средств
в национальной валюте на счетах юридических
лиц (кроме банков) и физических лиц, в
значительной степени определяющий спрос
в экономике. Рост денежной массы М2 непосредственно
перед развитием кризисной ситуации на
01.09.2008 составил всего 9,5% (при ориентирах
30-35%), при инфляции за этот же период 9,7%.
Реальный объем денежной массы к началу
сентября практически не увеличился. Величина
М2 на 01.09.2008 составила 14 530,1 млрд. руб., а
ее прирост за сентябрь на 01.10.2008 под воздействием
оттока капитала стал отрицательным -
1,1%, составив с начала года уже 8,3% (М2 на
01.10.2008 - 14 374,6 млрд. руб.).
Таблица 1 Денежная
масса в 2009г. (млрд.руб)
Дата
Денежная масса М2
Темпы прироста денежной массы, %
Всего
В том числе
К предыдущему месяцу
К 01.01.2009
Наличные деньги
Безналичные средства
01.01.2009
13 493,1
3794,8
9 698,3
2
01.02.2009
11 990,6
3312,7
8 677,9
-11,1
-11,1
01.03.2009
12 021,3
3301,6
8 719,7
0,3
-10,9
01.04.2009
12 111,7
3278,3
8 833,4
0,8
-10,2
01.05.2009
12 339,0
3410,1
8 928,9
1,9
-8,6
01.06.2009
12 861,2
3461,9
9 399,3
4,2
-4,7
01.07.2009
13 161,0
3522,5
9 638,5
2,3
-2,5
01.08.2009
13 121,0
3550,1
9 570,9
-0,3
-2,8
01.09.2009
13 305,1
3506,6
9 798,5
1,4
-1,4
01.10.2009
13 649,5
3485,6
10 163,9
2,6
1,2
01.11.2009
13 874,7
3566,7
10 308,0
1,6
2,8
01.12.2009
14 224,0
3600,1
10 623,9
2,5
5,4
01.01.2010
15 697,8
4038,1
11 659,7
10,4
16,3
Согласно таблице 1 в течение
2009 года денежная масса сокращалась на
протяжении почти всего периода по сравнению
с началом года, а прирост за год составил
16,3%.
При этом, как видно из таблицы
2 и построенной на ее основе диаграммы
(рисунок 3), до 2008г. наблюдался постоянный
рост денежной массы.
В 2000-2008 гг. сезонный рост
агрегата М2 составлял в среднем около
19,7 %, а также около 44 % в год. Поэтому причиной
сокращения денежной массы в период кризиса
послужило выбранное направление денежно-кредитного
регулирования и в значительной степени
«экономия» бюджетных расходов с целью
борьбы с инфляцией. При этом опыт 7 лет
экономического роста показывал отсутствие
прямой зависимости роста потребительских
цен от темпов увеличения денежной массы
(М2) (а также противоположную тенденцию)
и, что рост денежной массы при увеличении
степени монетизации способствовал, наряду
с укреплением рубля, снижению инфляции
[3].
Таблица 2 Основные
параметры денежной политики и экономики
РФ в 2000-2008 гг.
Рисунок 3 Динамика
денежной массы и инфляции в 2000-2008 гг.
Кроме того, одна из слабостей
денежно-кредитной системы России заключается
в переоценке рубля по отношению к другим
валютам, в том числе в долларах (проблема
«валютного коридора»). Из-за серьезной
переоценки рубля при снижении цен на
нефть и сокращении притока валютной выручки
в страну возникла необходимость пойти
на значительное ослабление рубля по отношению
к иностранной валюте. Такое ослабление
вызвало тенденцию долларизации страны,
частичному отказу от рубля из-за его обесценивания
в расчетах и к другим нежелательным явлениям.
Наиболее важная проблема российской
финансовой системы - ее небольшой масштаб.
Отношение активы банковской системы
к ВВП на01.01.2008 составляет около 61%, в то
время, как в развитых странах свыше 100%.
Банковская система не достаточно развита,
причинами тому являются и личная бедность
значительной части населения (около 30-40%),
способствующая уменьшению сбережений,
а также колоссальные региональные диспропорции
развития, при которых около 60% всех финансовых
ресурсов концентрируется в г. Москве.
Существенная причина отставания экономики
и финансовых рынков - отсутствие рыночной
капитализации значительной массы ресурсов
страны, что создает необходимость развивать
финансовую инфраструктуру страны, направлять
деньги в наиболее отсталые регионы, увеличивать
предложение денег и государственные
расходы адекватно экономическому росту,
кредитовать под активы, создавать эффективные
механизмы рефинансирования банковской
системы.
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод о том, что серьезной
причиной, порождающей проблемы в денежно-кредитной
сфере России, является отсутствие качественных
правовых норм, устанавливающих взаимосвязанную
систему институтов, образующих единый
согласованный механизм регулирования
денежно-кредитных отношений, разграничивающих
их компетенцию, определяющих порядок
взаимодействия и распределения ответственности
между ними [1].
2.2 Денежно-кредитная
политика в 2010-2011 годах
В 2010-2011 гг. Банк России проводил
денежно-кредитную политику исходя из
необходимости создания благоприятных
условий для долгосрочного экономического
развития страны. Низкий уровень инфляции
и стабильность национальной валюты являлись
основой для принятия эффективных решений
в области осуществления сбережений, инвестиций
и потребительских расходов -базовых для
устойчивого экономического роста.
Поэтому главной целью единой
государственной денежно-кредитной политики,
проводимой Банком России совместно с
Правительством Российской Федерации
на этот период, являлась устойчивое снижение
инфляции и поддержание ее на низком уровне,
при этом предполагалось снизить темпы
инфляции до 8,7-9,2% в 2010 году и 78,5% в 2011 году.
Для достижения поставленных
целей ЦБ РФ использовал все имеющиеся
у него инструменты денежно-кредитной
политики, которые позволяли оперативно
реагировать на изменение интенсивности
и направлений движения финансовых потоков
в рамках поставленных целей денежно-кредитной
политики.
Система инструментов денежно-кредитной
политики должна была обеспечивать стабильность
денежного рынка и, в тоже время, стимулировать
кредитные организации к более эффективному
управлению собственной ликвидностью
[11].
При возникновении у банков
потребности в дополнительной ликвидности
они могли воспользоваться набором инструментов,
предлагаемых Банком России для этих целей.
В течение дня это могли быть обеспеченные
внутри дневные кредиты, предоставляемые
Банком России без взымания платы, а также
проводимые в первой и во второй половине
дня аукционы однодневного прямого РЕПО.
Кроме того, на еженедельной основе Банком
России проводились операции по предоставлению
ликвидности банкам на более длительные
сроки. В конце операционного дня кредитные
организации имели доступ к постоянно
действующим инструментам Банка России
-кредитам «овернайт» и сделкам «валютный
своп», процентные ставки по которым установлены
на уровне ставки рефинансирования.
Регулирование ставок рефенансирования
Центробанк России осуществлял с учетом
реального состояния экономики, динамики
инфляции, ситуации на различных сегментах
денежного рынка и было ориентировано
на закрепление формирующихся позитивных
тенденций.
С начала 2010 года Банк России
дважды принимал решение о снижении ставки
рефенансирования 15.01.10 - с 16 до 14% годовых,
и 15.06.10 - с 14 до 13% годовых. Очередное ее
снижение произошло только лишь в конце
декабря 2011 г. - ее понизили до 12%.
При управлении ликвидностью
кредитные организации во II квартале 2011
года активно использовали механизм внутридневного
кредитования и кредитов "овернайт"
Банка России, наибольший объем которых
приходился на апрель 2011 года. В целом
объем внутридневных кредитов, предоставленных
Банком России, возрос с 2,3 трлн. руб. в
I квартале 2011 г. до 2,6 трлн. руб. во II квартале,
а кредитов "овернайт" — с 5,9 до 14,3
млрд. руб. соответственно. В конце каждого
календарного месяца наблюдалось традиционное
увеличение спроса на внутридневные кредиты
со стороны кредитных организаций и объема
предоставленных кредитов "овернайт".