Цели и инструменты кредитно-денежной политики государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 16:13, курсовая работа
Описание работы
В данной работе будут рассмотрены теоретические основы кредитно-денежной политики, будет проанализирована кредитно-денежная политика, проводимая Банком России за период с 2008-209 гг., дан прогноз на 2013-2015 гг. и предложены основные пути повышения ее эффективности. Исходные данные: законодательные и нормативно-правовые акты РФ, статистические данные Росстата, Министерства экономического развития, Министерства финансов, а также публикации отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме. Перечень подлежащих разработке вопросов: a) раскрыть сущность кредитно-денежной политики; b) провести анализ реализации кредитно-денежной политики России; c) выработать рекомендации по совершенствованию кредитно-денежной политики.
Содержание работы
Введение 3 1. Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики государства 7 1.1 Кейнсианская и монетаристская концепции денежно-кредитной политики 8 1.2 Мировой опыт реализации кредитно-денежной политики 8 2. Роль, функции и инструменты Центробанка РФ 8 2.1 Характеристика денежно-кредитной политики Банка России, осуществляемая в 2008 - 2009 гг. 8 2.2 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах 8 3. Перспективы развития кредитно-денежной политики Российской Федерации 8 3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики России 8 3.2 Инструменты совершенствования денежно-кредитной политики 8 Заключение 8 Приложение А 8 Список использованной литературы 8
Таким образом, согласно кейнсианской
теории, денежно - кредитная политика должна
осуществляться в связи с теми или иными
фазами экономического цикла и оперативно
реагировать на состояние национальной
экономики [8].
В этом случае рвется причинно-следственная
связь между понижением процентной ставки
и увеличением денежного предложения,
с одной стороны, и расширением инвестиционной
деятельности, деловой активности и масштабами
ВВП, с другой стороны. Поэтому кейнсианцы
считают, что денежно - кредитная политика
всё же не столь эффективна, как фискальная
политика.
В 70-80-е годы ХХ века практически
все страны с рыночной экономикой столкнулись
с феноменом стагфляции, когда экономический
спад и застойные явления в экономике,
сопровождались высокими параметрами
безработицы и инфляции.
В таком случае активная политика
дешевых денег, которая была направлена
против спада и безработицы приводила
к тому, что еще более усиливала инфляцию.
В свою очередь, высокая инфляция сдерживала
стремление к расширению инвестиционной
деятельности, и инвесторы воздерживались
от реализации инвестиционных проектов.
Следовательно, политика дешевых денег
не достигала своей цели.
При этом политика дорогих денег,
направленная против инфляции, могла еще
более усилить спад и безработицу, так
как высокая процентная ставка сдерживала
инвестиционный спрос.
Монетаристы считают, что активное
вмешательство государства в экономику
нецелесообразно и его следует ограничить
лишь регулированием денежной массы. Обосновывая
свое мнение, монетаристы обращают внимание
на существование в экономике так называемых
временных лагов. Временные лаги - это
периоды времени между принятием тех или
иных экономических решений, в том числе
со стороны правительства и центрального
банка, и изменением реальной ситуации
в экономике. Временной лаг может быть
продолжительностью 6-9 месяцев.
Монетаристы доказывают, что
денежно - кредитную политику не следует
связывать с фазами экономического цикла
и необходимо перейти к долгосрочной политике
воздействия на параметры денежной массы.
С целью удержания экономики
страны в режиме экономического роста
необходимо ежегодно увеличивать денежную
массу, находящуюся в обращении, независимо
от фаз цикла, на величину среднегодового
темпа прироста ВВП, рассчитанного за
длительный период времени [10].
Монетарное правило предполагает
строго контролируемое увеличение денежной
массы в обращении в пределах 3-5% в год.
При увеличении денежного предложения
сверх указанных параметров будет происходить
«раскручивание» инфляции. Поэтому монетаристы
и считают, что инфляция является результатом
непродуманной политики государства.
Если же темп вливания денег в экономику
будет меньше 3% в год, то это приведет к
замедлению темпов прироста реального
ВВП, или даже может наблюдаться отрицательный
прирост.
В свою очередь, если государство
будет придерживаться постоянного темпа
прироста денежной массы в обозначенных
параметрах, то предприниматели на денежном
рынке всегда найдут необходимые им денежные
средства для инвестиций, для пополнения
оборотных средств, для выплаты заработной
платы. Если при этом цена денег (процентная
ставка) будет относительно высокой, то
это позволит отсечь значительную часть
спекулятивных операций. По мнению монетаристов,
в целях борьбы с инфляцией необходимо
сделать денежную единицу устойчиво дорогой,
чтобы тем самым воспрепятствовать расширению
спекулятивного спроса и сделать эффективными
сбережения. Предприниматели, зная, что
процентная ставка будет стабильна на
длительном отрезке времени, и будучи
уверены, что всегда найдут на денежном
рынке необходимый им объем денежных средств,
смогут более точно рассчитывать свои
доходы от инвестиционных проектов. Поэтому
более высокая цена денег не будет их отвлекать
от действий в пользу реализации инвестиционных
вложений и позволит обеспечить экономический
рост [8].
Современные теоретические
модели монетарной политики представляют
собой синтез разных подходов к воздействию
кредитно-денежных инструментов. При этом
в долгосрочной политике преобладает
монетаристский подход. Вместе с тем в
целях быстрого маневрирования государство
не отказывается и от воздействия на процентную
ставку.
1.2 Мировой опыт реализации
кредитно-денежной политики
Мировой экономикой накоплен
огромный опыт функционирования денежно-кредитных
и финансовых институтов, позволяющий
оценить их роль в общем денежном регулировании
экономики, поддержания ликвидности рынка,
эффективном осуществлении платежей,
переливе сбережений в инвестиции. В условиях
России страны определенный интерес составляет
ознакомление с зарубежным опытом решения
ряда проблем финансово-экономической
стабилизации, в частности, на примере
наиболее развитых стран мира - Великобритании,
Германии, Японии, США и Мексики, которая
является одной из самых развитых стран
Латинской Америки.
Центральный банк Великобритании
(Банк Англии) - консультант правительства
по вопросам денежно-кредитной политики
и ее проводник. В послевоенные годы он
использовал практически все основные
методы денежно-кредитной политики. В
1940-х гг. денежно-кредитная политика в
соответствии с кейнсианскими рецептами
рассматривалась как дополнение к финансовой
и была нацелена главным образом на максимальное
удешевление государственного долга:
проводилась политика «дешевых денег»,
т.е. поддержания ссудного процента на
низком уровне. Основными инструментами
денежно-кредитной политики служили установление
фиксированного отношения кассовых резервов
к депозитам банков и операции на открытом
рынке.
Особенностями механизма денежно-кредитного
регулирования были частые изменения
официальной учетной ставки, ужесточение
или ослабление прямых ограничений банковских
ссуд в зависимости от состояния экономической
конъюнктуры, состояния платежного баланса,
масштабов инфляции, а также использование
операций с государственными облигациями
для стабилизации их курсов и понижения
цены государственного долга [9].
С приходом к власти в 1979г. консервативного
правительства М. Тэтчер, направление
денежно-кредитной политики стало определяться
отклонением темпов роста денежной массы
от установленных пределов. Главным методом
контроля Банка Англии за ростом денежной
массы стали его операции по купле-продаже
векселей, причем преимущественно коммерческих,
а не казначейских, и размещение государственных
обязательств за пределами банковской
системы.
В 1990-х гг. основным инструментом
денежно-кредитной политики в Великобритании,
как и в других развитых странах, стали
операции на открытом рынке [9].
С 1 января 1999г. Банк Англии входит
в Европейскую систему центральных банков,
которую возглавляет Европейский центральный
банк, являясь членом со специальным статусом:
не имеет полномочий участвовать в принятии
решений по вопросам единой денежно-кредитной
политики.
Великобритания использует
собственную денежную единицу и проводит
самостоятельную денежно-кредитную политику.
В рамках проведения денежно-кредитного
регулирования Немецкий федеральный банк,
как и другие центральные банки стран
мира, использует определенные методы,
среди которых особое место занимает политика
норм обязательного резервирования. Федеральный
банк в соответствии с Законом о центральном
банке может устанавливать процентные
ставки на обязательства по вкладам до
востребования в размере не больше 30%,
на срочные вклады не больше 20, на сберегательные
- не больше 10%, а на обязательства перед
иностранными институтами банк может
устанавливать процентную ставку до 100%.
Немаловажное значение имеет
и такой подход, как учетная или дисконтная
политика, использующаяся для проведения
политики «дешевых» и «дорогих» денег
в соответствии с экономической конъюнктурой
страны. Например, в последние годы денежно-кредитная
политика центральных банков была направлена
на стимулирование экономической активности
посредством установления низких процентных
ставок. Поэтому политика становится более
агрессивной, что привело к снижению учетной
ставки процента в 2009 г. с 2,75 до 2%. В странах
Европы возможность снижения процента
была обусловлена обязательством центральных
банков стремиться к достижению ориентиров,
установленных в отношении прироста внутренних
потребительских цен.
При проведении политики открытого
рынка Федеральный банк осуществляет
покупку-продажу государственных ценных
бумаг.
Обращаясь к опыту японских
экономистов в области кредитно-денежного
регулирования, необходимо отметить следующие
моменты, которые могли бы быть полезны
для решения наших проблем в области кредитно-денежного
регулирования [14,с.72-78].
Производственные корпорации
в Японии имели слабые финансовые возможности
в первые послевоенные десятилетия, поэтому
банковская система сыграла огромную
роль в формировании условий для ускоренного
роста промышленности в 50-е и 60-е годы.
Нужно отметить, что главной
особенностью функционирования банковской
системы в Японии в течение почти всего
послевоенного периода была высокая степень
правительственного контроля. Опираясь
на такой инструмент, как кредиты Центрального
Банка частному финансовому сектору на
льготных условия, государственная бюрократия
фактически регулировала как процентные
ставки, так и направления кредитования,
что позволяло сравнительно успешно реализовывать
государственные приоритеты. Вместе с
тем, в основе механизма такого регулирования
лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги
со стороны нефинансового сектора и постоянное
превышение размеров кредитов над объемом
средств на банковских депозитах [10].
В последние десять лет основной
особенностью современного японского
рынка ссудных капиталов была искусственная
структура и жесткое регулирование процентных
ставок. При этом либерализация процентных
ставок в последнее десятилетие была определена
не столько соображениями эффективности,
сколько необходимостью размещения на
рынке громадного количество облигаций
госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного
кредита не являются вполне рыночными
по нынешней день.
В последнее время, правда, ситуация
несколько меняется: ослабление напряженности
на рынке ссудного капитала, его интернационализация,
а также появление альтернатив в виде
растущего фондового рынка в значительной
мере ликвидировали объективную экономическую
основу административного регулирования
и заставили Банк Японии пересмотреть
свое отношение к традиционному, классическому
инструментарию. Увеличилась степень
гибкости процентных ставок и учетная
ставка была увеличена до рыночного уровня.
С 1971 года Банк Японии
начал операции на вексельном
рынке, а в дальнейшем приступил
к активным операциям с облигациями
госзаймов, перейдя к системе
открытой подписки на них. Наконец,
был сформирован рынок краткосрочных
ценных бумаг правительства и
начаты массовые операции на
других рынках краткосрочного
капитала. Все это говорит о
качественной смене модели регулирования
кредитно-финансовой сферы с упором
на косвенные методы такого
регулирования, опосредованные ликвидными
позициями банков, выступающие в
роли непосредственных субъектов
кредитной экспансии [10].
Понижение уровня процента
или либерализация предложения
кредитных ресурсов само по
себе не могут быть стимулом
для производственных инвестиций.
В Японии в основе высокого
уровня инвестиционного спроса
лежала "уверенность бизнеса в
будущем экономики, определявшая
высокую норму отдачи на капитал.
Поэтому политика занижения процента
на рынке кредитных ресурсов
и рационирование кредита имели
своей главной целью перераспределение
средств от населения и мелкого
бизнеса в пользу крупнейших
корпораций, способных осуществлять
эффективные инвестиции.
2. Роль, функции
и инструменты Центробанка РФ
Центральный банк РФ (Банк России)
является главным банком Российской Федерации.
Он создан и действует на основании Федерального
закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»
(в ред. от 10. 01. 0Э)[СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003.
№ 2. Ст. 157.], его имущество являются федеральной
собственностью. Банк России осуществляет
полномочия по владению, пользованию и
распоряжению своим имуществом, включая
его золотовалютные резервы [5,с.17-22].
Разработка денежно-кредитной
политики Банком России проводится в соответствии
со ст. 45 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)».
Банк России ежегодно не позднее 26 августа
представляет в Государственную думу
проект основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики на предстоящий
год и не позднее 1 декабря - основные направления
единой государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год. Предварительно
проект представляется Президенту и Правительству
России.
Центральный Банк наделен правом
монопольной эмиссии банкнот, регулирования
денежного обращения и валютного курса,
хранения золотых и валютных резервов.
Важнейшей функцией Центрального банка
является выработка общей кредитно-денежной
политики. Его стратегическая задача -создание
условий для не инфляционного развития
экономики [4].
Банк России имеет три основные
цели деятельности, закрепленные в Законе
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)»:
защита и обеспечение устойчивости рубля
развитие и укрепление банковской системы
РФ
обеспечение эффективного и
бесперебойного функционирования платежной системы
Центральный банк РФ выполняет
следующие функции:
во взаимодействии с Правительством
РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику
монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует наличное денежное обращение
является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций,
организует систему их рефинансирования
устанавливает правила осуществления расчетов в России
устанавливает правила проведения банковских операций
осуществляет обслуживание
счетов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ посредством проведения расчетов
по поручению уполномоченных органов исполнительной власти
и государственных внебюджетных фондов,
на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов
осуществляет эффективное управление
золотовалютными резервами Банка России
принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций, выдает
кредитным организациям лицензии на осуществление
банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает
их
осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских групп
осуществляет все виды банковских
операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России
организует и осуществляет
валютное регулирование и валютный контроль
в соответствии с законодательством
РФ
определяет порядок осуществления
расчетов с международными организациями,
иностранными государствами, а также с
юридическими и физическими лицами
устанавливает правила бухучета
и отчетности для банковской системы РФ
устанавливает порядок и условия
осуществления валютными биржами деятельности
по организации проведения операций по
покупке и продаже иностранной валюты
проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики РФ, публикует материалы и статистические данные