Ценообразование и поведение фирмы в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

Содержание работы

1 Ценообразование и поведение фирмы в условиях монополии................. 3
1.1 Понятие чистой монополии............................................................... 3
1.2 Спрос и доход в условиях чистой монополии................................. 5
1.3 Поведение фирмы в краткосрочном периоде.................................. 7
1.4 Поведение фирмы в долгосрочном периоде....................................13
1.5 Ценовая дискриминация....................................................................16
2 Ответы на вопросы........................................................................................24
3 Решение задачи..............................................................................................26
Список используемой литературы..................................................................27

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Предприятие закрывается, то есть прекращает производство, когда при любых сочетаниях объема производства и цены общий доход меньше общих переменных издержек. В этом случае при осуществлении производства убытки предприятия будут равны сумме постоянных и части переменных издержек. Если же предприятие прекращает производство, то его убытки равны только величине постоянных издержек. Поэтому оптимальное поведение для предприятия – прекращение производства.

Случай закрытия предприятия представлен на рисунке 5.

 

Рисунок 5 –  Вариант закрытия предприятия

 

На рисунке  минимальные убытки (наименьшая разница по вертикали между кривыми общих издержек и общего дохода) – отрезок АВ, оптимальный объем производства – 0. Если предприятие будет производить больше продукции, то его убытки будут только возрастать.

2) Подход «предельный доход – предельные издержки».

В соответствии с этим подходом оптимальным для  предприятия будет такое сочетание  объема выпуска продукции и цены, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC).

При этом подходе  также рассматриваются три варианта поведения предприятия:

1) максимизация  прибыли;

2) минимизация  убытков;

3) закрытие предприятия.

Максимизация  прибыли возможна в том случае, когда существуют такие сочетания объемов производства и цены, при которых цена продукта (Р) больше средних общих издержек (ATC). Этот вариант представлен на рисунке 6.

 

Рисунок 6 –  Вариант максимизации прибыли предприятием при подходе «предельный доход  – предельные издержки»

 

На рисунке  оптимальная цена – Р0, оптимальный  объем производства – Q0, средние  общие издержки при оптимальном объеме производства – С0. При этом максимальная прибыль на единицу продукции – отрезок Р0С0, максимальная общая прибыль – площадь прямоугольника – С0Р0ХУ.

Минимизация убытков осуществляется тогда, когда, во-первых, при любом сочетании объемов производства и цены средние общие издержки (ATC) превышают цену (Р), и, во-вторых, существуют такие сочетания цены и объема производства, при которых цена продукта (Р) больше средних переменных издержек (AVC).

На рисунке 7 оптимальная цена – Р0, оптимальный объем производства – Q0, средние общие издержки при оптимальном объеме производства – С0, средние переменные издержки – С1. При этом минимальные убытки на единицу продукции – отрезок С0 Р0, минимальные общие убытки – площадь прямоугольника – С0Р0УХ.

 

Рисунок 7 –  Вариант минимизации убытков  предприятием при подходе «предельный  доход – предельные издержки»

 

Предприятие закрывается, когда при любом сочетании объемов производства и цены, цена меньше средних переменных издержек. В этом случае минимально возможные убытки – величина постоянных издержек при прекращении производства.

Учитывая вышеизложенные варианты поведения, построим кривую предложения  предприятия, функционирующего в условиях чистой монополии, в краткосрочном  периоде.

Рассмотрим  рисунок 8. Объем производства, соответствующий точке пересечения кривых предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) является оптимальным объемом производства (Q0).

Равновесная цена при этом равна высоте кривой спроса для данного объема выпуска продукции (P0). Таким образом, точка Х отражает оптимальный объем производства при цене P0, или, другими словами, величину предложения товара Q0 при цене P0. Изменяя спрос, а, следовательно, и предельный доход, при неизменных кривых издержек получим другие точки, отражающие величины предложения при различных ценах на товар. Соединив эти точки, получим краткосрочную кривую предложения S.

 

Рисунок 8 –  Предложение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном  периоде

 

Кривая предложения S восходящая, что отражает необходимость роста цен при увеличении объемов производства. При этом она расположена выше кривой средних переменных издержек (AVC), так как, если цена товара окажется ниже средних переменных издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства, а, следовательно, и величина предложения станут равны 0.

 

1.4 Поведение фирмы в долгосрочном периоде

Если фирма  является монополистом, то она олицетворяет собой отрасль, и условия максимизации прибыли для отдельной фирмы-монополиста применимы и для всей отрасли. Несомненно, прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль иные фирмы. Поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм.

В долгосрочном периоде отсутствуют постоянные издержки, и предприятие в любой момент может прекратить производство, не неся при этом убытки. Поэтому такой вариант поведения, как «минимизация убытков», предприятиями в этом периоде не используется. Если монополист не в состоянии компенсировать свои долгосрочные издержки, то он уйдет с рынка. В противном случае его поведение в долгосрочном периоде зависит от наличия барьеров, препятствующих вступлению на рынок других предприятий. При этом монополист, планируя свою деятельность, осуществляет выбор из следующих вариантов поведения:

1) максимизация  прибыли;

2) лимитирующее  ценообразование;

3) поиск ренты.

Возможны два  подхода к определению поведения  предприятия:

1) «долгосрочный  общий доход – долгосрочные  общие издержки»;

2) «долгосрочный предельный доход – долгосрочные предельные издержки».

Согласно первому  подходу необходимо сопоставить  долгосрочные общие издержки (LTC) и  долгосрочный общий доход (LTR) при  различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска  продукции и цены, при котором  разница между долгосрочным общим доходом и долгосрочными общими издержками максимальна, является оптимальным.

На рисунке 9, показанном ниже, максимальная прибыль (наибольшая разница по вертикали  между кривыми общего дохода и  общих издержек) – отрезок АВ, оптимальный объем производства – Q1.

 

Рисунок 9 –  Вариант максимизации прибыли при  подходе «LTR – LTC»

 

В соответствии с подходом «долгосрочный предельный доход –долгосрочные предельные издержки», оптимальным для предприятия  будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором долгосрочный предельный доход (LMR) равен долгосрочным предельным издержкам (LMC).

 

Рисунок 10 –  Вариант максимизации прибыли предприятием при подходе «предельный доход  – предельные издержки»

 

На рисунке 10 оптимальная цена – Р0, оптимальный объем производства – Q0, долгосрочные средние общие издержки при оптимальном объеме производства – С0. При этом максимальная прибыль на единицу продукции – отрезок Р0С0, максимальная общая прибыль – площадь прямоугольника – С0Р0ХУ.

Как видно из рисунка 8 долгосрочные средние общие издержки при оптимальном объеме производства выше минимально возможных (соответствующих точке пересечения LMC и LATC). У монополиста из-за отсутствия конкуренции нет стимула для снижения издержек производства. Поэтому в долгосрочном периоде средние издержки не обязательно минимальные.

Ситуация, когда  в долгосрочном периоде производство осуществляется со средними общими издержками, превышающими минимально возможные, получила название Х-неэффективность. Причиной возникновения Х-неэффективности является внутренняя неэффективность, которая возникает в случае уклонения от предпринимательского риска; принятия на работу неквалифицированных и некомпетентных друзей или знакомых; плохого стимулирования работников. Причиной высоких издержек монополиста так же являются высокие расходы, связанные с сохранением монопольного положения на рынке.

Построим кривую предложения предприятия, функционирующего в условиях чистой монополии в  долгосрочном периоде.

Основное отличие  долгосрочной кривой предложения от краткосрочной в том, что она расположена выше кривой долгосрочных средних общих издержек, так как, если цена товара окажется ниже долгосрочных средних общих издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства, а, следовательно, и величина предложения станут равны 0 (рисунок 11).

 

Рисунок 11 –  Предложение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде

 

В случае возможного появления на рынке конкурентов  монополист, скорее всего, будет использовать стратегию лимитирующего ценообразования. Лимитирующее ценообразование предполагает, что монополист устанавливает цену на свою продукцию ниже той, которая обеспечивает ему максимальную прибыль. Такая стратегия ограничивает прибыль на рынке с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов.

При наличии  или возможности установления юридических  барьеров монополист может реализовать  вариант поведения, получивший название «поиск ренты». Такой вариант поведения монополиста направлен на сохранение или принятие нормативных актов, препятствующих проникновению других предприятий в отрасль, путем лоббирования, то есть воздействия на процесс принятия решений органами власти.

 

1.5 Ценовая дискриминация

Среди причин возникновения  и осуществления монопольной  власти необходимо анализировать стратегическую ценовую политику фирм по отношению, как к фактическим, так и к потенциальным конкурентам. Стратегическая ценовая политика по отношению к конкурентам позволяет фирме сохранить рыночную власть. Зачастую фирмы используют имеющуюся монопольную власть для максимизации прибыли.

Одним из возможных  способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.

Необходимым условием проведения ценовой дискриминации  является невозможность перепродажи  товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.

При проведении ценовой дискриминации первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного дохода. В этом случае объем выпуска монополии, как и фирм на рынке совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса (рисунок 12).

Но в отличие  от рынка совершенной конкуренции  покупатели не получают потребительских  излишков. Заштрихованный на рис. 10 треугольник  представляет прибыль монополии.

 

Рисунок 12 –  Ценовая дискриминация первой степени

 

Осуществить ценовую  дискриминацию первой степени на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист может продавать не каждую единицу продукции, а определенные ее порции, т.е. проводить ценовую дискриминацию второй степени.

Правило проведения ценовой дискриминации второй степени  вывел Г. Штакельберг: «Предельная выручка от продажи любой, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи последней партии — предельным затратам», т.е. MR1 = P2, MR2 = P3, ... , MRn= MC.

В реальной экономике чаще всего встречается ценовая дискриминация третьей степени. Условия для ее проведения возникают тогда, когда потребители определенного блага разделены на группы, различающиеся эластичностью спроса по цене. В этом случае отраслевой спрос представлен не одной, а несколькими кривыми спроса. Общая прибыль от продажи продукции на n сегментах рынка по разным ценам (формула 2):

 

= P1q1 + P2q2 + ... + Pnqn — TC(Q), (2)

 

где Pi, qi — соответственно цена и объем продаж на i-м сегменте рынка;

 

.

 

Условием ее максимизации является следующая система  уравнений (формула 3):

 

MR1 = MR2 = ... = MRn= MC. (3)

 

Следовательно, на каждом из сегментов рынка нужно  установить такую цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковой и равнялась предельным затратам общего выпуска.

Ценовая дискриминация  третьей степени увеличивает  прибыль лишь в том случае, если сегменты рынка различаются эластичностью  спроса по цене. Когда такое различие есть, тогда для покупателей с меньшей эластичностью спроса цену нужно установить выше, чем для покупателей с большей эластичностью спроса.

Проведенный анализ показал, как за счет ценовой дискриминации монополия может увеличить прибыль.

Рассмотрим  теперь, как ценовая дискриминация  влияет на общественное благосостояние, измеряемое суммой излишков потребителей и производителей.

Поскольку ценовая  дискриминация первой и второй степеней сопровождается увеличиваем выпуска  продукции и снижением цены, то излишки потребителей растут. Последствия ценовой дискриминации третьей степени для общественного благосостояния неоднозначны.

Если в результате ее осуществления отраслевой рынок  приобретает дополнительный сегмент  покупателей, т.е. товар будут покупать потребители, для которых единая монопольная цена была слишком высокой, то последствия станут такими же, как при ценовой дискриминации первой и второй степеней.

Информация о работе Ценообразование и поведение фирмы в условиях монополии