Ценообразование и поведение фирмы в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

Содержание работы

1 Ценообразование и поведение фирмы в условиях монополии................. 3
1.1 Понятие чистой монополии............................................................... 3
1.2 Спрос и доход в условиях чистой монополии................................. 5
1.3 Поведение фирмы в краткосрочном периоде.................................. 7
1.4 Поведение фирмы в долгосрочном периоде....................................13
1.5 Ценовая дискриминация....................................................................16
2 Ответы на вопросы........................................................................................24
3 Решение задачи..............................................................................................26
Список используемой литературы..................................................................27

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО Рыбинский  государственный авиационный технологический  университет имени П.А. Соловьева

 

Факультет заочного обучения

Кафедра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «»

Вариант №9

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ошлепин С.О. 

Группа: ЗВП-11 

Преподаватель:

Подпись преподавателя: ________

Дата: _________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинск, 2013 
Содержание

 

1 Ценообразование  и поведение фирмы в условиях  монополии................. 3

1.1 Понятие чистой  монополии............................................................... 3

1.2 Спрос и  доход в условиях чистой монополии................................. 5

1.3 Поведение  фирмы в краткосрочном периоде.................................. 7

1.4 Поведение  фирмы в долгосрочном периоде....................................13

1.5 Ценовая дискриминация....................................................................16

2 Ответы на  вопросы........................................................................................24

3 Решение задачи..............................................................................................26

Список используемой литературы..................................................................27

 

1 Ценообразование  и поведение фирмы в условиях  монополии

 

1.1 Понятие чистой монополии

В России значительная часть промышленной продукции выпускается  единственными предприятиями-монополистами.

Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

1. Выпуск товара  всей отраслью контролируется  лишь одним продавцом, который  называется монополистом. Иными  словами, фирма-монополист является  единственным производителем товара  и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый  монополистом товар является  особым в своем роде и не  имеет близких заменителей. Соответственно  спрос на товар при изменении  цен на товары иных отраслей  меняется незначительно, а поэтому  перекрестная эластичность спроса  монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора; они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

3. Монополия  полностью закрыта для входа  в отрасль новых фирм.

Основными барьерами, препятствующими проникновению  новых предприятий на рассматриваемый  рынок, являются:

а) Юридические  барьеры – монопольные права, предоставляемые государством. Важнейшими видами юридических барьеров являются патенты, авторские права и лицензии.

б) Естественные барьеры. Они обусловлены:

- собственностью  на уникальные природные ресурсы.  Например, монополистом может стать  фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Никто другой это месторождение использовать не сможет, так как закон защищает права собственника.

- экономией  на масштабах производства. В некоторых отраслях положительный эффект от роста масштабов производства исчерпывается при достаточно большом объеме производства, близком или превышающем величину спроса на данный продукт по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Поэтому самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

в) Экономические  барьеры – барьеры, возводимые самими производителями в результате обладания уникальными способностями и знаниями. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на свой продукт.

Юридические, естественные и экономические барьеры непреодолимы только в течение определенного  периода, более или менее длительного. Юридические барьеры обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченный интервал времени, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента или лицензии препятствие для входа в отрасль исчезает. Естественные барьеры могут быть преодолены в результате появления новых технологий, открытия новых источников природных ресурсов. Любые барьеры могут быть разрушены в результате появления товаров-субститутов.

4. Предприятие-монополист  осуществляет полный контроль  над ценой. Оно может изменять  цены путем манипуляции количеством  его предложения. В зависимости от типа ценообразования выделяют простую и дискриминирующую монополию.

Монополия, реализующая  всю свою продукцию по единой цене, называется простой.

Монополия, реализующая  свою продукцию по разным ценам, называется дискриминирующей.

5. Кривая спроса фирмы (отрасли) имеет отрицательный наклон. Фирма в состоянии построить кривую спроса на свою продукцию. Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему максимальную прибыль. Обратим внимание, что монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время. Поэтому монополист не так всесилен, как это иногда представляется. Если он назначает объем выпуска, кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую примет потребитель. Если монополист назначает цену, он должен ограничить предложение тем объемом, которое ему диктует потребительский спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение по объему выпуска и цене, т.е. выбрать некоторую их комбинацию, исходя из особенностей кривой спроса.

Таким образом, у монополиста нет своей кривой предложения, независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.

 

1.2 Спрос и доход в условиях чистой монополии

Кривая спроса на продукцию предприятия в условиях чистой монополии есть отраслевая кривая спроса. Она имеет, согласно закону спроса, нисходящий характер. Нисходящий характер кривой означает, что увеличение продаж монополистом может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию.

Спрос на продукцию  предприятия определяет его доход: средний, предельный, совокупный.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданной продукции.

Предельный  доход (MR) – величина изменения общего дохода при уменьшении (увеличении) объема производства на единицу.

Общий доход (TR) представляет собой произведение количества проданной продукции (Q) и ее цены (P).

Кривая спроса совпадает с кривой среднего дохода (рис.1).

 

Рисунок 1 –  Динамика предельного и среднего доходов

 

Действительно, так как все единицы продукции  в условиях монополистической конкуренции  продаются по одной цене, то средний  доход равен цене продукции:

 

AR=TR/Q=(PхQ)/Q=P (1)

 

Нисходящий  характер кривой спроса означает, что  увеличение объема продаж может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию. При этом предельный доход  предприятия меньше среднего дохода. Это связано с тем, что снижение цены будет относиться не только к предельной единице, но и ко всем остальным.

Кривая предельного  дохода располагается ниже кривой спроса.

По определению  предельный доход отражает величину изменения общего дохода. Поэтому, если предельный доход – величина положительная, общий доход повышается, если предельный доход отрицателен, то общий доход уменьшается. В связи с этим, там, где кривая предельного дохода расположена выше горизонтальной оси, то есть предельный доход положительный, общий доход растет, где ниже общий доход уменьшается. Следовательно, при объеме выпуска продукции (Q1), соответствующего точке пересечения кривой предельного дохода с горизонтальной осью координат, общий доход максимальный. На рисунке 1 и рисунке 2 представлены кривые предельного, среднего и общего дохода.

 

Рисунок 2 –  Динамика общего дохода

 

На рисунке 1 предельный доход с ростом объемов  продаж уменьшается. Если объем производства меньше Q1, то предельный доход положительный, если больше Q1, то предельный доход отрицательный. При объеме продаж Q1 предельный доход равен 0. Кривая спроса D, которая одновременно является кривой среднего дохода, располагается выше кривой предельного дохода.

При объеме производства Q1 предельный доход равен 0, а общий  доход максимален.

Рассмотренные выше кривые спроса и доходов адекватно  отражают ситуацию на рынке как краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Можно отметить только, что в долгосрочном периоде кривая спроса более эластична, так как потребители имеют  большую возможность для корректировки своего поведения.

 

1.3 Поведение фирмы в краткосрочном периоде

В краткосрочном  периоде предприятия располагают  фиксированными производственными  мощностями. Задача предприятия –  выбор оптимального объема производства путем применения различного количества переменных ресурсов и оптимальной цены, исходя из динамики спроса на продукцию.

Существует  два подхода к определению  оптимального сочетания «цена –  объем производства»:

1) «общий доход  – общие издержки»;

2) «предельный  доход – предельные издержки».

1) Подход «общий  доход – общие издержки». Согласно этому подходу необходимо сопоставить общие издержки и общий доход при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна, является оптимальным.

При данном подходе  возможны 3 варианта поведения предприятий  при выборе оптимального объема производства:

1) максимизация  прибыли;

2) минимизация  убытков;

3) закрытие предприятия.

Предприятие максимизирует прибыль, если существуют такие сочетания объема производства и цены, при которых общий доход (TR) больше общих издержек (TC) и возможно получение прибыли.

Этот вариант  поведения предприятия представлен  на рисунке 3.

Максимальная  прибыль – наибольшая разница между общим доходом и общими издержками. На рисунке максимальная прибыль (наибольшая разница по вертикали между кривыми общего дохода и общих издержек) – отрезок АВ, при этом оптимальный объем производства – Q1.

 

Рисунок 3 –  Вариант максимизации прибыли предприятием

 

Предприятие минимизирует убытки, если одновременно выполняются следующие два условия:

1) для любых  сочетаний объема производства  и цены общий доход меньше  общих издержек;

2) существуют  такие сочетания объема производства  и цены, при которых общий доход (TR) больше общих переменных издержек (TVC).

В этом случае предприятие  несет убытки при любом объеме производства, и оно выбирает такое  сочетание объема производства и  цены, при котором убытки минимальны.

 

Рисунок 4 –  Вариант минимизации убытков предприятием

 

На рисунке 4 минимальные убытки (наименьшая разница  по вертикали между кривыми общих  издержек и общего дохода) – отрезок  АВ, оптимальный объем производства – Q1.

Информация о работе Ценообразование и поведение фирмы в условиях монополии