Ценообразование и поведение фирмы в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

Содержание работы

1 Ценообразование и поведение фирмы в условиях монополии................. 3
1.1 Понятие чистой монополии............................................................... 3
1.2 Спрос и доход в условиях чистой монополии................................. 5
1.3 Поведение фирмы в краткосрочном периоде.................................. 7
1.4 Поведение фирмы в долгосрочном периоде....................................13
1.5 Ценовая дискриминация....................................................................16
2 Ответы на вопросы........................................................................................24
3 Решение задачи..............................................................................................26
Список используемой литературы..................................................................27

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Когда по единой цене товар доступен покупателям  с различной эластичностью спроса, а монополия устанавливает дифференцированные по сегментам рынка цены в целях максимизации прибыли, тогда рост последней сопровождается снижением общественного благосостояния. Это связано с тем, что при проведении ценовой дискриминации третьей степени сокращается объем продаж покупателям с неэластичным спросом (крутая линия спроса) и увеличиваются продажи покупателям с эластичным спросом (пологая линия спроса).

В результате уменьшение потребительских излишков у покупателей с неэластичным спросом превышает рост потребительских излишков у покупателей с эластичным спросом.

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

продавец должен быть в состоянии  разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос  которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

блага не могут перепродаваться  покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное  передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации; покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Ценовая дискриминация может возникать  на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством  производства является покупаемое благо.

Понятие ценовой дискриминации  ввел в экономическую науку в  первой трети XX в. А. Пигу, но само явление  было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой  дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация первой степени  представлена на рис. 13

Рисунок 13 – Совершенная ценовая дискриминация

Оптимальный выпуск монополии находится  в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

Поскольку монополист не может иметь  полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации  в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации  блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

Ценовую дискриминацию второй степени  проиллюстрируем на рис. 14

Рисунок 14 – Ценовая дискриминация второй степени

На рис. 14 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 14 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

Ценовая дискриминация второй степени  нередко выступает в форме  ценового дисконта, или скидок (на объем  поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация  во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

Ценовая дискриминация третьей  степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации  первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей  степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

На рис. 15 показана ценовая дискриминация  третьей степени на двух рынках.

Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

Рисунок 15 – Ценовая дискриминация третей степени

Ценовая дискриминация часто применяется  западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

Чаще всего к ценовой дискриминации  фирмы-монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации  неоднозначна, поскольку она имеет  как положительные, так и отрицательные  последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой  дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

ПИГУ Артур Сесил (1877-1959), английский экономист, ученик и последователь  А. Маршалла, неоклассик Кембриджской школы политической экономии. Получил образование в Кембриджском университете. Автор многочисленных научных трудов. Пигу выдвинул идею использования концепции убывающей предельной полезности при анализе совокупного дохода, сторонник свободной конкуренции, противник государственного вмешательства в ценообразование и перераспределение ресурсов.

 

2 Ответы на  вопросы

 

1) Какие доходы  формируются на рынке факторов  производства?

За факторами производства стоят определенные группы людей: за "трудом" - работники, за "землей" - землевладельцы (частник или государство не имеет значения), за "капиталом" - его собственники, за "предпринимательской деятельностью" - организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: владелец рабочей силы получает доход в форме заработной платы, собственник земли - ренту, собственник капитала - процент, предприниматель - прибыль от своей предпринимательской деятельности. То, что является доходом для владельца фактора производства, выступает как затрата, как издержки для покупателя (потребителя) этого фактора.

В экономической теории различают доход как понятие чисто хозяйственное (на микроуровне) и как понятие народнохозяйственное (на макроуровне). Если рассматривать доходы в зависимости от субъекта присвоения (кто получает), то в этом случае доходы делятся:

- доходы населения;

- доходы предприятия  (фирмы);

- доходы государства;

- доходы общества (национальный  доход как вновь созданная  в течение года стоимость).

 

2) Почему финансовые  механизмы и финансовые системы  различных стран отличаются друг от друга?

Финансовый  механизм – наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности  текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Например, отношения по формированию бюджета могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и непрямых, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи развитием налогового законодательства.

Финансы, как отмечалось раннее, - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и осуществления расширенного воспроизводственного процесса. Без финансов невозможно обеспечивать расширенное воспроизводство, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие научно-технических достижений. Однако эти отношения проявляются неодинаково, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы, которое определённым образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Наличие разных общественных потребностей у субъектов хозяйствования и государства приводит к возникновению разнообразных видов финансовых связей, которые отличаются друг от друга, и одновременно характеризуются некоторыми общими чертами. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовая система стран рыночной экономики включает в себя финансовые рынки, фирмы, посредников, предоставляющие финансовые услуги, и другие институты, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения и формируют денежные фонды

 

3) Почему спрос  на факторы производства носит  вторичный или производный характер (является порожденным)?

Особенность спроса на любые факторы производства состоит  в том, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага (т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения).

 

3 Решение задачи

 

В таблице содержатся данные о ВПН США за пять лет:

 

Год

Номинальный ВПН (млрд. доллл.)

Дефлятор (в %, 1982=100)

Реальный ВПН (млрд. долл.)

1951

333,4

25,1

13,3

1964

649,8

32,9

19,8

1973

1359,3

49,5

27,5

1978

2249,7

72,2

31,2

1983

3405,7

103,9

32,8

1984

3772,2

107,7

35


 

а) Реальный ВНП = Номинальный ВНП/Дефлятор

 

б) в чем отличие  номинального и реального ВНП?

Номинальный ВНП - стоимость товаров и услуг  изменяется в текущих ценах.

Реальный ВНП - стоимость товара и услуг изменяется в постоянных (базисных) ценах.

 

в) в чем смысл  показателя "дефлятор"?

Дефлятор показывает изменения  уровня цен произведенной продукции  в отчетном году по отношению к  базисному.

 

Список используемой литературы

 

1. Максимова,  В.Ф. Микроэкономика: учебно-методический комплекс. – М. : Изд. центр ЕАОИ. 2009.

2. Максимова В.Ф. Микроэкономика: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2011.

3. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др. ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. – 2-е изд., стер. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

Информация о работе Ценообразование и поведение фирмы в условиях монополии