Ценообразование на туристический продукт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы являетсяизучение современного состояния туристического рынка. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты международного туризма;
• изучить факторы, определяющие спрос и предложение на рынке туристических услуг;
• изучить ценообразование на туристический продукт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ О РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1.ПОНЯТИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ 5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 6
2.АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ 8
2.1.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПРОС НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ 8
2.1.1.ОБЩИЕ ФАКТОРЫ СПРОСА 8
2.1.2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПРОС 10
2.2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ 12
3.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ 15
3.1.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 15
3.2.МЕТОДИКА КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ТУРПРОДУКТА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

kr.docx

— 68.62 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями[5, C.123]. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики во многих странах. Успешное развитие  туризма  оказывает влияние  на  такие  ключевые  сектора  экономики,  как  транспорт  и  связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров  народного потребления и др.

Международная туристическая отрасль по всему миру обеспечивает работой 300-400 миллионов человек. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами[17]. Также туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики.

Актуальность курсовой работы связана с тем, что значение туризма в мире постоянно возрастает, в экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций, а в отдельных странах является основным источником их существования.

По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда экспортный доход сгенерированный международным туризмом занимает четвертое место после экспорта топлива, химических веществ и автомобильной продукции [2, C. 100].

Объектом исследования в работе является конъюнктура туристического рынка.

Предметом исследования является последовательность изучения конъюнктуры туристического рынка.

Основной  целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты международного туризма;
  • изучить факторы, определяющие спрос и предложение на рынке туристических услуг;
  • изучить ценообразование на туристический продукт.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ О РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1.ПОНЯТИЕ  РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ФУНКЦИИ  И ОСОБЕННОСТИ

 

      Туристский рынок — это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, в которой совершается процесс превращения туристских услуг в деньги и обратно. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеет свои экономические интересы, которые могут не совпадать. При их совпадении происходит акт купли-продажи туристского продукта[6, c.115-116].

 

      Сущность туристского рынка выражается в его функциях, важнейшими из которых являются:

    • реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте. Купля-продажа означает реализацию стоимости туристского продукта и общественное признание его потребительской стоимости;
    • организация процесса доведения туристского продукта до потребителя;
    • экономическое обеспечение материальных стимулов сотрудников туристского предприятия к повышению качества и совершенствованию ассортимента предлагаемых услуг, производству их в соответствии с запросами потребителей, росту производительности труда[8, C.275].

 

      Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, в качестве которых выступают организаторы и продавцы туристского продукта (туроператоры и турагенты), их контрагенты – производители туристских услуг (гостиницы, предприятия питания, транспортные организации, экскурсионное бюро и т.д.) и покупатели (потребители) туристских услуг.

 

 

 

      Туристский  рынок имеет свои специфические  особенности:

    1. Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиентов и ее устойчивость на рынке.
    2. При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
    3. На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезонам, а также через снижение емкости перевозок туристов.
    4. Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент внутри туристского предприятия должен постоянно развиваться.
    5. При туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами[10, c. 453-457].

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

Известно  очень много подходов к классификации  туристского рынка. По отношению  к определенному району (регион, страна, группа стран) можно выделить следующие рынки:

    • внутренний туризм, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;
    • въездной туризм, включающий путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями;
    • выездной туризм, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район[14, C.80].

 

 

 

2.АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

2.1.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПРОС НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Спрос – это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести[7, c.179-181].

Спрос на туристические товары и услуги зависит от многих переменных, одни из которых являются независимыми и находятся вне контроля со стороны производителей туристического продукта и потенциальных туристов, а другие зависят друг от друга и могут быть изменены.

Спрос на туризм подразделяется на потенциальный и действительный.

Потенциальный спрос на туристические товары и услуги зависит от людей, желающих путешествовать, а действительный спрос – от людей, которые в данное время уже путешествуют по заранее выбранному маршруту.

Составляющие спроса на туристические услуги:

    • подготовка путешествия (информационные проспекты, консультации специалистов, стоимость и условия продажи билетов, курс обмена валют, покупка специальной одежды или снаряжения и т.д.);
    • передвижение (доставка к месту пребывания, экскурсии и т.д.);
    • проживание (размещение) и питание (в отелях, кемпингах, ресторанах);
    • деятельность в местах размещения (анимация, развлечения, спорт, покупки (шопинг), музеи и т.д.);
    • покупки и личные нужды (предметы первой необходимости, медицинская помощь, страховка);
    • запись и сохранение впечатлений (видео, фотографии, сувениры)[13, c.289-291].

2.1.1.ОБЩИЕ  ФАКТОРЫ СПРОСА

Покупательская способность.

Высокая степень зависимости уровня жизни и интенсивности путешествий является одним из важнейших факторов туризма. Увеличение личных доходов приводит к перераспределению затрат как на постоянные нужды, так и на туристические цели. Чем больше остается свободных денег после оплаты всех товаров и услуг первой необходимости (питание, коммунальные платежи и т.д.), тем чаще возникает потребность в путешествиях. Таким образом, положительная эластичность спроса на туристические услуги прямо пропорциональна росту доходов населения[16].

Демографическая структура и тенденции.

В данном случае значимым фактором является изменение численности людей определенных возрастных групп. Например, увеличение людей среднего возраста приводит к тому, что большее количество человек имеют уровень дохода, позволяющий путешествовать.

Социальные и культурные факторы.

Увеличение количества свободного времени и признание оплачиваемых отпусков как социальной необходимости повышает спрос на туризм в такой же степени, как и изменения в стиле жизни и предпочтениях. Все больше делается акцент на свободу передвижения, путешествие как средство самовыражения и способ получения новых впечатлений и опыта. Стрессы также способствуют росту спроса на туризм в области развлечений, отдыха и восстановительной активности[4, c.256-261].

Мотивация и отношение к путешествиям.

Выгоды, получаемые от туризма, в большинстве случаев неосязаемы, абстрактны и субъективны. В связи с этим конкретные туристические товары и услуги могут привлечь потребителей часто с противоречивыми и несовместимыми нуждами и мотивами..

Возможности для путешествия.

Объем спроса определяется не только желанием и нуждами, но также покупательской способностью и имеющимся предложением. Другими словами, спрос на туризм тем выше, чем больше выбор туристических возможностей.

Все эти факторы вместе определяют спрос на данном рынке и, следовательно, их необходимо учитывать при определении рыночных условий и оценки будущего рыночного потенциала. Многие из этих факторов могут количественно изменяться и относительно легко определяться. По этой причине прогнозы общего спроса, как правило, более достоверны и точны, чем прогнозы специфического спроса[1, C.358].

2.1.2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПРОС

Спрос на специфические места размещения, типы туристских услуг и продуктов определяется следующими факторами:

Цена и спрос на туристические услуги.

Цена – один из главных факторов, определяющих спрос. Решения о местах назначения, способах путешествия, видах мероприятий во время путешествий, об условиях проживания и продолжительности путешествия в значительной степени определяются ценовыми параметрами. Цена также является важным фактором в конкуренции между туроператорами. Очень часто программы различных туроператоров включают одни и те же места назначения, способы перемещения, отели, экскурсионные туры и т.д. Поскольку продукты различаются минимально, ценовые параметры в значительной степени определяют выбор потребителя[3, c.161-167].

Способы привлечения к месту назначения, возможности и услуги.

Самое важное решение потенциальный путешественник принимает, когда определяется, куда ему поехать. Этот выбор зависит от его оценки преимуществ, которыми обладают различные места назначения. Путешественника привлекают возможности удовлетворения его нужд, желаний и ожиданий: место расположения, события или наличие возможностей для определенной деятельности.

Доступность.

Способы передвижения и их стоимость, время, необходимое для путешествия, комфорт, скорость, надежность, условия оформления визовых и медицинских проверок, контроль валюты, таможенная проверка также влияют на выбор потребителя[11, c.218-222].

Имидж и ассоциации.

Важен не только имидж туристической компании, но и образ конкретного места назначения, который ассоциативно возникает у потребителя.

Ряд взаимовлияющих факторов определяют необычайно высокую степень нестабильности спроса в туризме и создают особые проблемы в области продвижения турпродукта. На нестабильность спроса могут влиять:

    • рыночные цены и уровень доходов населения;
    • сезонность;
    • внешние факторы окружающей среды;
    • привязанность потребителя к маршрутам, видам и способам путешествия;
    • количественные и качественные изменения в структуре спроса;
    • мотивация и желания, лежащие в основе туристского спроса.

Прогнозирование спроса на туристские услуги.

Прогнозирование спроса на туристские услуги связано с рядом специфических особенностей и проблем:

    • число факторов, влияющих на спрос, очень велико, и определить их относительную важность достаточно сложно.
    • уровень спроса на туруслуги зависит от различных внешних, независимых факторов, многие из которых непредсказуемы.
    • субъективные и иррациональные факторы, определяющие спрос на услуги, нелегко определить и количественно оценить[15, c.77-78].

А так же, туристический спрос носит ярко выраженный сезонный характер с пиками в определённое время года и спадами в остальные месяцы. В странах северного полушария с умеренным климатом основными туристскими сезонами являются летний (июль-август) и зимний (январь-март), также выделяют межсезонье (апрель-июнь, сентябрь), и так называемый мёртвый сезон (октябрь-декабрь).

2.2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Туристское предложение состоит из первичного (первоначального) и производного предложений.

Первичное предложение притягивает туристов своей естественной пользой и создается не только для туристских целей. Его отличают следующие характеристики:

    • природные особенности страны (географическое положение, климат, топография, растительный и животный мир);
    • социально-культурные факторы (культура, традиции и обычаи, сооружения мирового значения, гостеприимность);
    • общая инфраструктура (пути сообщения, коммуникации, газо-, водо- и электроснабжение, очистные сооружения, учреждения культуры и досуга)[9, c.331-334].

Информация о работе Ценообразование на туристический продукт